Ребёнок начинает произносить шипящие звуки после трех лет. В результате неблагоприятных факторов, которые повлияли на развитие речи ребёнка, некоторые звуки появляются позже или вообще не произносятся ребёнком. С помощью несложных упражнений можно научить малыша произносить звук «ш», а скороговорки помогут закрепить данный звук в речи.
Почему ребёнок не может «зашипеть»?
Ребёнок приобретает большинство навыков в семье, в том числе и навык красивой речи. Произношение звуков формируется на примере речи мамы, папы, старших братьев и сестер.
Есть мнение, что ребёнок в определенном возрасте сам научится произносить тот или иной звук, и взрослые на этот процесс влиять не должны. Если не следить за развитием речи ребёнка, можно прийти к серьезным нарушениям звукопроизношения. Помните, что научить ребёнка правильно разговаривать гораздо легче в младшем возрасте. В школьном возрасте, а тем более у взрослых, недостатки произношения исправляются с большим трудом.
Перечислим самые распространенные причины нарушений звукопроизношения у детей.
- Мама ребёнка во время беременности переболела инфекционными заболеваниями, которые повлияли на созревание речевых зон в головном мозге ребёнка.
- Тяжелые роды, в результате которых ребёнок родился ослабленным.
- Травмы головы у малыша в любом возрасте оказывают неблагоприятное воздействие на созревание головного мозга.
- Частые заболевания ребёнка, которые приводят к общей физической ослабленности.
- Задержка психического развития ведет к речевым нарушениям у ребёнка.
- Запоздалое развитие речи, когда ребёнок произносит первые слова после 2,5−3 лет.
- Нарушение речевого слуха, когда малыш путает близкие по звучанию звуки и в результате чего не может их правильно воспроизвести.
- Воспитание ребёнка в семье, где дети или взрослые неправильно произносят звуки и т. д.
Звук «ш» дети начинают произносить к 4 годам, иногда раньше. Чтобы «зашипеть», ребёнок должен правильно слышать звук «ш» и не путать с другими звуками. Считается, что звук «ш» достаточно сложный для произношения и нужно, чтобы органы артикуляции были готовы к воспроизведению данного звука. Также важно правильно дышать.
Упражнения для произношения звука «ш»
Упражнения для произношения звука «ш» помогут ребёнку «зашипеть». Довольно часто ребёнок не может самостоятельно воспроизвести звук. Выполняя несложные и интересные упражнения, ваш малыш быстро справится со сложным звуком.
- Встаньте с ребёнком перед зеркалом и вытяните губы вперед, покажите зубы. Подержите губы в таком положении до 6−7 секунд, повторите упражнение 3−4 раза. Широким языком тянитесь к носу, при этом кончик языка смотрит вверх. Постарайтесь удержать такую форму языка за верхними зубами. Предложите ребёнку подуть теплым воздухом и погреть ладошку «ш»
- Попросите дошкольника надуть щеки, как воздушный шарик. Затем нажмите на щеки и выпустите воздух «ш». При этом проговаривайте, что язык находится вверху, дует теплый ветерок, губы «колечком» или «окошечком».
- Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день. Данные упражнения помогут разработать органы артикуляции:
- Ребёнок улыбается, зубы не показывает. Затем улыбается так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
- Малыш вытягивает губы вперед и немного округляет. Если у ребёнка не получается данное упражнение, можно положить ватную палочку на верхнюю губу и постараться удержать ее несколько секунд.
- Ребёнок показывает широкий язык, а затем поднимает кончик языка вверх и держит такую форму языка, похожую на чашечку 5−6 секунд.
- Кончиком языка ребёнок пересчитывает верхние зубы. Затем широким языком облизывает верхнюю губу.
- Ребёнок изображает лошадку, цокает язычком, при этом старается присасывать язык к верхнему небу.
Выполняя предыдущие упражнения, тренируйте речевой слух ребёнка. Называйте звуки, слоги, а затем слова, и когда ребёнок услышит звук «ш», пусть пошумит погремушкой или поднимет руку. Также необходимо тренировать речевое дыхание: вдох через нос, плечи не поднимать, во время выдоха щеки не надувать.
- Когда ребёнок научится произносить звук «ш», нужно закрепить его в речи.
Ребёнок встает у стены, а взрослый начинает подходить к нему с противоположной стороны. Если взрослый начинает шуметь, ребёнок произносит «ш» и тогда взрослый должен остановиться. Всего дается три попытки дойти до другой стены. Потом ролями можно поменяться.
- Встаньте с ребёнком напротив друг друга. Поднимите руки вверх и изобразите деревья. Скажите ребёнку, что когда он услышит слово «ветер», он должен начать размахивать руками и «шипеть».
- Предложите ребёнку отправиться с ним в сказочное путешествие на поезде. По пути вам будут встречаться герои мультфильмов и сказок. Все сказочные герои дают ребёнку задания произнести звук «ш».
Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день.
Если у ребёнка не получается произнести «ш», обратитесь за помощь к логопеду.
Скороговорки для развития речи детей 4−7 лет
Скороговорки для развития речи помогают закрепить поставленные звуки у ребёнка. Они подбираются с учетом возраста дошкольника. Скороговорки для развития речи способствуют закреплению звука «ш» в слогах, словах и предложениях.
Скороговорки для развития речи детей 4−5 лет.
- Мишутка в лес пошел, шапку ягод там нашел.
- Маша в лес пошла, Мишутку там нашла.
- Маша шила для Мишутки.
- Шапку, шубу и штанишки.
- На окошке кошка Машка ловит мошку ловко лапкой.
- Даша моет уши каждый день под душем.
- Мышки зашумели, сыру захотели,
- Мышки не шумите, кота не будите!
- У плюшевого мишки есть шапка и шишка.
- У нашего кота большие глаза,
- Большие глаза у нашего кота.
Скороговорки для развития речи детей 6−7 лет.
- У Шурочки — шляпка, у Егорушки — штанишки,
- А у маленькой Катюшки платье и туфельки-малышки.
- У Любашки — шубка, у шубки — кармашки,
- Кармашки — у шубки, шубка у Любашки.
- Пашка Прошке покрошил в суп картошку
- Шахматист Иван шахматиста Романа перешахматил.
- Морошка на болоте созрела,
- Маркуша за морошкой поспел.
- Ела Клаша простоквашу,
- С кашей ела простоквашу,
- Не доела наша Клаша простоквашу,
- Ну, а кашу съела Клаша до конца.
Помните, что ребёнку для того чтобы запомнить скороговорку, необходимо понять ее смысл. Для этого рекомендуем нарисовать сюжет скороговорки или обыграть с помощью игрушек. Начинайте отрабатывать звук «ш» в простых скороговорках, постепенно усложняйте материал. Следите за произношением «трудных» звуков.
Занятие по отработке звуков должно быть интересным для ребёнка, тогда и результат не заставит себя долго ждать!