Маленький ребёнок живет чувствами. Часто его эмоции, вместо него самого рассказывают о том, кто он есть на самом деле — он смеется искренне и долго, будучи не способным имитировать радость. Когда ребёнок злится или расстроен, его крик слышен на всю округу и взрослые готовы на многое пойти, только чтобы унять боль и «подсластить» его разочарование или обиду.
Ребёнок представляет собой букет из чувств — радости и злости, восторга и изумления, гнева и любви — и такое его состояние является совершенно нормальным. Надо ли учить детей контролировать то, что они переживают? Учить их управлять своими сильными эмоциями — не показывать бурного веселья или «глотать» слезы? Полезно ли маленьким детям быть другими — более сдержанными, не слишком эмоциональными? До какого возраста открытое выражение чувств является социально приемлемым, и не вредит самому ребёнку? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.
По силам ли ребёнку самоконтроль?
Умение контролировать свои чувства больше относится к взрослым людям, нежели к детям. Однако часто бывает так, что человек, являющий достаточно зрелую личность, когда попадает в критическую или вызывающую сильные эмоции ситуацию, не способен не только «удержать» лавину внутренних ощущений, но и даже понять, что с ним происходит. Так может случиться с очень вспыльчивыми или впечатлительными людьми. Мы можем наблюдать, как они не контролируют себя — кричат, плачут, бросают вещи, угрожают другим, могут причинить вред себе или окружающим — испытывают целую гамму сильнейших чувств, однако совсем не умеют ими управлять. Последствия такого поведения часто бывают разрушительными и печальными. Психологи, в качестве одной из его причин говорят о неумении слышать самого себя, ведь невозможно контролировать то, что не осознаешь. Возможно, по этой причине стоит еще с малых лет научить ребёнка понимать, какое чувство он испытывает, что являлось причиной его появления и какие «рычаги» управления имеются у него в арсенале психики.
Можно ли научить детей управлять собой? Ответ на этот вопрос является положительным, и это под силу сделать родителям. Однако для этого нужно уметь говорить с ребёнком на его языке.
Дети учатся через игру
Понятный язык для детей — это игра. Через нее ребёнок познает мир, знакомится с его явлениями и ощущает свои первые базовые эмоции. Что могут сделать родители, если они задались целью научить ребёнка распознавать собственные чувства? Когда малыш радуется новой игрушке, что-то удивило или рассмешило его, сказать «ты радуешься!», «ты смеешься!», «тебе весело!», в других случаях — «ты растерялся?», «тебе страшно?» Подобную обратную связь нужно давать постоянно, для того, чтобы ребёнок с малых лет понимал, что то, что он испытывает, также важно, как телесные ощущения (ласковые прикосновения или боль), которые человек осознает гораздо лучше.
Так малыш привыкнет к тому, что его эмоциональные ощущения — это то, что он может понимать, называть по именам и чувствовать их важность.
Учим детей распознавать чувства
Много проблем возникает между детьми и родителями во время конфликтов, особенно, когда не слушаются дети — ведут себя некрасиво, что-то требуют, кричат, плачут, ругаются, дерутся. Типичное поведение взрослых в таких ситуациях, это заставить ребёнка перестать: злиться, требовать, капризничать, плакать. По сути, родители в этот момент пытаются заставить ребёнка перестать чувствовать.
Чтобы научиться контролировать эмоции, нужно знать «в лицо» не только самые положительные и приятные из них, но также и отрицательные. А как познакомиться с ними, если их с детства запрещают испытывать, будто это что-то постыдное?
Чтобы это сделать, нужно чаще отражать маленькому ребёнку его состояние: «ты очень злишься», «тебе обидно», «ты сильно расстроился», «тебе хочется плакать» и так далее. Не отворачиваться от своего малыша, когда им владеют не самые лучшие чувства — один из первых признаков безусловной любви и искреннего желания помочь ему. Следующий вопрос ребёнку, который должен последовать после отражения эмоций, так и звучит: «чем я могу тебе помочь?».
Эта схема отреагирования эмоций и оказания поддержки является лучшим способом научить ребёнка понимать и управлять собой и своими эмоциями.
Дыхательные упражнения для детей
Если проживать вместе с ребёнком радость, можно надолго напитаться положительной энергией, а плакать, переживать или горевать вместе с ним — означает научить контролировать себя в сложных и тяжелых ситуациях.
Дети — очень хорошие ученики, особенно, когда то, что им предлагают интересно, необычно и можно выполнять вместе с родителями. Предложите ребёнку, когда он расстроен, обижен или зол, дышать. Расскажите про специальные упражнения, которые облегчат состояние и повысят настроение. Сядьте рядом и дышите вместе с ним — предложите ему представить, что он «выдыхает» слезы, боль, агрессию и воздух при этом, который выходит, серого цвета. Или красного. «Вдыхать» следует голубой или белый воздух — радости, спокойствия, смирения.
Дети легко учатся управлять дыханием вместе со взрослыми: задержите его на «раз, два», а насчет «три!» резко выдохните, с шумом «выгоняя» изнутри всю злость, печаль и даже испорченный день.
Чем больше вы придумаете образов для дыхательных игр, тем легче и скорее ребёнок научится владеть своими чувствами, потому что такие игры понятны, доступны и интересны всем детям.
Пример родителей
Ребёнок не научится управлять своими чувствами, если этого не умеют делать родители. Дети слышат и повторяют за взрослыми их поведение и реакции, делают вывод о жизни и событиях, прислушиваясь к родительским словам.
Обратите внимание на себя — как вы поступаете в кризисных ситуациях? Что говорите и рассказываете в кругу семьи о событиях, вызвавших у вас сильные чувства? Какой пример управления эмоций демонстрируется в этот момент детям?
Взрослым необходимо избавиться от таких фраз как «я был так зол, что за себя не ручался», «начальник так на меня кричал, что я перестал что-либо понимать». Такие фразы демонстрируют ребёнку состояние выученной беспомощности и то, что в этом случае управлять собой невозможно.
Родители могут дать детям все необходимые инструменты управления собственным поведением и состоянием, если сначала осознают важность как детских чувств и эмоций, так и своих собственных.