Есть люди, которые считают, что абсолютно не обязательно вежливо общаться с окружающими. Однако большинство предпочитает соблюдать правила этикета. Рано или поздно каждый ребёнок понимает, что люди к нему относятся так же, как он обращается с ними. Чтобы малыш рос и гармонично развивался, не становился излишне стеснительным или, наоборот, дерзким, нужно с детства учить его хорошему тону. Вежливость позволяет заводить друзей, избегать лишних стрессов. Это мощное оружие в борьбе с грубостью и агрессией со стороны других людей.
Родителям стоит учить детей на своем примере
Ребёнок во многом копирует поведение своих родителей и родных. Если в семье царит спокойная обстановка, родители вежливы и спокойны, то и малыш растет культурным человеком. Едва начиная хорошо разговаривать, он употребляет в речи «спасибо», «пожалуйста», здоровается и прощается с другими детьми и взрослыми.
Трудно требовать вежливости от того, кто растет в атмосфере грубости и непонимания. Если ребёнок с раннего детства слышит резкие слова, даже не в свой адрес, он становится плаксивым, раздражительным. И сам может проявлять словесную и физическую агрессию по отношению к сверстникам.
Умение выстраивать с людьми отношения зависит от опыта, пережитых ощущений в детстве, случайно сказанных родителями грубых или ласковых слов. Родители всегда являются примером для своих детей, поэтому им стоит уметь признавать свои ошибки, просить прощения, выражать свою любовь и уважение словом и делом. И только потом учить этому младшее поколение.
Вежливость по отношению к другим людям
Прививая ребёнку правила культурного общения, важно хвалить его за вежливые слова не меньше, чем за другие достижения. Не стоит ругать или наказывать малыша за грубость, ведь границы дозволенного для маленьких детей очень размыты. Взрослому стоит вести ребёнка по этой дороге, направлять и помогать.
Можно ласково добавлять «пожалуйста» за ребёнка, когда он о чем-то просит. Или извиняться перед малышом, которого собственный сын (или дочь) случайно толкнул. Постепенно малыш сам начнет произносить эти слова.
Вежливость важно проявлять не выборочно, а по отношению ко всем людям. Здороваться с дворниками, продавцами, водителями такси, благодарить их за оказанные услуги, быть приветливым и встречать людей с улыбкой на лице. То, как дети воспринимают окружающий мир, зависит от того, как настроены их родители.
Вежливое поведение в школе или детском саду
Вежливое общение должно проявляться не только в присутствии родителей. Бывая в обществе других людей без мамы и папы, ребёнку также важно уметь себя вести. В детском саду это проявляется в послушании, хороших отношениях с воспитательницами и нянечками, умении ладить с ребятами.
Конечно, дети часто ведут себя импульсивно. В яслях большинство еще не разговаривает и может выражать свое недовольство кулаками. На таких детей не очень подействует вежливое слово, но в подобных ситуациях вмешается воспитатель и сможет правильно расценить ситуацию.
В школе существует свой ряд правил этикета: вставать, когда в кабинет входит взрослый человек, не перебивать учителя, не шуметь на уроках. Об этом много раз повторяют преподаватели, но умение следовать этикету могут привить только дома. Будет ли ребёнок легко адаптироваться и подчиняться или наоборот бороться с системой, зависит от среды, в которой он растет. Обе крайности имеют негативные последствия.
Шумный, неусидчивый ребёнок, как правило, сам страдает от своего характера. Его чаще других наказывают, формируется репутация, от которой трудно избавиться. Кроме того, дети, которые вызывающе ведут себя, только кажутся уверенными в себе. На деле, у них часто оказывается много нерешенных комплексов. Они зависят от мнения окружающих, плохое поведение дает им определенный авторитет в глазах одноклассников.
Веселые затеи мешают учебе, даже если хулиганам интересен какой-то предмет, они могут стыдиться этого и по привычке плохо себя ведут. Снижается успеваемость, сокращается количество возможностей в будущем.
Другая крайность — излишне скромный, послушный ребёнок. Дети, которые никогда не проявляют характера, не вступают в конфликты, избегают наказания, тоже страдают от своей стеснительности. Они подавляют внутренние желания, отказываются от них. Часто такие дети стараются быть незаметными. Учатся средне, одеваются как все, не имеют особых предпочтений.
А для того чтобы быть ярко выраженным отличником или двоечником, нужен определенный характер, ведь это может осуждаться или сверстниками, или взрослыми. Родителям стоит стремиться воспитать человека вежливого, уважающего не только чужое мнение, но и свое. Поэтому иногда ребёнок может пройти против общепринятых правил, если они противоречат его совести и представлениям о хороших и плохих поступках, добре и зле.
Ребёнку стоит быть вежливым в общении по телефону
Правила этикета описываются в книгах, обучающих пособиях для маленьких детей, школьников и взрослых людей. Подразделяют деловой этикет, правила общения по телефону, при переписке, во время путешествий и посещения различных заведений, организаций и учреждений. Поскольку в наше время телефон — общедоступное средство связи, то дети с самого раннего возраста совершают звонки. Во время них следует уметь здороваться, представляться, прощаться. Ограничено и время, в которые считается уместным совершать звонки. Все эти незамысловатые правила стоит объяснить ребёнку.
Манеры поведения детей на публике
Как бы ни любили и ни баловали своего сына или дочь родители, никто из них не хочет вырастить непослушного ребёнка. Проявления неуважения, детского непослушания на публике сильно ранят родительскую самооценку.
В возрасте до трех лет дети проверяют границы дозволенного и допустимого. Порой они падают на пол и кричат в знак протеста на улице, хватают без спроса продукты в супермаркете. Делают они это не со зла, а просто, потому что эмоции берут верх над рассудком.
Взрослому человеку важно сохранять спокойствие, не кричать, не бить ребёнка, а спокойно объяснять, в чем он не прав. Не нужно делать несбыточные угрозы оставить ребёнка одного, уйти и т. д. Малыш видит, что эти слова ничего не значат, и не прислушивается к другим замечаниям. Если мама говорит о том, что сейчас они пойдут домой, если плохое поведение не прекратится, а реакции нет, то важно держать слово и идти домой.
Ребёнок должен прочувствовать последствия своих поступков и ответственность за них. Тогда в следующий раз будет достаточно напомнить ему возможном повторении «сценария». И даже трехлетний ребёнок задумается, стоит ли игра свеч. Последовательное, уважительное общение с детьми позволяет им вырасти в уравновешенных вежливых взрослых.