Умение концентрировать внимание и сосредотачиваться на процессе — важный навык, который не раз пригодится малышу в жизни. От крохи нельзя требовать особенной усидчивости — он все время находится в движении, изучая мир и себя — так происходит развитие ребёнка. Но многие родители сталкиваются с проблемами концентрации ближе к школьным годам. Можно ли этого избежать? Гарантий дать не может никто, однако некоторые меры все же предпринять можно.
Малыш начинает смотреть на мир
Первые навыки концентрации внимания у крохи начинают проявляться уже в первые месяцы жизни. И главные объекты для изучения в это время — родители. Малыш видит их чаще, чем кого бы то ни было другого, опознает и автоматически начинает доверять. Так формируется важный защитный механизм — чувство привязанности. Именно он является основным мотивом для концентрации внимания младенца: повернуться на мамин голос, почувствовать тепло папиных рук и запомнить это ощущение, разглядеть родное лицо.
Когда острота зрения малыша позволит ему как следует разглядеть и запомнить лица родителей, стоит как можно больше внимания уделять этим зрительным контактам. Улыбки, ласковые слова, веселые песенки — пусть малыш смотрит внимательно, реагирует, отвечает мимикой и жестами на знакомый голос. Так осуществляется эмоциональное и психическое развитие ребёнка. Переоценить значение самых простых действий в первые месяцы жизни невозможно. Умение несколько минут разглядывать лицо мамы — уже серьезный навык для крохи. Потом он пригодится для концентрации внимания на игрушках и предметах обихода в доме.
Развитие ребёнка в движении
Когда малыш начнет передвигаться. Развивающей средой для него станет все окружающее пространство. Потому чем больше у крохи будет игрушек, и чем больше времени он будет проводить на улице, тем интенсивнее будет происходить развитие ребёнка. Причем не только двигательное — моторная активность и эмоциональная сфера напрямую связаны в раннем возрасте. Движение дает основание для получения новой информации и анализа ее.
Когда возраст малыша приближается к году, родители часто замечают, что он ни во что не может играть долго. Кажется, его игра вообще не имеет системы — он просто перебирает и выбрасывает игрушки. На самом деле период способности к концентрации внимания еще очень короток в это время, так что такая ситуация совершенно нормальна. Но можно пытаться сосредоточить внимание крохи на новом объекте. Причем игрушки для этого даже не обязательно покупать — можно просто припрятать на время уже имеющиеся. Через пару неделю малыш не вспомнит, как играл ими когда-то, и заново будет открывать для себя игровые свойства предметов.
Любым успехом на пути развития ребёнка будет способность делать что бы о ни было как можно дольше. Складывать башенку из кубиков, даже если их всего две штуки, зато они не падают, шуршать различными фактурами, перекатывать мячик — любое дело очень важно. Однако родителям стоит помнить о возрастных нормах. «Как можно больше» — это считанные минуты. На большее малыш пока не способен. И, конечно, не стоит его принуждать к какой-либо деятельности. Маленькие дети или делают что-то по доброй воле, или не делают вообще. Принуждение только отвратит их от игры, но не заставит дольше сидеть за нелюбимым занятием.
Родители подают пример
Когда крохе будет больше двух лет, не первый план потихоньку начнет выходить социальное развитие ребёнка. Для младенца и даже годовалого карапуза просто невозможно представить себе, что в центре этого мира может быть кто-то другой, кроме него самого. Такой эгоизм нормален в этом возрасте. Но после полутора лет дети начинают активно гулять на улице, там контактируют с другими малышами. Первые социальные столкновения дают представления о том, что людей в мире много, они все разные, и с ними нужно договариваться.
Так в жизни ребёнка появляется важная составляющая — пример другого человека и авторитет. Если примеры можно наблюдать и у друзей, то главными авторитетами остаются, конечно, родители. Именно к ним малыш идет к сложной ситуации, когда нужно подсказать выход — ведь мама с папой знают все. Значит, наступает самое подходящее время в развивающих интересах использовать личный пример. Не зря психологи говорят, что главные паттерны поведения каждый выносит именно из семьи.
Чтобы научить малыша внимательности и сосредоточенности, родителям важно самим демонстрировать эти качества. Каждое дело должно быть доведено до конца, и обязательно со всеми необходимыми деталями. Лучше не ставить перед собой больших задач, если нет уверенности, то все удастся завершить правильно. В быту уже должно появиться несколько ежедневных ритуалов, которые упорядочат жизнь семьи: утренние процедуры, приемы пищи, подготовка ко сну, сборы на прогулку и т. д. Если каждый день совершать необходимые для них действия в одном и том же порядке, то жизнь ребёнка станет более стабильной и размеренной. А значит и ресурсов для концентрации внимания будет больше.
Детям нужна игра
Когда малыш подрастет, его игры станут более сложными, чем сборы пирамидки. Чтобы они быстро не надоедали непоседе, и у него хватало ресурсов нервной системы доводить задание до конца, родителям стоит обеспечить комфортную обстановку для занятий. Понадобится рабочий стол и системы для хранения. Игрушки больше не должны валяться кучей на полу. Очень важна компания родителей как партнеров по играм: где сам малыш будет более склонен оставить надоевшее занятие, в компании мамы или папы он скорее продолжит начатое, даже если игра уже не так захватывает.
Для развития сосредоточенности хорошо в этом возрасте подойдут разного рода наборы для творчества. Мелкая моторика непосредственным образом влияет на интеллектуальное развитие ребёнка, к тому же, так начинается подготовка руки к письму. В конце каждого творческого процесса стоит вполне осязаемый результат — рисунок, поделка, что-то красивое или потенциальный подарок близким людям. Это большой стимул для маленького ребёнка потрудиться как следует — родителям стоит использовать это как мотивацию к максимально качественной работе.