Грамотный пересказ и благозвучная речь: миссия выполнима!

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Чем меньше ребёнок, тем сложнее ему дается выражение своих эмоций и мыслей с помощью слов. Особенно это видно по деткам в возрасте около двух лет, когда пассивный словарный запас уже накопился, малыши понимают обращенную к ним речь, но, когда отчаянно пытаются вступить в равноправный диалог — мало что получается, и начинаются слезы, ребёнок может даже кричать, бросать предметы с досады и топать ножками.

Но ребёнок растет, начинает называть предметы или действия своими именами, потом формирует предложения — и, как утверждают специалисты, именно с этого момента начинается кропотливая работа родителя по формированию у малыша грамотной активной речи. Сначала мама и папа стимулируют договаривать фразы, детские стихотворения и несложные поговорки, затем задача усложняется — ребёнку нужно предлагать рассказать о событиях своего дня, содержании любимого мультика. Как же приучать ребёнка к пересказу правильно?

3 марта во всем мире празднуется День писателя, и MedAboutMe беседует с педагогами и детскими психологами о том, как облегчить родительскую задачу по формированию красивой речи — как устной, так и письменной.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Основа гармоничного роста — общее развитие ребёнка

Следует отметить, что развитие того или иного интеллектуального навыка у ребёнка не идет отдельно от физического развития. Для реализации талантов и творческих способностей нужно следить за тем, чтобы ребёнок вовремя получал курсы витаминов, до конца долечивал респираторные инфекции. Хорошо, если он посещает любой вид спортивной деятельности, который ему по душе — будь то бассейн, спортивная гимнастика или футбол. И, конечно, не стоит на ребёнка «давить» и заставлять заниматься из-под палки. Элемент игры и юмора — ключ к развитию с удовольствием.

Комментарий эксперта
Екатерина Ремизова, преподаватель по развитию речи в Детской школе искусств имени М. А. Балакирева, психолог, кандидат психологических наук

Формирование навыка пересказа является неотъемлемой частью развития устной речи и мышления ребёнка. Способность к пересказу — это хорошее подспорье к планированию собственной деятельности во взрослой жизни. Это значит, что тренируя у ребёнка навык последовательного изложения текста, мы также формируем способность выстраивать стратегию собственных суждений и действий.
Пересказ как средство формирования связной речи необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. На занятиях по развитию речи у детей 5-6 лет я активно использую различные способы пересказа текстов. Самый популярный и полюбившийся детям способ — это мнемотехника во всевозможных ее проявлениях. Заключается эта техника в том, что дети составляют к тексту таблицу со схематическими образами, последовательно иллюстрирующими ход событий. Эта таблица служит своеобразным планом, по которому впоследствии составляется пересказ. Также дети с большим успехом учат стихотворения по мнемотаблицам. Эта методика является очень удобной для детей 5-6 лет: дошкольники не владеют в достаточной мере навы[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/957/remizova.jpg" name="Екатерина Ремизова, преподаватель по развитию речи в Детской школе искусств имени М. А. Балакирева, психолог, кандидат психологических наук"]

Формирование навыка пересказа является неотъемлемой частью развития устной речи и мышления ребёнка. Способность к пересказу — это хорошее подспорье к планированию собственной деятельности во взрослой жизни. Это значит, что тренируя у ребёнка навык последовательного изложения текста, мы также формируем способность выстраивать стратегию собственных суждений и действий.
Пересказ как средство формирования связной речи необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. На занятиях по развитию речи у детей 5-6 лет я активно использую различные способы пересказа текстов. Самый популярный и полюбившийся детям способ — это мнемотехника во всевозможных ее проявлениях. Заключается эта техника в том, что дети составляют к тексту таблицу со схематическими образами, последовательно иллюстрирующими ход событий. Эта таблица служит своеобразным планом, по которому впоследствии составляется пересказ. Также дети с большим успехом учат стихотворения по мнемотаблицам. Эта методика является очень удобной для детей 5-6 лет: дошкольники не владеют в достаточной мере навыками чтения и письма, в то время как зрительный образ эффективно выполняет роль опорного пункта в плане пересказа. Все это формирует в будущем не столько навык, сколько интуитивное желание расставить точки в нужных местах и следовать заданному плану в своих действиях.

к к пересказу и изложению (записи) развивается креативное мышление. Когда созревает система образов и направляет их в память, последняя посылает сигнал о новых воображениях. Возникший инсайт (озарение) создает ситуацию необходимости зафиксировать свои мысли и дает толчок тому, чтобы выплеснуть чувства на лист бумаги.

Почему мы часто не понимаем, что хотят сказать наши дети

Наиболее выраженно этот вопрос стоит перед родителями подростков — если между поколениями остались с детских времен недосказанности и недопонимание, гормональный всплеск не только их обнажит, но и может выстроить из них, как кирпичиков, недобрую «стену» отчуждения. Но ведь начинается этот процесс глубоко заранее и, может быть, не очень заметно («дьявол в мелочах»), но в силах родителей предотвратить подобный сценарий.

Комментарий эксперта
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 856

Общаясь с детьми, нередко подмечаешь, что часть истории, которую тебе рассказывает ребёнок, приходится самостоятельно додумывать, достраивать, исходя из собственного опыта и представлений о его, ребёнка, жизни. Без дополнительного перевода с «детского» на «взрослый» история может быть вовсе непонятна. То же самое касается и пересказа — неважно, говорим мы о сказке или, к примеру, мультфильме, или о содержании того, что именно Петя с третьей парты рассказал про Васю с первой и почему из-за этого именно Вас вызывают в школу.

Практически каждый разговор с ребёнком, нередко эмоциональный, а от того еще более запутанный, становится лишним напоминаем о том, какую работу ему — и нам, взрослым, родителям и школе, — придется проделать, чтобы пройти весь путь становления новой личности.

Вместе с речью в ребёнке воспитываются его коммуникативные навыки, логичность и последовательность мышления, любые другие личностные особенности.

Практические советы, как развивать благозвучную речь

Практические советы, как развивать благозвучную речь

С самых первых времен, когда речь ребёнка только проходит этапы своего становления, ребёнка стоит активно побуждать рассказывать об увиденном и услышанном, научить умерять эмоции в пользу связного рассказа, рассуждать и выражать свое мнение о текущих семейных вопросах — так формируются и лидерские качества, и постепенное осознание себя как личности.

Комментарий эксперта
Щагина Татьяна Владимировна, директор ГБОУ СОШ № 856

Развитие речевых навыков — важный и кропотливый труд, который, повторюсь, самостоятельно проделать никому не под силу. Сложность этой работы связана, в первую очередь, с ее внешней рутинностью — необходимостью упражнять и упражняться в речи каждый день. Недостаточное, как, впрочем, и слишком пристальное, насильственное, внимание к речи может отвратить от учебы, заглушить таланты и мотивацию, задавить рано проявляющиеся лидерские качества.

Кроме того, остается проблема вовлеченности ребёнка. Понятно, что принуждать нельзя — нужно заинтересовывать. Но как? Как именно раскрыть талант к пересказу, научить грамотно излагать свою мысль, сначала — устно, потом — на бумаге, и, самое главное, сделать это безболезненно, а значит, вызвав искренний интерес у ребёнка?

Начинать можно с пересказа, а вовлечь в занятие проще всего, конечно, играя. К примеру, попробуйте, вместе с ребёнком, составить пересказ или придумать рассказ по карточке. Сначала устно, по очереди с ребёнком составляя фразы. В самом начале первые предложения рассказов будут за Вами, но через пару-тройку домашних уроков ребёнок начнет перехватывать лидерство. Занятие интересное, а ведь оно помогает развить еще и фантазию! В конце концов, Вам останется только — ненавязчиво! — поправлять мелкие речевые ошибки.

Также нельзя забывать о пользе чтения вслух. Вместе с навыками непосредственно чтения и дикции, оно поможет развить речь, воображение и память: при чтении вслух слова, словосочетания, фразы и предложения — любые речевые паттерны проходят и речевой, и слуховой, и зрительный центры. Развитие памяти — важный нюанс при развитии навыков пересказа. При чтении — и особенно чтении вслух — растет активный словарный запас и становится легче избавиться от косноязычия, запинок, слов-паразитов.

Не забывайте читать ребёнку. Слушание не менее полезно, чем чтение, причем, и детям постарше, подросткам (тут вспоминается эссе «Как роман» Даниэля Пеннака — французского писателя и педагога, более 25-ти лет проработавшего с детьми с задержками развития).

Не забывайте читать вместе с ребёнком: к примеру, чтение по ролям (которое, кстати, как и слушание, гораздо шире используют при обучении иностранным языкам) может стать не менее увлекательным делом, чем придумывание и пересказ историй по картинкам-карточкам.

Чем больше Вы будете говорить с ребёнком, читать, придумывать, тем проще ему будет и обращаться к новым выразительным средствам языка. Тем легче ему будет и писать: ваша устная работа с карточками станет хорошей основой сначала для написания мини-сочинений, зарисовок, а из них вполне способны вырасти грамотные изложения (пересказы) и сочинения. Ребёнок уже сможет высказать свою мысль и не потеряется (потеряется гораздо меньше), когда на письме ему придется следить еще и за орфографией, пунктуацией и другими нюансами письменной речи. База для дальнейшего изучения и совершенствования языка, знаний о нем будет заложена.

Однако следует также помнить, что помощь в развитии речи — дело не только родителя. Школы не должны ограничиваться ставшими привычными вариантами преподавания чтения (литературы) и русского языка. Возможно, реферирование, по крайней мере, в курсах истории и обществознания, было бы неплохо заменять написанием эссе.

А уж появление (возвращение) именно в школьную программу риторики, развития речи, основ логики (о логике почему-то часто забывают, говоря о «гуманитарных» дисциплинах) становится не просто интересным вариантом факультатива. В современном мире — это практическая насущная необходимость.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 03.03.2017 17:34, обновлено 17.04.2020 18:56
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Игры, развивающие речь
Если ребенок еще не умеет говорить, это не значит, что ему нечего сказать. Помогите малышу.
Методика развития речи детей: как улучшить речевые навыки ребенка
Какие существуют методики развития речи детей? Как заниматься с ребенком, чтобы развить у него красивую речь? Читайте полезные советы в нашей статье.
7 «занятий» по развитию речи малыша для занятых мам
MedAboutMe предлагает «работающие» идеи для мягкой стимуляции активной речи малыша – каждая из которых не отнимет у занятой мамы много времени.
Игры, развивающие речь детей
Игры, развивающие речь ребенка, не просто полезны, но и увлекательны. Используйте их для постановки произношения.