Родителям проще, если ребёнок хорошо учится и соблюдает дисциплину в школе. Но дети не могут справляться со всеми задачами одинаково успешно. Кому-то легко дается учеба, у кого-то возникают сложности. Плохие оценки — это не показатель глупости, а пятерки — не гарантия успеха в будущей жизни. Иногда полезнее правильно расставлять приоритеты, сосредотачиваться на важном, чем изнурять себя стремлением к идеалу. Родителям стоит учить детей задавать вопросы, искать на них ответы и получать от этого удовольствие. Стремление к знаниям наполняет смыслом существование человека.
В каком возрасте ребёнок начинает проявлять познавательный интерес
Маленький ребёнок начинает познавать мир, как только рождается. Сначала он только наблюдает за происходящим вокруг. Научившись держать предметы в руке, ползать, ходить, малыш расширяет способы взаимодействия с миром. Скачок в развитии особенно заметен, когда он начинает разговаривать. Вербальный контакт с родителями и другими окружающими людьми дает возможность задавать вопросы и получать на них ответы.
От реакции и отзывчивости мамы с папой зависит, будет ли их дочь или сын проявлять познавательный интерес дальше. Некоторые родители отмахиваются от детей, отделываются краткими ответами в стиле «потому что» или «подрастешь — узнаешь». В такой ситуации или легче решать дилеммы самому или вообще не размышлять лишний раз.
Стоит проявлять интерес к темам, которые поднимает даже самый маленький мальчик или девочка. Поддерживать с ними разговор, искать решение вместе, прибегать к помощи книг и интернета. Так развивается логическое мышление, речь, усваивается больше информации.
Способы мотивации к учебе
Традиционно мотивация к учебе предполагает использование «кнута и пряника». Поощрение за успехи на этом поприще бывает финансовое (дополнительные карманные деньги за вовремя сделанное домашние задание или четверть без троек), материальное (подарки, одежда и т. д.), эмоциональное (походы в кино, поездки в цирк или по магазинам как награда за пятерку в четверти) или словесное одобрение. Наказание за двойки, неаккуратность или лень проявляется в лишении ребёнка любимых игрушек, занятий, общения с друзьями.
В прошлые столетия уклон часто делался именно на «кнут». Если ребёнок хорошо справлялся с возложенными на него обязанностями, то это считалось нормой. В случае неуспеха — его надо было наставить на правильный путь. Практиковались даже телесные наказания.
Сегодня родители все больше увлекаются психологией, читают статьи, обращаются за помощью к специалистам и стараются обращаться с детьми как с равными себе людьми.
Можно с раннего детства подогревать интерес к получению знаний, практикуя семейные вечера с настольными играми, захватывающие квесты с поисками подарков по квартире в дни рождения. А также викторины, озвучивание интересных фактов или новых слов за завтраком.
Детские интересы стоит всегда поощрять, развивая в ребёнке способности и таланты. Из каждого хобби можно извлечь не только практическую пользу, но и новые знания об истории интересующей области, рекордах и самых известных людях в ней.
Если ребёнок не видит смысла в изучении какого-то предмета в школе, можно продемонстрировать ему практическую пользу от применения знаний. То, как взрослые люди строят города, мосты, возводят линии электропередач или пишут сценарии к сериалам благодаря пониманию математики, геометрии, физики, русского языка — хорошая мотивация для изучения алгоритмов, формул и правил.
За нежеланием ребёнка ходить в школу могут скрываться проблемы в отношениях с одноклассниками или учителями. Напряженная обстановка в классе, давление на отличников со стороны хулиганов часто отбивает желание хорошо учиться. Можно чаще разговаривать с детьми и сохранять с ними доверительные отношения, чтобы быть в курсе происходящего.
Стоит правильно распределять нагрузки, чтобы школьник успевал отдохнуть после уроков, но и не оставлял выполнение домашнего задания на ночь. Тем, кто полностью предоставлен себе или, напротив, загружен ежеминутно обязанностями, репетиторами и тренировками, труднее планировать свой день и находить стимул для учебы.
Ошибки, которые допускают родители
Иногда в стремлении сделать своего ребёнка успешным и образованным человеком, родители перестают видеть в нем личность. У него могут быть свои желания, предпочтения, планы. Важно четко понимать, почему ему нужна пятерка по литературе, и настолько ли принципиально исправлять тройку по физике. Гуманитарии могут обойтись без выстраданных пятерок по точным наукам. А технари — без знания всех ключевых сражений войны двухсотлетней давности. Не стоит реагировать на плохие оценки, как на конец света.
Постоянный подкуп в виде денежных средств или подарков за пятерки тоже не формирует правильного отношения к учебе. Человек учится не ради собственного развития, а для сиюминутного удовольствия. Стоит исключить постоянное поощрение — стремление получать пятерки пропадет.
Шантаж и угрозы в качестве мотивации пагубно сказываются на любых отношениях. Повлиять таким способом на ребёнка можно только в начальной школе. Подростки остро реагируют на давление со стороны родителей и могут перестать учиться в знак протеста.
Постоянный контроль, проверка дневника, участие мамы в выполнении домашнего задания уместно в первом классе. Дальше ребёнку стоит учиться самостоятельно отвечать за свои уроки и оценки. И обращаться за помощью к взрослым по мере необходимости.
Тогда возникнет осознание ценности и значимости своего труда, гордости за отметки.
Анализируя успехи сына или дочери, можно сравнивать их текущие оценки с прошлыми результатами, не приводя при этом в пример одноклассников, соседского мальчика или дочку знакомых. Это портит самооценку и редко кого мотивирует.
Современный человек учится всю жизнь
Возраст — не помеха для учебы. Примером этому не только доживающие до преклонных лет и всю жизнь посвятившие науке ученые и преподаватели. Но и те пенсионеры, что оставив основную деятельность, идут учиться чему-то новому в средние и высшие учебные заведения.
Ценно не стремление получать хорошие оценки, а навыки работы с информацией, умение структурировать ее, запоминать самое важное, обращаться к источникам. Получить пятерку можно, списав или поддерживая хорошие отношения с учителем. Захотеть узнать об изучаемом предмете больше — значит расширить кругозор, повысить эрудицию.
В современном мире часто меняется обстановка на рынке труда, экономические и социальные условия. Любовь к учебе поможет быстро ориентироваться и без труда находить для себя интересную сферу деятельности, не останавливаясь на одном полученном в юности образовании.