Некоторые могут думать, что целеполагание, самоорганизованность, умение достигать желаемого — прерогатива взрослых людей. Однако, если ребёнок с детства не обладает навыками для получения желаемого самостоятельным путем, повзрослев, он может испытывать сложности с достижением целей. К чему это приводит?
- Дети надеются, что за них все сделают родители;
- сдаются при первых трудностях;
- не верят в себя;
- завидуют другим, считая себя ни на что не способными;
- пропускают многие удачные возможности в жизни.
Чтобы этого не случилось, ребёнок с детства должен понимать, что от него зависит результат исполнения его желаний. Для этого он должен уметь ставить и достигать цель. Дети сами не могут приобрести навыки, которым, даже взрослые обучаются, когда хотят, чтобы их желания исполнялись. Родители могут помочь ребёнку стать целеустремленным. Как — читайте в этой статье.
Цель для ребёнка
Быть целеустремленным — задача взрослых людей. Именно от их действий зависит то, в каких условиях будет жить семья, как станет чувствовать себя ребёнок, каким он вырастет. Однако, если исследовать области детской жизни, станет понятно, что и у них есть задачи, которые требуют выполнения. Какую цель может поставить ребёнок?
Умение быть целеустремленным доступно не только для подростков, когда они уже могут мыслить разумно, уметь отличать фантазии от реальности, но и для дошкольников. Первое время, когда малыш растет и познает мир, постановка цели в его жизни и способы ее достижения являются негласными. Для того чтобы учиться целеустремленности, ему необязательно слышать эти слова и тренировать навыки. Родители могут наблюдать за тем, на каком уровне развития они находятся — когда ребёнок упрямо пытается справиться с одеждой, доделывает до конца трудное дело, он проявляет активность и, скорее всего, достигает результата. О его целеустремленности свидетельствует способность расставлять игрушки по местам, взбираться на горку, разгадывать загадки, раскрашивать рисунок, поливать цветы. Закрепятся эти навыки в его личности или нет — зависит от родителей и их отношения.
Со временем, жизнь ставит перед ребёнком другие, новые цели — выполнять домашнюю работу, научиться кататься на роликах, велосипеде, освоить акробатические упражнения, овладеть игрой на музыкальном инструменте, написать контрольную работу, выступить на городских соревнованиях. Если ребёнок делает это легко и достигает успеха, можно говорить о его целеустремленности.
Обратная ситуация — капризы, лень, нежелание учиться, робость, неуверенность — говорит об отсутствии навыков целеполагания у детей. Иногда воспитание в семье приводит к тому, что дети не умеют ставить цели и добиваться их.
Ошибки родителей
Оценочные слова, критикующие фразы, негативное отношение матери и отца к деятельности ребёнка могут привести к тому, что, он не будет обладать навыками целеустремленности. От чего должны отказаться родители?
Делать за ребёнка то, что он может выполнить сам. Способность быть целеустремленным начинается с мелочей. Заправлять кровать, собирать портфель, складывать и вешать одежду, содержать личные вещи, игрушки и учебники в чистоте, ходить в магазин, одеваться и раздеваться самостоятельно, готовить уроки — сферы жизни, за которые отвечает ребёнок. Кроме этого, родители могут привлечь его нести ответственность за другую деятельность — ухаживать за аквариумными рыбками или хомяком, поливать цветы, выносить мусор, мыть посуду, пылесосить и так далее. Дети с удовольствием выполняют эти дела, если родители говорят о них легко и радостно, а не преподносят, как тяжкие обязанности.
Критика всего, что делает ребёнок. «У тебя руки-крюки», «Дай, я лучше сам сделаю», «Не трогай — разобьешь (испортишь)!», «Так и знала, что тебя ни о чем нельзя попросить» — эти и подобные фразы не только отбивают желание к деятельности, но, еще и заставляют ребёнка думать, что он неумелый и сделать что хорошо и правильно — это не про него. С таким настроем дети будут избегать активности и достижения целей, чтобы вновь не столкнуться с критикой. Родителям полезно отказаться от привычки критиковать все, что делает ребёнок, если они хотят воспитать человека, уверенного в себе, способного брать ответственность и переживать неудачи.
В каких случаях дети избегают целеполагания
Желая сформировать в детях навыки достижения целей, родители пытаются создать у них положительную мотивацию: «Получишь «пятерку» в году — я буду гордиться тобой, куплю тебе велосипед». Объясняют необходимость быть целеустремленным: «Сильные и умные люди достигают в жизни успеха — у них хорошая работа, много денег, их все уважают». Предупреждают: «Твой дядя ничего не умел и ничего не хотел — его жизни сейчас не позавидуешь». Сравнивают: «Федор из соседнего подъезда — большой молодец. Ты должен быть таким, как он».
Подобные попытки взрослых научить ребёнка ставить цель и получать желаемое, в большинстве случаев, заканчиваются неудачей, ребёнок будет избегать активности и целеполагания. Лучшее, что могут сделать взрослые — это хвалить, поощрять, ставить в пример известных, успешных людей, обращаясь к их сильным качествам характера, опираясь, при этом, на личные особенности ребёнка. Не стоит сравнивать его с другими детьми — это может привести к зависти и злости. Предупреждение похоже на запугивание — дети, в таких случаях, могут пытаться избегать активности из-за страха совершить ошибку. Для развития целеустремленности нужна радость и сильное желание получить то, что хочется. Эти чувства появляются в том случае, когда родители гордятся детьми не только за заслуги, но, еще и просто так.
Дети, также, станут избегать целеполагания, если видят, как трудно родителям получать желаемое, как они страдают от этого — ходят на нелюбимую работу, не отдыхают, нуждаются, жалуются, терпят. В таком случае, речь идет не о целеустремленности, а том, чтобы кое-как справляться с жизнью. Тогда, взрослые, если они хотят, чтобы дети жили по-другому, должны задуматься над собственной жизнью и отношением к целям — решиться на перемены, больше заботиться о себе, не бояться просить помощи, воплощать в жизнь новые идеи без страха ошибиться.
Практические упражнения для детей
Ребёнок учится через игру. Это нужно учитывать родителям, когда они хотят привить ему навыки активности и повысить мотивацию. Рассказы о том, как важно быть целеустремленным не всегда помогают, гораздо эффективнее — игры и упражнения. Ребёнок вместе с родителями может писать на стене или ватмане цель — что он хочет получить и задачи к ней — что для этого нужно сделать.
Дети не будут забывать о цели, если она визуально находится рядом, и родители поддерживают их на этом пути, помогают, советуют.