Чем меньше ребёнок, тем сложнее ему дается выражение своих эмоций и мыслей с помощью слов. Особенно это видно по деткам в возрасте около двух лет, когда пассивный словарный запас уже накопился, малыши понимают обращенную к ним речь, но, когда отчаянно пытаются вступить в равноправный диалог — мало что получается, и начинаются слезы, ребёнок может даже кричать, бросать предметы с досады и топать ножками.
Но ребёнок растет, начинает называть предметы или действия своими именами, потом формирует предложения — и, как утверждают специалисты, именно с этого момента начинается кропотливая работа родителя по формированию у малыша грамотной активной речи. Сначала мама и папа стимулируют договаривать фразы, детские стихотворения и несложные поговорки, затем задача усложняется — ребёнку нужно предлагать рассказать о событиях своего дня, содержании любимого мультика. Как же приучать ребёнка к пересказу правильно?
3 марта во всем мире празднуется День писателя, и MedAboutMe беседует с педагогами и детскими психологами о том, как облегчить родительскую задачу по формированию красивой речи — как устной, так и письменной.
Основа гармоничного роста — общее развитие ребёнка
Следует отметить, что развитие того или иного интеллектуального навыка у ребёнка не идет отдельно от физического развития. Для реализации талантов и творческих способностей нужно следить за тем, чтобы ребёнок вовремя получал курсы витаминов, до конца долечивал респираторные инфекции. Хорошо, если он посещает любой вид спортивной деятельности, который ему по душе — будь то бассейн, спортивная гимнастика или футбол. И, конечно, не стоит на ребёнка «давить» и заставлять заниматься из-под палки. Элемент игры и юмора — ключ к развитию с удовольствием.
Формирование навыка пересказа является неотъемлемой частью развития устной речи и мышления ребёнка. Способность к пересказу — это хорошее подспорье к планированию собственной деятельности во взрослой жизни. Это значит, что тренируя у ребёнка навык последовательного изложения текста, мы также формируем способность выстраивать стратегию собственных суждений и действий.
Пересказ как средство формирования связной речи необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. На занятиях по развитию речи у детей 5-6 лет я активно использую различные способы пересказа текстов. Самый популярный и полюбившийся детям способ — это мнемотехника во всевозможных ее проявлениях. Заключается эта техника в том, что дети составляют к тексту таблицу со схематическими образами, последовательно иллюстрирующими ход событий. Эта таблица служит своеобразным планом, по которому впоследствии составляется пересказ. Также дети с большим успехом учат стихотворения по мнемотаблицам. Эта методика является очень удобной для детей 5-6 лет: дошкольники не владеют в достаточной мере навы[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/957/remizova.jpg" name="Екатерина Ремизова, преподаватель по развитию речи в Детской школе искусств имени М. А. Балакирева, психолог, кандидат психологических наук"]
Формирование навыка пересказа является неотъемлемой частью развития устной речи и мышления ребёнка. Способность к пересказу — это хорошее подспорье к планированию собственной деятельности во взрослой жизни. Это значит, что тренируя у ребёнка навык последовательного изложения текста, мы также формируем способность выстраивать стратегию собственных суждений и действий.
Пересказ как средство формирования связной речи необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. На занятиях по развитию речи у детей 5-6 лет я активно использую различные способы пересказа текстов. Самый популярный и полюбившийся детям способ — это мнемотехника во всевозможных ее проявлениях. Заключается эта техника в том, что дети составляют к тексту таблицу со схематическими образами, последовательно иллюстрирующими ход событий. Эта таблица служит своеобразным планом, по которому впоследствии составляется пересказ. Также дети с большим успехом учат стихотворения по мнемотаблицам. Эта методика является очень удобной для детей 5-6 лет: дошкольники не владеют в достаточной мере навыками чтения и письма, в то время как зрительный образ эффективно выполняет роль опорного пункта в плане пересказа. Все это формирует в будущем не столько навык, сколько интуитивное желание расставить точки в нужных местах и следовать заданному плану в своих действиях.
Почему мы часто не понимаем, что хотят сказать наши дети
Наиболее выраженно этот вопрос стоит перед родителями подростков — если между поколениями остались с детских времен недосказанности и недопонимание, гормональный всплеск не только их обнажит, но и может выстроить из них, как кирпичиков, недобрую «стену» отчуждения. Но ведь начинается этот процесс глубоко заранее и, может быть, не очень заметно («дьявол в мелочах»), но в силах родителей предотвратить подобный сценарий.
Общаясь с детьми, нередко подмечаешь, что часть истории, которую тебе рассказывает ребёнок, приходится самостоятельно додумывать, достраивать, исходя из собственного опыта и представлений о его, ребёнка, жизни. Без дополнительного перевода с «детского» на «взрослый» история может быть вовсе непонятна. То же самое касается и пересказа — неважно, говорим мы о сказке или, к примеру, мультфильме, или о содержании того, что именно Петя с третьей парты рассказал про Васю с первой и почему из-за этого именно Вас вызывают в школу.
Практически каждый разговор с ребёнком, нередко эмоциональный, а от того еще более запутанный, становится лишним напоминаем о том, какую работу ему — и нам, взрослым, родителям и школе, — придется проделать, чтобы пройти весь путь становления новой личности.
Вместе с речью в ребёнке воспитываются его коммуникативные навыки, логичность и последовательность мышления, любые другие личностные особенности.
Практические советы, как развивать благозвучную речь
С самых первых времен, когда речь ребёнка только проходит этапы своего становления, ребёнка стоит активно побуждать рассказывать об увиденном и услышанном, научить умерять эмоции в пользу связного рассказа, рассуждать и выражать свое мнение о текущих семейных вопросах — так формируются и лидерские качества, и постепенное осознание себя как личности.
Развитие речевых навыков — важный и кропотливый труд, который, повторюсь, самостоятельно проделать никому не под силу. Сложность этой работы связана, в первую очередь, с ее внешней рутинностью — необходимостью упражнять и упражняться в речи каждый день. Недостаточное, как, впрочем, и слишком пристальное, насильственное, внимание к речи может отвратить от учебы, заглушить таланты и мотивацию, задавить рано проявляющиеся лидерские качества.
Кроме того, остается проблема вовлеченности ребёнка. Понятно, что принуждать нельзя — нужно заинтересовывать. Но как? Как именно раскрыть талант к пересказу, научить грамотно излагать свою мысль, сначала — устно, потом — на бумаге, и, самое главное, сделать это безболезненно, а значит, вызвав искренний интерес у ребёнка?
Начинать можно с пересказа, а вовлечь в занятие проще всего, конечно, играя. К примеру, попробуйте, вместе с ребёнком, составить пересказ или придумать рассказ по карточке. Сначала устно, по очереди с ребёнком составляя фразы. В самом начале первые предложения рассказов будут за Вами, но через пару-тройку домашних уроков ребёнок начнет перехватывать лидерство. Занятие интересное, а ведь оно помогает развить еще и фантазию! В конце концов, Вам останется только — ненавязчиво! — поправлять мелкие речевые ошибки.
Также нельзя забывать о пользе чтения вслух. Вместе с навыками непосредственно чтения и дикции, оно поможет развить речь, воображение и память: при чтении вслух слова, словосочетания, фразы и предложения — любые речевые паттерны проходят и речевой, и слуховой, и зрительный центры. Развитие памяти — важный нюанс при развитии навыков пересказа. При чтении — и особенно чтении вслух — растет активный словарный запас и становится легче избавиться от косноязычия, запинок, слов-паразитов.
Не забывайте читать ребёнку. Слушание не менее полезно, чем чтение, причем, и детям постарше, подросткам (тут вспоминается эссе «Как роман» Даниэля Пеннака — французского писателя и педагога, более 25-ти лет проработавшего с детьми с задержками развития).
Не забывайте читать вместе с ребёнком: к примеру, чтение по ролям (которое, кстати, как и слушание, гораздо шире используют при обучении иностранным языкам) может стать не менее увлекательным делом, чем придумывание и пересказ историй по картинкам-карточкам.
Чем больше Вы будете говорить с ребёнком, читать, придумывать, тем проще ему будет и обращаться к новым выразительным средствам языка. Тем легче ему будет и писать: ваша устная работа с карточками станет хорошей основой сначала для написания мини-сочинений, зарисовок, а из них вполне способны вырасти грамотные изложения (пересказы) и сочинения. Ребёнок уже сможет высказать свою мысль и не потеряется (потеряется гораздо меньше), когда на письме ему придется следить еще и за орфографией, пунктуацией и другими нюансами письменной речи. База для дальнейшего изучения и совершенствования языка, знаний о нем будет заложена.
Однако следует также помнить, что помощь в развитии речи — дело не только родителя. Школы не должны ограничиваться ставшими привычными вариантами преподавания чтения (литературы) и русского языка. Возможно, реферирование, по крайней мере, в курсах истории и обществознания, было бы неплохо заменять написанием эссе.
А уж появление (возвращение) именно в школьную программу риторики, развития речи, основ логики (о логике почему-то часто забывают, говоря о «гуманитарных» дисциплинах) становится не просто интересным вариантом факультатива. В современном мире — это практическая насущная необходимость.