Ребёнок приходит в школу и сталкивается с новой для него учебной деятельностью. Многие родители считают, что основой для успешного обучения в школе является умение читать и немного считать. Уже после первой четверти очень часто первоклассники начинают жаловаться, что не успевают выполнить задания в классе, им трудно переписать задание из учебника в тетрадь. Если родители вовремя не обратят внимание на жалобы ребёнка, тогда во втором классе, когда уже будут выставлять оценки, ребёнок может оказаться в числе неуспевающих учеников.
Первокласснику надо уметь ориентироваться на листе бумаги, а самое главное — правильно и быстро переписывать задание в тетрадь с учебника и с доски. Эти умения зависят от согласованной работы руки и глаз, так называемой зрительно-моторной координации.
Причины «недружбы» рук и глаз
В настоящее время все чаще родители обращаются к репетиторам из−за неуспеваемости детей. Дети уже во второй четверти первого класса могут начать плохо относиться к школе. Причиной может быть не нежелание ребёнка учиться, а отставание от работы всего класса. Ребёнок не может быстро списать задание в тетрадь и решить его. Чаще всего первоклассник из-за нарушения зрительно-моторной координации неправильно переписывает задание и, соответственно, неправильно его решает. Согласованная работа глаз и рук зависит от работы мозга. В чем же причины таких нарушений?
- Простудные заболевания во время беременности. Часто будущие мамы не придают простуде никакого значения. Напрасно, ведь даже легкие инфекции, особенно на ранних сроках беременности несут угрозу для развития мозговых функций у ребёнка.
- Во время родов травмировали шейный отдел позвоночника у ребёнка. Если это состояние не контролировать и не лечить при необходимости, то возможно, будет нарушено питание головного мозга. В будущем подобная травма может привести к различным нарушениям мозговой деятельности.
- В раннем возрасте малыши часто болеют. В детском саду, особенно в первый год, дети по полмесяца проводят на больничном. Организм становится ослабленным и работать нормально он не готов, пока не оправится полностью.
- На прогулке или дома очень часто маленькие дети получают травмы головы. Не стоит легкомысленно относиться к синякам и шишкам на голове у ребёнка. Лучше обследовать малыша даже при малейшей травме головы, ведь повреждение головного мозга может повлиять на многие мыслительные процессы, в том числе на зрительно-моторную координацию.
- В настоящее время половина всех первоклассников приходят в школу с плохим зрением. Причиной зачастую является бесконтрольный просмотр мультфильмов, игра в телефоне или на планшете. Если зрение вовремя не корректируется, то и согласованной работы рук и глаз не будет.
- Невнимание родителей и педагогов к ребёнку, дефицит игрушек, развивающих игр и образовательной деятельности по возрасту малыша ведет к серьезным проблемам в школе.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста
Во все времена считалось, что профилактика лучше, чем лечение. Поэтому лучше развивать зрительно-моторную координацию до школы. Представим игры и упражнения для дошкольников. Необходимо внимательно посмотреть на пример и сделать по образцу.
- К трем, четырем годам малыш уже достаточно хорошо различает цвет и форму предмета. Постройте железную дорогу. К поезду подцепите два вагончика. В первый вагончик положите три фигуры: круг, квадрат и треугольник. Попросите ребёнка загрузить второй вагончик такими же фигурами по цвету и форме, как в первом вагоне.
- Можно продолжить игру с железной дорогой. Но теперь в путешествие отправляются мальчик и девочка, их можно вырезать из картона. Мальчик поедет в том вагончике, на котором нарисован желтый круг, синий квадрат и красный треугольник. Девочка отправится в путешествие в вагончике с красным кругом, с синим треугольником и желтым квадратом. Ребёнку необходимо правильно рассадить детей. В три, четыре года достаточно двух вагончиков, к пяти, шести годам можно 4−5 вагонов.
- Постройте из разноцветных кубиков 2 домика. Попросите малыша построить домики, при этом выкладывать кубики в той же последовательности, как у вас.
- Нарисуйте на листе животных, например собаку и кошку. Тела этих животных должны состоять из геометрических фигур. Из картона вырежьте прямоугольники, квадраты и круги. Ребёнку необходимо определить соответствующую фигуру и поставить ее на картинку. Рисовать можно и любые предметы: грузовики, лодки, ракеты. Главное, чтобы ребёнок мог заинтересоваться игрой.
- Вырежьте из цветной бумаги елку и нарисуйте на ней разноцветные круги. Расскажите ребёнку о Новогоднем празднике и предложите раскрасить елку шарами. Малыш должен подобрать круг нужной формы и размера и положить на елку в правильном месте.
Занимательные упражнения для школьников
Важно понимать, что развивать работу руки и глаз нужно задолго до школы. Но если родители об этом не знали, можно начать регулярно выполнять задания в школьные годы, и учеба станет легче, начнут появляться хорошие оценки в дневнике.
Предлагаем игры и упражнения со схемами. В них представлены и игровые моменты, которые непременно понравятся школьнику, ведь игра в начальной школе еще остается достаточно сильным мотивом.
Необходимо приготовить листы бумаги и цветные карандаши.
- Нарисуйте поезд с семью вагончиками. В первом вагончике начертите круг, треугольник, 2 квадрата, ромб, в третьем — ромб, 2 круга, треугольник и квадрат. В остальных вагончиках чертите по 5 фигур в разной последовательности. Рядом с поездом приклейте мальчика и девочку. Рядом с девочкой начертите треугольник, 2 квадрата, ромб, с мальчиком — ромб, 2 круга, треугольник и квадрат. Ребёнку необходимо показать стрелкой, в какой вагон сядет мальчик, а в какой девочка.
- Нарисуйте 8 домиков. На каждом домике напишите по шесть любых цифр. Внизу листа приклейте девочку и мальчика. Ребёнку нужно соединить линиями и определить, в каком домике будет жить Толик, а в каком Катя.
- Нарисуйте несколько широких дорог. По пути каждой дороги нарисуйте лесных животных, деревья, цветы и грибы. Внизу нарисуйте девочку и мальчика. Рядом с детьми необходимо начертить карту с изображениями грибов, цветов и животных, но они должны быть разными. Школьнику нужно нарисовать путь детей, используя карты.
- Нарисуйте прямоугольник таким образом, чтобы его можно было разделить на 42 квадрата. Внизу листа нарисуйте 14 стрелок в разных направлениях. Ребёнок должен начертить путь по квадратам, используя стрелки.
- В данном задании нужно нарисовать прямоугольник таким образом, чтобы его можно было разделить на 49 квадратов. Сверху напишите цифры от 1 до 6, отступив одну клетку, слева вниз напишите буквы. В остальных квадратах нарисуйте цветы. Внизу напишите 9 обозначений: буква и цифра. Ребёнок должен «собрать» цветы по обозначениям и раскрасить их.
- Необходимо нарисовать по 5 елок в 5 рядах. Между ними наклеить черные кружочки, это будут муравейники. Вверху нарисовать маленький квадрат со схемой пути в любом на ваш выбор направлении. Ребёнку необходимо двигаться по схеме и определить, к каким муравейникам он подойдет.
- Нарисуйте детскую комнату. На другом листе схематично начертите 3 плана комнаты. Один из этих вариантов должен быть верным. Школьнику необходимо раскрасить правильный план комнаты.
- Графические диктанты незаменимое упражнение в развитии пространственных представлений. Если ребёнок после выполнения диктанта перерисует изображение на другой лист, тогда будет развиваться и зрительно−моторная координация.
Нужно каждый день выполнять задания и тогда результат не заставит вас долго ждать. Помогайте вашему ребёнку в учебе, относитесь к школе как к самому интересному приключению в жизни. Вскоре ваш школьник будет радовать всю семью хорошими оценками и прочными знаниями!