Все родители желают того, чтобы дети росли послушными — выполняли указания старших, не шалили, когда их об этом попросят, и не делали поступков, за которые потом может быть стыдно. Ребёнка учат быть аккуратным, следить за своей одеждой, беречь игрушки, не перечить старшим и быть воспитанным. Для достижения этой цели мать и отец, взаимодействуя с ребёнком, пользуются опытом, который имеют в своей жизни — чаще всего и мужчина и женщина воспроизводят модель воспитания, которая была принята, когда они сами были детьми. Исходя из этого, в семье может возникнуть недоумение, когда применяемые средства и методы могут оказаться неэффективными. Почему так происходит?
В этом случае специалисты говорят об индивидуальной природе ребёнка и объясняют это тем, что именно от нее будет зависеть, какие средства к воспитанию нужно применить.
Ребёнок, в зависимости от того, сколько ему лет, проходит соответствующую стадию развития и имеет ряд особенностей. Если не учитывать эти возрастные изменения и воспитывать детей, только потому, что когда-то в примере с матерью или отцом это было эффективно, вряд ли удастся добиться успеха. Каждый рожденный ребёнок — это отдельно взятая личность и подход к нему должен быть индивидуальный.
Кроме того, существуют общие правила возрастной психологии, открывающие секреты эффективного взаимодействия с детьми и позволяющие добиться послушания в раннем или дошкольном детстве.
Послушание детей раннего возраста
Природа малыша раннего возраста, который длится до трех лет, отличается активным познанием мира. Заставить ребёнка в этом возрасте безоговорочно слушать старших — это значит не понимать того, что ему жизненно необходимо изучать мир, а это не всегда совпадает с родительскими требованиями. В этот период дети еще находятся в тесном симбиозе матерью. Поэтому лучшее, что могут сделать взрослые, чтобы добиться послушания — это создавать условия, при которых они могли бы вместе изучать мир, знакомиться и получать опыт окружающей действительности. Простыми словами это звучит так: если вы хотите добиться того, чтобы трехлетний ребёнок сделал то, что вы ему сказали, вам нужно присоединиться нему в этом действии.
Чтобы добиться послушания, стоит использовать частое отвлечение внимания, эмоциональность в голосе, мягкое, но твердое отстранение ребёнка от мест опасности и совместную деятельность, в которой малыш мог бы учиться убирать игрушки «как мама», заправлять постель, мыть кружку и так далее. Это будет способствовать не только получению нового опыта, но и установки на то, что выполнение обязанностей — это норма.
Возраст до трех лет — ранний возраст — является очень нежным в жизни маленького человека, где каждый приобретенный опыт — будь он материальным или эмоциональным — оказывает влияние на его последующую жизнь.
Кричать на малыша или пытаться ему разумно объяснить, что можно и нельзя, до трех лет — может быть бесполезным и чревато ранними травмами развития.
Ближе к трем годам проявляющаяся независимость детей может стать камнем преткновения в отношениях с родителями. Преследуя цель сделать ребёнка самостоятельным — убирать за собой игрушки, одеваться, уметь себя накормить и напоить — не стоит противостоять желаниям малыша в три года пытаться все делать самому. При необходимости мать и отец могут помогать ребёнку, но не делать за него. Таким образом, формируется навык самообслуживания, а поощряемая активность ребёнка станет залогом будущего послушания.
Дошкольный возраст и ведущая деятельность
Дошкольный возраст отличается тем, что в нем дети продолжают активно развиваться и познавать мир. Кроме этого, в это время ребёнок уже идентифицирует себя отдельно от матери, имеет собственное мнение, а главной ведущей деятельностью для него является игра. Важно, чтобы мать и отец учитывали эти изменения, поскольку именно от соблюдения возрастных особенностей малыша будет зависеть успех воспитания.
Как сделать так, чтобы дошкольник выполнял поручения родителей и был послушным? Так как основной деятельностью с трех до шести лет является игра, то именно через нее следует воздействовать на малыша. Игра имеет хорошую способность завлечь ребёнка и при правильном к ней отношении родителей, они могут с легкостью добиваться того, чего хотят от детей.
Прежде чем дать поручение или попросить о чем-либо, начните со слов «а давай поиграем…». Внимание малыша мгновенно переключится на сказанные слова, и он будет готов слушать условия новой игры и даже выполнять ее правила. Мудрость родителя в этом случае позволит управлять вариантами: построить яблочную или мандариновую горку (чтобы сложить фрукты в вазу), спрятать всех животных и кукол по домам, потому что летит птица Ночь и в темноте игрушки могут потеряться (чтобы навести порядок), насчет «три» показать, кто самый сильный, ловкий и умелый — Саша или папа? (когда важно быстро одеться). Дети любят играть. Эмоциональность родителей в этом случае — самый главный козырь, позволяющий добиться от ребёнка того, что нужно взрослым.
Бывает так, что ребёнок отказывается принимать в участие в этих играх. Так случается, когда дети не завершили важное для них дело, а им приходится сменить деятельность — куда-то собираться, идти ужинать, убирать игрушки и так далее. В этом случае, внимательному родителю становится понятно, что именно мешает ребёнку выполнить просьбу в игровой форме, и он может дать малышу закончить его дело. Если причина отказа ребёнка от игры не понятна, следует спросить его, чего он хочет. После того, как он даст ответ, родитель может создать условия, в которых будут удовлетворены обе стороны, опять же, в игровой форме.
Мать и отец — позиция «вместе»
Запреты, прямые указания, манипуляции или запугивания претят даже взрослому человеку и не вызывают желания немедленно выполнить просьбу. Дети в раннем и дошкольном возрасте живут своими желаниями и им бывает очень трудно отказаться от удовлетворения собственных потребностей в игре и радости, ради того чтобы выполнить поручение. Самая эффективная модель взаимодействия между родителем и ребёнком называется «вместе». Тем, кто хочет в дальнейшем добиться послушания от детей, важно придерживаться ее с того периода, когда малыш начинает проявлять активность. Для него важным является личный пример взрослых — он будет делать то, что делают или делали вместе с ним папа и мама, и в последующем будет выполнять просьбы самостоятельно, потому что необходимая мотивация уже будет заложена в его сознании.