Как научить подростка добиваться целей?

Если взглянуть внимательно на жизнь наиболее успешных людей, то станет ясно: их успех кроется в достижении поставленных целей. Именно потому успешных персон намного меньше, чем обычных, не отличающихся никакими особенными достижениями.

Если мы хотим, чтобы наши дети были успешными, нужно помочь им научиться правильно ставить цели и их достигать.

Возможно, что для этого потребуется сначала научиться этому самим. А MedAboutMe в преддверии Нового года, самого любимого праздника для постановки новых целей, расскажет, как этого достичь.

Достигнуть цели: первые шаги к успеху

Достигнуть цели: первые шаги к успеху

В конце прошлого века в Гарварде был проведен опрос среди студентов. Участников попросили ответить на вопросы, записывают ли они свои цели письменно и составляют ли планы по достижению целей.

Оказалось, что всего 3% студентов имеют привычку записывать цели и планы. 12% ставили себе цели только устно. 85% вообще не имели никаких конкретных целей. 

Через 10 лет тех же самых участников опросили повторно, но теперь уже о размере их заработной платы. Самыми низкооплачиваемыми оказались те, кто никаких целей себе не ставил. Те, кто устанавливал цели устно, зарабатывали в среднем вдвое больше. А те 3%, кто цели формулировал письменно, и записывал планы по их достижению, зарабатывали в 10 раз больше.

Можно ли из этого сделать вывод, что причина неуспеха в жизни кроется в неумении правильно ставить себе цели? Видимо, вполне можно.

Недаром искусство постановки целей привлекает все больше внимания психологов и коучей. Но в школьную программу обучение этому важному навыку не входит. И значит, родителям следует помочь подросткам научиться самостоятельно ставить перед собой верные цели, и находить пути для их достижения.

С чего же начать?

Что такое цель, и как ее правильно устанавливать?

Вся наша жизнь — это движение к цели. К одной, затем к другой. Одним на этом пути удается больше других, и мы называем их счастливчиками и везунчиками. Другие могут биться, словно муха о стекло, но так ничего и не достигнуть и смириться с ярлыком неудачника, лузера. 

Но если проанализировать истории успеха, окажется, что то, что окружающие считали просто везением, на самом деле является чем-то совсем другим. А именно — грамотным целеполаганием и целеустремленным трудом. То есть везет тем, кто знает, чего он хочет, и делает все, чтобы приблизить свою цель.

Не зря же говорят: «Кто не знает, куда он плывет, тому не будет попутного ветра». Все истории успеха — это история постановки целей и планомерного к ним продвижения.

Вот этому и должны мы, родители, научить наших детей. А возможно, и для себя извлечь кое-что полезное, вместо того, чтобы ворчать о том, что «современная молодежь бесцельно прожигает жизнь» и вообще бестолковая. Об этом всегда ворчали, но жизнь до сих пор не остановилась.

А судя по результатам исследования, проведенного в 2014 году в Ставропольском крае среди молодых людей от 17 до 21 года, около 70 % участников знали, какова главная цель их жизни. 

С планированием дело обстояло несколько хуже, но общий план достижения поставленной цели имелся у большинства респондентов. Так что вовсе не все так плохо, как порой кажется. Во всяком случае, не хуже, чем у взрослых, у многих из которых тоже не все гладко с целеполаганием.

Кстати, у молодых больше в ходу англицизм «эйминг» (aiming), производное от aim — «цель». Суть все равно та же: искусство постановки целей и разработки способов их достижения. Стратегия и тактика успеха, понимание того, что нужно получить, и как это сделать.

И даже изобретать ничего не нужно, все уже разработано и придумано до нас. Вот несколько важных моментов, имеющих большое значение при постановке целей.

Принципы эйминга или целеполагания

Принципы эйминга или целеполагания
  • Цель должна быть максимально конкретной и поддаваться измерению в какой-либо форме.

Не «стать счастливым», или «встретить свою любовь», «много путешествовать». Это слишком расплывчато. В такую цель не попасть даже на расстоянии вытянутой руки. Она зыбкая и аморфная. Вот если поставить задачу «съездить в Индию и посетить там 5 конкретных городов/храмов/памятников природы» — это цель конкретная. У человека должен быть критерий определения достижения цели и выполнения плана.

  • Необходимо устанавливать сроки исполнения планов.

При этом важно соблюдать еще одно правило: эти сроки должны быть реально выполнимыми. Возможно, для этого придется напряженно трудиться, но в результате добиться желаемого.

Комментарий эксперта
Ральф Ренджер, доктор философии

Лучше всего ставить перед собой цели, которые реально можно достичь за 3 месяца. Период 90 дней выбирают потому, что это именно тот срок, на протяжении которого можно оставаться сосредоточенным на чем-то одном, не теряя заинтересованности и продолжая замечать достигнутый результат. Потом необходима «перезагрузка». Не обязательно фиксироваться именно на 90 днях: это может быть период и в 80 дней, и в 100.

Почему не неделя, не полгода или 10 лет? Потому, что за неделю вряд ли можно добиться каких-либо значимых результатов. А за год растеряется и интерес, и азарт, и мотивация. Да и результаты уже не будут иметь такого значения. ​

  • Цель должна быть искренней, то есть соответствовать реальным потребностям человека. Чужие цели ставить перед собой не нужно.

Вот на этом месте родителям нужно остановиться и хорошенько подумать о том, не навязывают ли они своим детям не их цели, а свои, хотя бы и из лучших побуждений. Если есть малейшие сомнения в собственной искренности — остановитесь. Подросток должен ставить перед собой свои настоящие цели, а не биться за достижение навязанных ему ваших. И задача родителей — помочь ему в определении своей ключевой цели, даже если она кажется им странной или сомнительной.

Лайфхак!

Как определить свою ключевую цель?

Нужно записать несколько целей на ближайшие 3 месяца. Скорее всего, между ними найдется некая связь, что-то общее, хотя некоторые цели могут и противоречить одна другой. Но почти всегда находится та цель, достижение которой поможет добиться успехов и в других выбранных направлениях. Это и есть ключевая цель.

Кстати, очень важно именно записывать свои цели. Когда руки взаимодействуют с глазами и мозгом, происходит очень важный процесс конкретизации цели. Она превращается из неосязаемой идеи в нечто материальное, реальное. Даже если это пока всего лишь строки на бумаге.

Комментарий эксперта
Ральф Ренджер, доктор философии

В вопросах целеполагания есть несколько важных моментов.

  • Я рекомендую при формулировании цели спрашивать себя не только о том, что конкретно вы хотите получить в результате, а о том, чем вы готовы за это заплатить, чем поступиться. Это помогает понять, действительно ли эта цель искренняя и стоящая.
  • Очень большую цель, требующую времени и больших затрат на достижение, нужно разбивать на последовательную серию маленьких, рассчитанных на более приемлемый срок и посильное напряжение возможностей.
  • Необходимо также научиться сокращать количество целей и делать это решительно и безжалостно. Чтобы достичь чего-либо, нельзя распылять свои усилия и отвлекаться. Некоторые цели можно отложить на потом, от других вовсе избавиться.
  • Цели должны быть реальные, достижимые, стоящие усилий и немногочисленные. Иначе риск неудачи существенно возрастает. Нельзя бежать одновременно во все стороны.​

Цель и план по ее достижению

Цель и план по ее достижению

Цель — это пункт, куда мы собираемся прибыть. Это направление, которое играет роль руля, если представить наше движение к цели в виде лодочки.

Мало войти в лодку и крепко ухватиться за руль-цель. Нужно еще двигаться, то есть начать грести.

Вот фигуральная гребля — это и есть тот план, который будет служить достижению цели. Можно выстроить его для наглядности в виде лестницы, каждая ступенька которой будет приближать к цели.

Кстати, наглядность — один из очень важных моментов целеполагания и целеустремленности. Рисовать и писать на бумаге свою «лестницу к успеху» очень полезно.

И планы тоже должны быть конкретными.

  • Не «бегать каждый день», а «ежедневно пробегать 3 или 10 км».
  • Не «получить образование», а «поступить летом в автодорожный колледж/военное училище» с указанием названия.
Лайфхак!

Выполнять планы легче, если привязать их к уже существующим привычкам прямо в записи планов. Например: вместо отжиманий каждое утро записать в свой план: «10 отжиманий до утреннего душа». Или вместо «порядка на рабочем столе» начать планировать ежедневную уборку рабочего стола после обеденного перерыва. Вместо «позвонить в 5 компаний, где я мог бы стажироваться», внести в план обзвон 5 компаний после завтрака или утренней чашки кофе.

Так одна уже существующая привычка будет поддерживать другую.

Комментарий эксперта
Ральф Ренджер, доктор философии

Используйте метод «выбора по умолчанию» для помощи в выполнении планов.

Что это означает?

Всего лишь то, что люди и высшие млекопитающие склонны выбирать из всех действий самое легко выполняемое. Действие по умолчанию.

Если нужно отказаться от сладкого, то отсутствие в дома сахара и пирожных сделает «выбором по умолчанию» несладкий чай без вредного жирного пирожного. Ведь это самое простое, так как за сахаром и вкусняшкой придется идти в магазин. Проще выпить чай несладким, с несколькими орешками или низкоуглеводным печеньем.

Если в план внесено бросить курить, то отсутствие в пределах досягаемости сигарет сделает выбором по умолчанию не-курение. Можно, конечно, сбегать в киоск за новой пачкой, но более легким выбором станет не курить вообще.​

Если в планах указано сокращение времени, проведенного в бесцельном блуждании по соцсетям утром и вечером, то посоветуйте подростку убрать от кровати свой смартфон подальше, в другую комнату. И выбором по умолчанию станет отказ от привычки начинать и заканчивать день этим бесполезным занятием. Иначе придется делать, как описано у Михаила Жванецкого: «Кофе в постель могу сам себе подать. Но придется встать, одеться, приготовить, а потом раздеться, лечь и выпить».

Визуальная «лестница к успеху» поможет разложить этапы достижения «по ступенькам». Для этого на каждой ступеньке нужно написать дату или период, и то, что за это время необходимо сделать. По мере выполнения отдельных пунктов плана отмечать их на рисунке-схеме. Это делает процесс более осязаемым и поддерживает мотивацию.

Еще несколько советов

  • Объясните подростку, что он может надеяться на помощь и обращаться за ней к окружающим. Но включать их в свои планы нельзя. Просто потому, что цели у него — свои собственные, и только свои, и у остальных людей точно так же. Каждый может помочь другому, но не потому что должен, а по собственному желанию. За помощь нужно благодарить, но на отказ быть включенным в ваши планы обижаться не следует. Рассчитывать стоит на самого себя. Потому что нельзя встраивать в планы то, что от вас не зависит.
  • Не стоит ждать повода, чтобы начать ставить перед собой цель и двигаться к ней. Ни понедельник, ни 1 января, ни совершеннолетие ничуть не лучше и не хуже сегодняшнего дня. Незачем тратить время, начать можно прямо сейчас.
  • Предложите попробовать популярную методику SMART, название которой является аббревиатурой английских слов Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound, то есть «конкретный», «измеримый», «достижимый», «значимый», «ограниченный во времени». Это те критерии, о которых рассказано в этой статье, но соединенные в одну довольно стройную систему выбора цели.

«Конкретность» предполагает точное определение результата, которого нужно достичь. Причем у одной цели может быть только один результат. Если их оказывается больше, то цель необходимо разбить на несколько отдельных, чтобы каждая соответствовала этому критерию.

«Измеримость» предполагает точное указание на количественный результат, который будет свидетельствовать о достижении поставленной цели.

  • «Пробегать 5 км за 40 минут»
  • «Простоять в планке 60 секунд»
  • «Прочитать 3 главы учебника и решить 2 задачи к 21 часу».

«Достижимость» включает в себя осознание реальных возможностей и максимальное их использование. Желание «стать Биллом Гейтсом» не реально, намерение «стать богатым как Билл Гейтс» более реально, но маловероятно. А вот цель «заработать на поездку в Крым к лету» вполне осуществима.

«Значимость» определяется личными потребностями и стремлениями подростка. Цель должна быть важна именно для него самого, а ее достижение давать ему удовлетворение ключевых потребностей.

Ограниченность во времени подразумевает точные сроки исполнения, отсутствие которых размывает цель и лишает ее конкретности.

Метод SMART применяется не только для личностного роста, но и во многих других областях. Понимание его принципов будет полезно в жизни всем, и подросткам, и их родителям. Но не следует рассматривать его как некую жесткую структуру. Всегда должна сохраняться гибкость и место для маневра.

Как убедить подростка прислушаться к советам?

Как убедить подростка прислушаться к советам?

Не говорите с подростком позиции силы и власти. Тинейджеры не переносят давления, возраст заставляет их восставать и протестовать, и это нормально. Будьте друзьями, предлагайте осваивать умение ставить цели вместе. Поддерживайте, но не подталкивайте. Помогайте без навязчивости и настойчивого контроля. Будьте искренни в своем интересе к достижениям ребёнка, радуйтесь им.

Ничего сложного. Просто родительская любовь.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 03.12.2020 09:03
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Being smart about writing SMART objectives / Bjerke MB, Renger R. // Eval Program Plann. 2017
Формирование самоорганизации личности - её самостоятельности и целеустремленности / Коханец А. И. // Школьные технологии 2015
Исследование уровня целеустремленности современной молодежи / Кибальникова А. М., Буниатова А. Р. // Science Time 2014

Читайте также

«Мальчик для битья» и другие методы воспитания королей
Секреты воспитания будущих монархов: интересные факты от MedAboutMe
Воспитание подростков: распространенные родительские ошибки
Чтобы наладить отношения с подростком, родителям важно найти верный подход к общению с ним и избегать совершения грубых ошибок в процессе воспитания.
Как сформировать у детей правильное отношение к деньгам
У вас подрастает ребенок? Узнайте, как правильно и когда начинать заниматься его финансовым воспитанием.
Как научить малыша вести себя в обществе?
Научить малыша хорошо вести себя в общественных местах – крайне непростая задача. Как же справиться с ней?
Быть хорошим родителем проще, чем вы думаете
Простые шаги к счастью и успеху ребенка от исследователей из Гарварда.
Воспитание детей в однополых семьях: кто в опасности?
Усыновление и воспитание детей в однополых семьях: споры, дискуссии, прецедент в России, непростое отношение зарубежом.