Еще до своего рождения дети находятся под влиянием определенного звукового фона. Звуки они начинают воспринимать примерно с 16-й недели внутриутробного развития. Прежде всего, это голос мамы, стук ее сердца, шум кровотока в сосудах. Плод воспринимает их как гармоничное и единое целое: он привыкает к подобному шумовому сопровождению и реагирует на него как на сигнал спокойствия и безопасности.
Звуки становятся одним из важнейших невербальных факторов дальнейшего развития ребёнка в различные периоды его взросления. И особую роль, как установили психологи, в психическом и даже физическом становлении при этом играют звуки музыки. Знакомство с ними следует начинать еще в перинатальном периоде. А вот выбирать подходящую музыку лучше опытным путем.
Женщина сама может определить на какую музыку и как именно реагирует ее малыш. Одни мелодии его успокаивают, другие только усиливают активность. Считается, что в этот период универсальный вариант – классическая музыка. Однако и на нее реакция может быть очень индивидуальной. Например, отдельные произведения Баха и Бетховена могут вызывать чувство тревожности и беспокойства. Повышенную возбудимость, которая проявится затем и у новорожденного, часто вызывает агрессивная рок-музыка. Поэтому будущей маме лучше отказаться от прослушивания подобных мелодий.
Почему музыка влияет на развитие ребёнка
Маленькие дети отличаются чувственным восприятием окружающего мира. Познание реальности у них идет через эмоции, чувства, ощущения. Именно поэтому они так восприимчивы к музыке и всегда проявляют более яркую, чем у взрослого человека, реакцию. Восприятию ребёнка не мешают ни накопленные знания, ни ассоциации с какими-то событиями в личной или общественной жизни.
Ребёнок оценивает чистые чувства, выраженные через музыку. Его мозг еще только начинает свой путь развития и жадно впитывает любые новые ощущения, перерабатывая их в свой собственный опыт.
Специалисты отмечают, что воздействие музыки может быть всесторонним:
- Активность мозга.
Влияние музыки на мозговые рецепторы уже в самом раннем возрасте признается большинством психологов. При регулярном прослушивании различных мелодий активизируется и чувственное, и слуховое, и зрительное восприятие. Идет развитие всех видов памяти – моторной, зрительной, слуховой, образной, ассоциативной. Одновременно с интеллектом развивается образное и абстрактное мышление. Все это в комплексе становится эффективным инструментом для успешного освоения любой новой информации.
- Здоровье детей.
Его состояние при правильном использовании музыки также может быть улучшено. Физиологическое влияние звуков очевидно: спокойные мелодичные произведения способствуют замедлению пульса, появлению равномерного глубокого дыхания. Мозг успокаивается и показывает предельную концентрацию и сосредоточенность. Ритмичные мелодии, напротив, настраивают нервную систему маленького человека на определенную активность, упорядочивая при этом его движения. Неслучайно музыка является очень распространенным средством при лечении заикания у малышей.
- Состояние психики.
Для полноценного развития ребёнка стабилизация эмоционального тонуса имеет огромное значение. Благотворное влияние музыки на психоэмоциональную сферу признано большинством детских психологов. Существует даже такое понятие, как музыкотерапия. Ее применяют при фобиях и замкнутости малышей, а также различных проблемах в общении. Например, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка, рекомендуется во время игр включать ему спокойную мелодичную музыку.
Всестороннее развитие ребёнка подразумевает не только прослушивание подходящей музыки, но и регулярные упражнения в вокале. Пение формирует разговорные навыки, развивает артикуляцию, побуждает к общению. Оптимальный вариант – если дети поют вместе с родителями. Это снимает у ребёнка чувство эмоциональной зажатости и дополнительно дарит много положительных эмоций.
Может ли музыка быть тренировкой для мозга
Специалисты отмечают, что у детей, которые часто слушают музыку и, тем более, сами музицируют, более активно развивается память. Это касается как вербальной, так и невербальной памяти. Данный факт подтвердили и специальные исследования, которые проводились в университете Гонконга.
В течение года под наблюдением находились две группы детей: те, которые занимались музыкой и те, что ею так и не увлеклись. В итоге ученые пришли к выводу, что музыка способна дополнительно «озадачивать» ум. Так, юные музыканты показали существенные успехи в плане усиления вербальной (немузыкальной) памяти, значительно опередив по данному параметру тех, кто бросил обучение музыкой или никогда этим не занимался. Исследователи утверждают, что занятия музыкой помогают продуктивнее распределять внимание ребёнка и дополнительно тренируют мозг.
Музыкальные занятия рекомендуется вводить с двух лет. Дети в этом возрасте уже способны запоминать тексты коротких простых песенок. Обычно мотивы детских песен носят позитивный настой, поэтому запоминаются легко и с удовольствием. Конечно, полноценным музицированием такие тренировки назвать нельзя, но свои положительные результаты это тоже дает.
Ученые также определили взаимосвязь между такими, казалось бы, далекими сферами, как обучение музыке и навыки в математике. Данной теме было посвящено подробное исследование в Королевской консерватории Канады. В ходе анализа выяснилось, что ученики начальной школы, которые занимались музыкой, получали высокие баллы и по математическим заданиям. Ученые объясняют это тем, что мозгу во время занятий музыкой приходится выполнять в уме некоторые математические операции. При этом совершенно неважно бьет ли ребёнок в барабан или выступает в роли первой скрипки.
Каких успехов могут достичь дети при занятиях музыкой
Творческое развитие ребёнка в сфере музыки – это прямой путь к хорошей успеваемости во всех областях знаний. Оно стимулирует память, формирует самосознание, речевые навыки и интерес к математике. Интересно, что эмоциональное взросление также происходит в более ровных, гармоничных условиях.
Психологи утверждают, что результаты могут быть и более впечатляющими. Не просто успешный ученик, а гармоничная личность, достигшая значимых академических успехов в самых неожиданных отраслях – вот возможный потенциальный итог музыкального образования. Статистика говорит о том, что при поступлении в медицинские вузы именно те абитуриенты, которые занимаются музыкой, обычно показывают самые хорошие результаты.
Исследователи из Стэнфорда доказали, что при обработке человеческим мозгом музыки и разговорной речи задействуются схожие зоны и аналогичные алгоритмы. Это означает, что развитие одного направления в итоге неизменно стимулирует развитие и другого, что, безусловно, влияет как на текущие достижения, так и на успехи в долгосрочной перспективе.