- Физическая активность и дошкольное развитие ребёнка
- Игры и физическое развитие детей
- Значимость подвижности для психического развития ребёнка
Здоровые дети отличаются любознательностью и непоседливостью, что нередко утомляет родителей. Просьбы вести себя спокойнее если и выполняются, то на очень короткий промежуток времени. Малыши постоянно находятся в движении, изобретая поводы для самостоятельных игр или требуя этого от взрослых. Нужно ли ограничивать детей и как влияет двигательная активность на развитие ребёнка?
Физическая активность и дошкольное развитие ребёнка
Роль подвижных игр и физических занятий в формировании здорового человека переоценить трудно. Давно замечено, что замкнутые, неактивные малыши отстают от сверстников по всем параметрам. Отсутствие движения сказывается не только на физическом, но и психическом развитии детей. Ранние проблемы со здоровьем, болезненность, лишний вес, отсутствие интереса к окружающему миру и явные психологические трудности — неизбежные последствия инертности.
Совершенно недопустимо ограничивать подвижность ребёнка раннего и школьного возраста. Образовательные программы, как в детском саду, так и в школе, уделяют большое значение физическому развитию детей, а обязанность родителей — всячески способствовать этому. В чём же заключается влияние игр и физических упражнений?
Игры и физическое развитие детей
Постоянное движение — насущная потребность маленького человека. Как влияют игры и спорт на растущий организм?
- В процессе активного движения метаболизм существенно ускоряется, что улучшает питание всех тканей организма и увеличивает скорость деления клеток. Опорно-двигательный аппарат растёт и крепнет, не отстают и внутренние органы.
- Гармоничное физическое развитие детей сказывается и на их сердечно-сосудистой системе: сердечная мышца реагирует на нагрузки ростом и укреплением волокон. Это позволяет ей перекачивать всё большие объёмы крови и удовлетворять постоянно повышающуюся потребность растущего организма в кислороде.
- Дыхательная система под действием нагрузок также совершенствуется. В процессе развития ребёнка его грудная клетка увеличивается, мышцы крепнут, а вдыхание воздуха полной грудью обеспечивает полную вентиляцию лёгких. Именно интенсивная работа этого органа является профилактикой многих лёгочных патологий (в частности, туберкулёза).
- Пищеварительная система начинает функционировать правильно именно в результате физической активности малыша: питательные вещества усваиваются в полном объёме, а тренированные мышцы живота обеспечивают перистальтику и своевременное опорожнение кишечника.
- Физическое развитие детей существенно влияет на нервную систему, поскольку интенсивное питание нервных клеток способствует их росту. Нейронные цепочки совершенствуются в процессе постоянных тренировок, то есть движения становятся точными и уверенными. Психическое развитие ребёнка также зависит от уровня развития ЦНС.
- Двигательная активность способствует выработке чувства ритма: мышцы учатся выполнять однотипные повторяющиеся движения через одинаковые временные промежутки. Для дошкольного развития ребёнка большое значение имеет и повышение выносливости в процессе постоянно растущих нагрузок.
Значимость подвижности для психического развития ребёнка
Роль физического развития детей в процессе формирования психики поистине огромна. Именно движения стимулируют питание и рост тканей мозга и центральной нервной системы. Тренированные нейронные цепочки, передающие импульсы от периферии к центру, образуются в результате систематических физических нагрузок. Эти же импульсы способствуют совершенствованию самого мозга и влияют на психическое развитие ребёнка.
Двигательный центр в головном мозге расположен по соседству с речевым и непосредственно влияет на него. Физическая деятельность стимулирует развитие двигательного центра, который, в свою очередь, активизирует соседний. Для гармоничного психического развития ребёнка необходимо как можно раньше начинать играть с ним, выполнять несложные упражнения и развивать мелкую моторику.
Подвижные игры и занятия спортом способствуют устойчивости умственной работоспособности. Чередование мыслительной деятельности и физической активности благотворно влияет на развитие ребёнка, формируя усидчивость и выносливость. В процессе школьного обучения эти качества очень важны, поскольку нагрузки постоянно возрастают. К тому же после игры или урока физкультуры умственная работоспособность восстанавливается в полном объёме.
Активные игры и спорт учат взаимодействовать с миром и социумом, что чрезвычайно важно для гармоничного развития ребёнка. У него складываются определённые навыки поведения и общения. В процессе активного индивидуального и коллективного познания мира формируется личность.