Бывает так, что общение с детьми в семье не складывается. Это может происходить в любой возрастной период ребёнка — когда ему 3 года, 10 или 15 лет. Родители, с одной стороны, волнуются и переживают о том, что не могут наладить отношения с ребёнком, а с другой — стараются сделать это разными способами. Некоторые из них не только не приводят к тому, что общение с детьми налаживается, но и провоцируют появление новых трудностей и конфликтов в семье. Иногда они требуют медицинской и психологической помощи. В каких случаях родители должны показать ребёнка психологу? Ответы в данной статье.
Примеры трудного общения с детьми
Неважно, в каком возрасте находится ребёнок, почти все родители имеют ожидания относительно того, каким он должен быть, какими обладать привычками, особенностями характера, поведением. Когда дети демонстрируют не то, что ожидают и хотят видеть родители, в семье возникают конфликты. Так, например, мать и отец желают видеть в ребёнке человека, который умеет отвечать за свои слова, если он не делает этого, взрослые расстраиваются и боятся, что ребёнок так и останется безответственным.
- Привычка спорить. Так бывает, если взрослые и дети имеют разные взгляды на жизнь и отношения, их пристрастия к хобби и занятиям существенно отличаются друг от друга. В таком случае, если каждый пытается доказать свою точку зрения и стоять на своем, отношения становятся сложными, а общение не приносит радости. Родители и дети понимают, что близости между ними становится все меньше, отсутствие точек соприкосновения не позволяет обсуждать совместные идеи, радоваться новым увлечениям, поддерживать друг друга.
- Осуждение. Этот процесс может проявляться как стороны со стороны детей, так и со стороны взрослых. Маленькие дети не осуждают родителей. Такое поведение свойственно тем, кто уже обладает сознательным восприятием мира, и кое-что понимают в межличностных отношениях — это дети младшего и старшего подросткового возраста. Бывает так, что родители осуждают детей — и это случается гораздо чаще — не принимая поведение, которое те демонстрируют, желая избавить их от вредных привычек.
- Активное навязывание своего мнения. Такая позиция свойственна взрослым, когда они имеют много ожиданий в отношении ребёнка и хотят чтобы он соответствовал им. Так, мать и отец переубеждают ребёнка, заставляя его соответствовать определенному стилю в одежде, питании, поведении и общении.
- Критика со стороны родителей, также, является одной из форм общения с детьми, которая, однако, может вызывать бунт и сопротивление в ответ. В таких случаях, диалоги в семье строятся примерно следующим образом: все, что делает ребёнок, не принимается, обсуждается, а иногда, даже высмеивается. Подобная позиция со стороны взрослых вызывает много негативных чувств у детей, кроме этого, постоянно сталкиваясь с критикой, их самооценка снижается, уверенность в себе падает.
- Постоянное подшучивание. Такое общение может считаться трудным, когда дети и родители не пользуются другими способами во время разговора. Если шутки и юмор носят провокационный характер, цепляют за живое, затрагивают недостатки — дети страдают, каждый раз, убеждаясь в том, что с ними что-то не так. Такой способ общения может использовать ребёнок старшего возраста, и тогда, привычка смеяться над родителями затрудняет отношения с ним.
- Еще одна деструктивная форма общения с детьми — это привычка взрослых относиться к ним как к маленьким. Мать и отец используют ласковые прозвища, не позволяют проявлять инициативу и самостоятельность, чрезмерно беспокоятся и тревожатся, если ребёнку предстоит ответственное дело, которые нужно выполнить без помощи взрослых. Дети могут не разбираться в подобных нюансах, однако, они тонко чувствуют недоверие родителей к себе. Такие отношения имеют следующие последствия: ребёнок отказывается делиться со взрослыми своими планами, все чаще закрывается от них, не позволяет помочь себе, потому что боится, что у него отберут инициативу и он снова станет чувствовать себя неспособным и беспомощным.
Как матери и отцу наладить общение?
Родителям полезно понимать, что общение — это «мостик», который лежит между внутренними мирами родителя и ребёнка. Поэтому чем лучше оно налажено, тем больше близкие люди доверяют друг другу, открывают душу, умеют просить поддержку и принимать помощь.
Как могут мать и отец через понимание детской психологии изменить процесс общения с детьми в семье?
- Не стоит пользоваться только авторитарным стилем воспитания — он подавляет личность ребёнка, однако, также, нельзя относиться безответственно к процессу воспитания, позволяя детям расти как «трава». Родителям полезно выбрать демократическую позицию — где они принимают детские чувства, понимают их и, в то же время ставят надежные границы во время общения и контролируют детское поведение.
- Нужно отказаться от таких способов как насмешки, игнорирование желаний ребёнка, чрезмерная критика. Не стоит, также, обвинять детей в том, что у них существуют проблемы или не ладятся взаимодействия со сверстниками. Вместо этого лучше разобраться и понять — почему так происходит, какие сложности испытывает ребёнок своей жизни.
- Важно проявлять внимание к детским потребностям, не отталкивать детей от себя. Это актуально в любом детском возрасте — как для малышей, так и для подростков. Меняется лишь форма общения — с дошкольниками необходимо чаще играть и быть рядом, а подростков — понимать и поддерживать.
Нарушения в общении: когда нужен психолог?
Иногда нарушения в общении выливаются в психологические проблемы у детей. В таких случаях родитель должен записать ребёнка на консультацию к детскому психологу. Симптомы, при которых нельзя откладывать визит к специалисту:
- Агрессивность ребёнка, эмоциональное возбуждение;
- Проявление физического насилия по отношению к себе или другим людям;
- Нарушения сна, питания — переедание, потеря веса;
- Попытки закрыться от внешнего мира — когда ребёнок уходит из дома, прогуливает школу;
- Суицидальные мысли и попытки;
- Патологическая застенчивость, которая не позволяет знакомиться и общаться со сверстниками;
- Чрезмерная привязанность к телевизору, компьютеру, телефону;
- Дети приобретают вредные привычки — неприкрытая грубость, курение, алкоголь.
Все эти проявления свидетельствуют о том, что сфера общения грубо нарушена, и, скорее всего, внутри личности ребёнка существует сильный конфликт, который требует помощи специалиста.