Когда в семье подрастает ребёнок, родители стараются создать ему все условия для полноценного развития. Они формируют в нем способность к любви и дружбе, учат уважать старших и защищать себя. Кроме этого взрослые заботятся о том, чтобы у него было хорошее интеллектуальное развитие. Для этого в настоящее время созданы многочисленные кружки и центры дополнительного образования, где опытные педагоги и психологи занимаются с детьми по новым, эффективным программам.
Кроме этого, с ребёнком дома занимаются мама и папа, бабушки, дедушки, братья или сестры. Они учат их основам хорошего поведения, грамоте и другим эффективным навыкам. Одним словом, дети, почти с самого рождения привыкают к тому, что с ними занимаются взрослые, формируя в личности способности и таланты.
Если говорить о психических процессах, отвечающих за общее интеллектуальное развитие детей, то следует выделить следующие: память, восприятие, мышление, воображение, внимание, речь. Об особенностях формирования речи будет рассказано в этой статье.
Как и когда ребёнок учится владеть своей речью? Следует заметить, что пассивный словарный запас формируется у него еще с самых ранних лет. Позже, когда малыш учится говорить первые звуки и старается их произнести — у него получается складывать буквы в слоги и подражать взрослым, пытаясь произнести слова.
Когда ребёнок, подрастая, имеет проблемы с речью — не четкое произношение, отсутствие некоторых звуков и другие трудности, ему на помощь приходит логопед. Однако, кроме постановки и автоматизации звуков, есть еще психологическая сторона формирования речи. Это способность ясно выражать то, что ребёнок думает, понимает, видит, чувствует или хочет сказать. Наличие или отсутствие этой способности зависит от особенностей общения родителей с детьми.
Прежде чем учить детей говорить красиво и правильно, быстро подбирать слова, использовать их грамотно и по смыслу, уметь точно доносить до окружающих, что хочется сказать, нужно обратить внимание на то, владеют ли сами родители такими особенностями речи. Это важно, потому что именно взрослый — первый учитель ребёнка и на его пример он опирается, когда овладевает тем или иным навыком. От чего следует отказаться взрослым и чему научиться, если они хотят, чтобы дети выражали свои мысли ясно и грамотно?
Перестаньте понимать детей с полуслова
Часто бывает так, когда ребёнок начинает строить свои первые предложения, желая о чем-то попросить, взрослые не дают ему возможности договорить и вместо этого тут же исполняют его просьбу. Когда родители делают это постоянно, наперед предугадывая все, что хочет сказать или попросить ребёнок, то вскоре он вообще перестанет предпринимать попытки взаимодействовать с миром с помощью слов. Часто дети в таких случаях ограничиваются мычанием, указанием на желаемый предмет или взглядом, который тут же понимает «заботливый» родитель. Стоит отказаться от привычки понимать детей с полуслова, потому что она отбивает в них желание прикладывать усилия, чтобы попросить то, что им нужно.
Сначала ребёнок учится складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения и родители, которые желают, чтобы дети научились ясно, красиво и правильно выражать свои мысли, должны запасаться терпением и ждать.
Перестаньте отвечать за детей
Следующая ошибка, которую часто совершают нетерпеливые родители. Маленькие дети часто вызывают умиление и восторг. Родственники, друзья и даже посторонние люди интересуются, как их зовут, сколько им лет и задают другие вопросы, ответы на которые — отличный шанс для детей поупражняться в собственных речевых способностях. Однако родители тут же начинают отвечать за них: «Маша. Ее зовут Маша» или «Скажи, что дела у тебя идут отлично». Правильно и хорошо — учить детей тому, что надо сказать или говорить полными предложениями. Однако иногда стоит подождать некоторое время и посмотреть на ребёнка — может быть, именно сейчас он готов ответить любопытной тете сам, как же у него обстоят дела.
Развивайте любовь к чтению
Чтение — самый лучший способ расширить словарный запас детей и приучить их к тому, чтобы красиво говорить. Когда они много читают, то литературный язык подсознательно становится для них родным и привычным, и чем больше они будут читать, тем быстрее научатся грамотно выражать мысли. Чтение также способствует развитию общей грамотности — благодаря ему у ребёнка минимизируются рост ошибок в письме.
Учите ребёнка излагать материал
Когда дети подрастают, взрослые сталкиваются с проблемами, что им сложно подобрать простые слова для того, чтобы рассказать о своих чувствах или дать описание какому-либо событию. Они употребляют слова-паразиты, междометия и в итоге ограничиваются набором слов, что делает их речь несвязной и не очень красивой.
Эту проблему может помочь решить следующее упражнение. Оно заключается в том, чтобы ребёнок пересказывал то, что он читает сам или родители читают ему вслух. Можно прочитать ребёнку небольшой рассказ и попросить его пересказать в нескольких предложениях, кратко — то, что он понял. Следите за речью детей. Поправляйте, если рассказ начинается со слов «там», «ну», «это», «в общем». Если ребёнок затрудняется выполнять такие упражнения с первого раза, показывайте на собственном примере, как правильно надо говорить. Постепенно он усвоит структуру предложения и ему будет легче строить фразы самостоятельно.
Упражнения для правильной и ясной речи
Существуют упражнения, которые можно выполнять с детьми в форме игр — они хорошо приучают правильно выражать свои мысли. Играть можно во время прогулки — строить большие и подробные предложения обо всем, что есть вокруг. Пусть ребёнок сначала делает это на основе родительского примера. Мама может говорить: «справа я вижу, как по реке плывет теплоход, на котором несколько человек», ребёнок продолжает: «слева я вижу облака, которые плывут очень быстро» и так далее.
Упражняться в речи можно с помощью фантазии. Играйте в игру «Мне кажется». Попросите ребёнка закрыть глаза и сами сделайте то же самое. Попробуйте пофантазировать. Это делается просто: говорите «мне кажется, что…» и продолжайте предложение, как подскажет фантазия. Эта игра оказывается очень веселой, потому что можно придумывать разные небылицы. Главным остается следующее: родители первыми строят грамотные и понятные предложения, а дети, опираясь на их пример, продолжают игру.