Многие дети теряют свои вещи, одни время от времени, другие — очень часто. Естественно, эта проблема волнует родителей. Потому что, если в дошкольном возрасте приходится покупать машинки, куклы, резинки для волос и панамки, то в начальной и средней школе ситуация усугубляется. Мамам и папам уже нужно приобретать новую сменную обувь, одежду, портфель, канцелярию и пр. Разыскивать потерянные вещи, а также спрашивать у ребёнка, где они находятся, бесполезно. Вряд ли он вспомнит их местонахождение. Почему же дети становятся растеряхами? Нужно ли и как бороться с этой проблемой? Ответы на данные вопросы мы дадим в этой статье.
Почему дети часто все теряют?
Перед тем как начинать воспитывать в ребёнке бережливость, нужно разобраться в причинах детских потерь.
- Рассеянность.
Она возникает по причине невнимательности, неорганизованности и неспособности устанавливать, запоминать временные связи между своими действиями. Данное явление в какой-то степени допустимо и нормально для детей в возрасте до 5 лет. Они еще находятся в процессе познания окружающего мира, поэтому вести контроль за личными вещами им зачастую трудно. Увидев маленького котенка, красивую птицу или бабочку, малыш с воодушевлением побежит к ним, забыв на лавочке или в песочнице игрушку, панамку, варежки и пр.
- Мыслительное погружение в себя.
А именно — в свои мысли, мечты, фантазии. Таким малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то материальном, ведь у них в голове происходит построение воздушных замков и планов на ближайшее будущее. Данное качество характера будет сопутствовать ребёнка все детство, а может быть и во взрослой жизни. Ведь известно немало великих людей (писателей, музыкантов, художников, ученых), которые полностью погружались в себя, но при этом создавали настоящие произведения искусства, делали открытия. Потеря вещей в таком состоянии происходит абсолютно неосознанно.
- Интерес к чужим вещам.
Многие мальчики и девочки, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, проявляют интерес к вещам других детей, хотят заполучить их хотя бы на время и поэтому предлагают меняться. Эти игры настолько их захватывают, что к концу дня, когда родители приходят за ними в детский сад или школу, они уже не могут вспомнить с кем и чем менялись.
- Спешка.
Потеря вещей по этой причине происходит в основном у медлительных детей и у тех, кому родители не организовали правильный распорядок дня. К примеру, сборы в сад или школу в ускоренном темпе мешают ребёнку сосредоточиться на происходящем и своих вещах. Поэтому в середине дня малыш не может вспомнить, кто и во что его обувал, одевал, какие предметы были у него в рюкзаке и где они теперь.
- Чрезмерная опека.
К сожалению, многие родители ограждают своих малышей от многих дел, не дают свободы выбора и не учат заботиться о своих вещах, ценить их. Они сами следят за сохранностью, состоянием одежды и обуви, канцелярии, развивающих игрушек, собирают их в школу и пр. В результате дети не знают и не помнят, что на них было надето с утра, что лежало в рюкзаке и где это теперь находится.
- Повышенная занятость.
Большинство родителей желают всесторонне развивать свое чадо, стараются как можно больше занять его, записав во всевозможные кружки, загрузив дополнительными занятиями и домашними делами. В результате от такой загруженности малыш сильно устает и становится рассеянным. Это защитная реакция детской психики. Если ваш сын (или дочь) практически не имеет свободного времени и при этом постоянно все теряет, стоит пересмотреть его занятость.
- Отсутствие чувства собственности.
Эта причина отсутствия бережливости часто развивается у детей, растущих в многодетных семьях. Чтобы не сформировать в отпрысках жадность, предупредить ссоры и драки, родители игнорируют и пресекают появление чувства собственности. Все вещи и развивающие игрушки являются общими, могут браться без разрешения. Дети, не считая их личными, не несут за них ответственности, поэтому часто бросают где попало и теряют их.
Развивающие игрушки и другие потеряшки: нужно ли бороться с проблемой
Конечно, вещи в жизни — не главное. Однако, когда потери становятся частыми, а просьбы родителей бережнее относиться к своим вещам не дают результата, нужно решать проблему другими методами. Иначе отсутствие бережливости может остаться с ребёнком на всю жизнь. Только в более старшем возрасте потери приобретут гораздо больший масштаб. Будут теряться драгоценности, документы, мобильные телефоны и пр.
Как приучить малыша к бережливости?
Далеко не все дети понимают, почему мамы и папы расстраиваются после утраты какой-либо вещи или ругаются по этой причине. Поэтому, в первую очередь, родители должны объяснить, что каждый предмет стоит денег, которые были заработаны их трудом. Далее следует изучить и применять на практике несколько следующих приемов, которые помогут приучить ребёнка бережнее относиться к своим вещам:
- Пометьте все детские вещи и принадлежности с помощью одинаковых логотипов или наклеек и ознакомьте с ним ребёнка. Это поможет ему легко узнавать свое имущество среди чужих вещей, особенно если они идентичны.
- Не покупайте детям очень дорогих вещей. Дайте им понять, что при поломке или потере дорогостоящего предмета они получат взамен более простой и дешевый либо не получат ничего вообще.
- Постоянно приучайте ребёнка к порядку: класть грязную одежду в стирку, чистую — в шкаф или на стул, развивающие игрушки — в корзину, книги — на полку и т. д. Так он будет знать, где их место, и не будет заниматься поиском.
- Собирая малыша куда-либо и кладя ему с собой игрушки, пересчитывайте их вместе вслух. Повторяйте процедуру по приходу домой.
- Не бегите в магазин сразу же после потери вещи. Дети должны понять свою вину, в полной мере ощутить дискомфорт от нехватки предмета и последствия халатного отношения к своей собственности.
- Не приобретайте лишние вещи, не стоит удовлетворять каждое «хочу» ребёнка. Иначе покупки и подарки перестанут его удивлять и радовать и не будут цениться.
- Приучайте малыша к аккуратности, объясните, что к каждой вещи нужно проявлять уважение, класть ее всегда на свое место и бережно за ней ухаживать.
И главное — не ругайте ребёнка за потерю. Родители должны не наказывать, а выяснять причины произошедшего, принимать меры по предотвращению повторения подобной ситуации. Дети обязаны понимать, что утрата вещи влечет за собой непредвиденные финансовые расходы, учиться контролировать себя, быть внимательными и собранными.