Как научить ребенка «шипеть»: упражнения и скороговорки

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ребёнок начинает произносить шипящие звуки после трех лет. В результате неблагоприятных факторов, которые повлияли на развитие речи ребёнка, некоторые звуки появляются позже или вообще не произносятся ребёнком. С помощью несложных упражнений можно научить малыша произносить звук «ш», а скороговорки помогут закрепить данный звук в речи.

Почему ребёнок не может «зашипеть»?

Почему ребёнок не может «зашипеть»?

Ребёнок приобретает большинство навыков в семье, в том числе и навык красивой речи. Произношение звуков формируется на примере речи мамы, папы, старших братьев и сестер.

Есть мнение, что ребёнок в определенном возрасте сам научится произносить тот или иной звук, и взрослые на этот процесс влиять не должны. Если не следить за развитием речи ребёнка, можно прийти к серьезным нарушениям звукопроизношения. Помните, что научить ребёнка правильно разговаривать гораздо легче в младшем возрасте. В школьном возрасте, а тем более у взрослых, недостатки произношения исправляются с большим трудом.

Перечислим самые распространенные причины нарушений звукопроизношения у детей.

  • Мама ребёнка во время беременности переболела инфекционными заболеваниями, которые повлияли на созревание речевых зон в головном мозге ребёнка.
  • Тяжелые роды, в результате которых ребёнок родился ослабленным.
  • Травмы головы у малыша в любом возрасте оказывают неблагоприятное воздействие на созревание головного мозга.
  • Частые заболевания ребёнка, которые приводят к общей физической ослабленности.
  • Задержка психического развития ведет к речевым нарушениям у ребёнка.
  • Запоздалое развитие речи, когда ребёнок произносит первые слова после 2,5−3 лет.
  • Нарушение речевого слуха, когда малыш путает близкие по звучанию звуки и в результате чего не может их правильно воспроизвести.
  • Воспитание ребёнка в семье, где дети или взрослые неправильно произносят звуки и т. д.

Звук «ш» дети начинают произносить к 4 годам, иногда раньше. Чтобы «зашипеть», ребёнок должен правильно слышать звук «ш» и не путать с другими звуками. Считается, что звук «ш» достаточно сложный для произношения и нужно, чтобы органы артикуляции были готовы к воспроизведению данного звука. Также важно правильно дышать.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Упражнения для произношения звука «ш»

Упражнения для произношения звука «ш»

Упражнения для произношения звука «ш» помогут ребёнку «зашипеть». Довольно часто ребёнок не может самостоятельно воспроизвести звук. Выполняя несложные и интересные упражнения, ваш малыш быстро справится со сложным звуком.

  • Встаньте с ребёнком перед зеркалом и вытяните губы вперед, покажите зубы. Подержите губы в таком положении до 6−7 секунд, повторите упражнение 3−4 раза. Широким языком тянитесь к носу, при этом кончик языка смотрит вверх. Постарайтесь удержать такую форму языка за верхними зубами. Предложите ребёнку подуть теплым воздухом и погреть ладошку «ш»
  • Попросите дошкольника надуть щеки, как воздушный шарик. Затем нажмите на щеки и выпустите воздух «ш». При этом проговаривайте, что язык находится вверху, дует теплый ветерок, губы «колечком» или «окошечком».
  • Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день. Данные упражнения помогут разработать органы артикуляции:
  1. Ребёнок улыбается, зубы не показывает. Затем улыбается так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  2. Малыш вытягивает губы вперед и немного округляет. Если у ребёнка не получается данное упражнение, можно положить ватную палочку на верхнюю губу и постараться удержать ее несколько секунд.
  3. Ребёнок показывает широкий язык, а затем поднимает кончик языка вверх и держит такую форму языка, похожую на чашечку 5−6 секунд.
  4. Кончиком языка ребёнок пересчитывает верхние зубы. Затем широким языком облизывает верхнюю губу.
  5. Ребёнок изображает лошадку, цокает язычком, при этом старается присасывать язык к верхнему небу.

Выполняя предыдущие упражнения, тренируйте речевой слух ребёнка. Называйте звуки, слоги, а затем слова, и когда ребёнок услышит звук «ш», пусть пошумит погремушкой или поднимет руку. Также необходимо тренировать речевое дыхание: вдох через нос, плечи не поднимать, во время выдоха щеки не надувать.

  • Когда ребёнок научится произносить звук «ш», нужно закрепить его в речи.

Ребёнок встает у стены, а взрослый начинает подходить к нему с противоположной стороны. Если взрослый начинает шуметь, ребёнок произносит «ш» и тогда взрослый должен остановиться. Всего дается три попытки дойти до другой стены. Потом ролями можно поменяться.

  • Встаньте с ребёнком напротив друг друга. Поднимите руки вверх и изобразите деревья. Скажите ребёнку, что когда он услышит слово «ветер», он должен начать размахивать руками и «шипеть».
  • Предложите ребёнку отправиться с ним в сказочное путешествие на поезде. По пути вам будут встречаться герои мультфильмов и сказок. Все сказочные герои дают ребёнку задания произнести звук «ш».

Очень важно развивать артикуляционный аппарат и делать упражнения для щек, губ и языка 2−3 раза в день.

Если у ребёнка не получается произнести «ш», обратитесь за помощь к логопеду.

Скороговорки для развития речи детей 4−7 лет

Скороговорки для развития речи детей 4−7 лет

Скороговорки для развития речи помогают закрепить поставленные звуки у ребёнка. Они подбираются с учетом возраста дошкольника. Скороговорки для развития речи способствуют закреплению звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Скороговорки для развития речи детей 4−5 лет.

  • Мишутка в лес пошел, шапку ягод там нашел.
  • Маша в лес пошла, Мишутку там нашла.
  • Маша шила для Мишутки.
  • Шапку, шубу и штанишки.
  • На окошке кошка Машка ловит мошку ловко лапкой.
  • Даша моет уши каждый день под душем.
  • Мышки зашумели, сыру захотели,
  • Мышки не шумите, кота не будите!
  • У плюшевого мишки есть шапка и шишка.
  • У нашего кота большие глаза,
  • Большие глаза у нашего кота.

Скороговорки для развития речи детей 6−7 лет.

  • У Шурочки — шляпка, у Егорушки — штанишки,
  • А у маленькой Катюшки платье и туфельки-малышки.
  • У Любашки — шубка, у шубки — кармашки,
  • Кармашки — у шубки, шубка у Любашки.
  • Пашка Прошке покрошил в суп картошку
  • Шахматист Иван шахматиста Романа перешахматил.
  • Морошка на болоте созрела,
  • Маркуша за морошкой поспел.
  • Ела Клаша простоквашу,
  • С кашей ела простоквашу,
  • Не доела наша Клаша простоквашу,
  • Ну, а кашу съела Клаша до конца.

Помните, что ребёнку для того чтобы запомнить скороговорку, необходимо понять ее смысл. Для этого рекомендуем нарисовать сюжет скороговорки или обыграть с помощью игрушек. Начинайте отрабатывать звук «ш» в простых скороговорках, постепенно усложняйте материал. Следите за произношением «трудных» звуков.

Занятие по отработке звуков должно быть интересным для ребёнка, тогда и результат не заставит себя долго ждать!

Читайте также

Ребенок не произносит «р» и «рь»: почему и как исправить
Ребенок не может произнести «р» и «рь» по разным причинам. Мы расскажем, какие упражнения и скороговорки помогут ребенку произнести эти звуки.
Учимся произносить свистящие звуки
Ребенок не может произнести свистящие звуки по разным причинам. Какие упражнения помогут произнести трудные звуки, рассказывается в нашей статье.
Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь
Секреты воспитания детей раннего возраста для правильного развития речи. Как? Зачем? Почему?
Домашние упражнения от логопеда: ставим звуки «л» и «ль»
Часто ребенок не произносит звуки «л» и «ль». Какие упражнения и скороговорки помогут ребенку их произнести, рассказывается в нашей статье.
Исправляем речь ребенка: лучшие упражнения от логопеда!
Речь ребенка развивается индивидуально. Мы вам расскажем с помощью, каких упражнений можно улучшить произношение звуков у малыша.
Упражнения с язычком или как сделать речь ребенка красивой
Развитие речи у ребенка индивидуально. Расскажем вам, с помощью каких упражнений можно улучшить произношение.
Опубликовано 20.05.2017 11:10, обновлено 17.04.2020 18:52
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.