Психологи и педагоги охотно признают, что быть матерью сегодня гораздо сложнее, чем 30, 50 или 100 лет назад. Во времена, когда рождаемость была высокой, а семьи — большими, самым главным благом было физическое выживание детей. Сегодня состав семьи уменьшился до минимального — мать, отец, один или два ребёнка. Вместе с этим выросли и требования к воспитанию и образованию дошкольников и подростков. Дети — желанная аудитория производителей товаров и услуг. Стремление родителей дать им все самое лучшее часто приводит к неврозу и неуверенности в собственной компетенции.
Трудности современных матерей
Градус родительской, в особенности материнской, тревожности, сегодня значительно выше, чем во времена детства нынешних отцов и матерей. Общество, дошкольные учреждения и школа предъявляют к ребёнку высокие требования. К примеру, сегодня 7-летние дети должны приходить в первый класс с достаточным набором знаний, в том числе, со сложившимися навыками чтения, письма и счета. Родители вынуждены выполнять задания, не имеющие отношения к реальному получению знаний.
Другая причина родительской тревожности — мать боится нанести ребёнку психологическую травму. Часто современные мамы не хотят повторять «ошибок» собственных родителей — оставлять ребёнка с бабушками или отдавать в детский сад. Многие воспоминания взрослых, чье детство пришлось на 1980-е годы, наполнены жуткими историями о вынужденных разлуках с родителями и издевательствах воспитателей в детских садах. Даже при вынужденной необходимости выхода на работу, многие матери испытывают чувство вину перед ребёнком.
В целом, общество предъявляет завышенные и взаимоисключающие требования именно к маме — самому главному человеку в жизни малыша. Оно одновременно обязывает ее удалять много времени ребёнку и не забывать о самореализации, быть хорошей хозяйкой и совершенствоваться в карьере, а также уделять внимание мужу. Глядя на тех, кто открыто демонстрирует свою успешность в социальных сетях или СМИ, мамы в обычных жизненных ситуациях испытывают чувство вины перед ребёнком, мужем и обществом.
Как низкая самооценка матери может навредить детям?
Чувство вины — первый спутник низкой самооценки. Молодая мама, часто сравнивающая себя с другими, находится в состоянии стресса, поскольку ей кажется, что она недостаточно хорошо заботится о физическом и психическом благополучии своего ребёнка. Она постоянно сравнивает себя с другими, у которых, по ее мнению, все идеально.
Выделяют 3 типа самооценки: заниженная, завышенная и адекватная. Молодые мамы нередко испытывают стресс, и, вследствие этого, их самооценка снижается. Их мучает постоянное чувство вины за то, что они недостаточно гуляют с малышом, не прилагают усилий к тому, чтобы он развивался, согласно педиатрическим таблицам, или не могут приучить его к горшку в то же время, как это сделали их знакомые или родственники. В школьном возрасте ребёнка ситуация не всегда становится лучше — ответственной за плохое поведение или низкую успеваемость также возлагают на маму.
Материнский стресс усиливается от желания окружающих критиковать методы воспитания. Собственные родители, муж, его семья могут крайне негативно отзываться о них, что способствует еще большему ухудшению ее психического состояния. Даже если ребёнок здоров и развивается в соответствии с возрастными нормами, окружающие всегда найдут повод для критики.
Встречаются мамы с с завышенной самооценкой. Они точно уверены, что их ребёнок лучше всех и всегда ведет себя правильно. Они готовы оправдывать его недостойное поведение и считать виноватыми окружающих. Чувство вины им незнакомо.
Лишь немногие мамы имеют адекватную самооценку, то есть, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны и принимают самих себя и свои методы воспитания. Заниженная или завышенная самооценка мамы вредна для ребёнка. Мамы с низкой самооценкой не могут выстроить собственную стратегию воспитания, поскольку все время на кого-то оглядываются. У ребёнка размываются границы и понятия о правильном и неправильном. Постоянная неудовлетворенность собой негативно отражается и на детской психике.
Основные причины, по которым мамы теряют уверенность в себе:
- слишком большая ответственность за окружающую обстановку и желание «все успеть». Если что-то успеть не получается, то молодая мама остро ощущает собственную несостоятельность;
- запугивание себя и лишение право на ошибку в воспитании ребёнка;
- постоянное сравнение себя с другими;
- запрет на расслабление и удовольствие.
В некоторых случаях стремление контролировать все и испытывать вину за любые неудачи может привести к развитию депрессии. Выработка адекватной самооценки у мамы будет способствовать гармоничному психическому состоянию ребёнка.
Как матери поверить в себя и перестать испытывать стресс?
Самооценка женщины во многом зависит не от ее представления о самой себе, а от оценки любимого мужчины. Чем лучше относится к ней муж или партнер, тем выше ее самооценка. Многие проблемы с самооценкой имеют корни в детстве и юности, в отношениях с родителями, одноклассниками и подругами.
Достичь уверенности в себе невозможно, если молодая мама окружена критиками со всех сторон. Совсем печально обстоят дела в семьях, где нормой считается применение физического или психологического насилия. В этих случаях множество психических проблем передается ребёнку.
Чтобы научиться адекватно оценивать себя и свои материнские качества, женщине необходимо четко знать положительные и отрицательные стороны собственной личности. Одна из психологических техник предлагает выписать их в столбик, а также проанализировать, кто именно из ближайшего окружения усиливает их. Например, лень- отрицательное качество, и его усиливает подруга. А трудолюбие — положительное качество, и его усиливает муж. Как вести себя с людьми, усиливающие отрицательные качества — зависит от конкретной ситуации.
Вспоминая картинки идеального материнства из интернета или СМИ, следует задуматься, так ли они идеальны на самом деле. Ведь то, что демонстрируют люди — всего лишь внешняя сторона их жизни. Внутренняя, как правило, остается за кадром, и там находится много «неидеального».
Чем больше в окружении мамы людей, готовых поддерживать ее, а не критиковать, тем адекватнее она оценивает себя и свои педагогические способности. И ребёнок в таких условиях будет развиваться более гармонично.