Многим взрослым кажется, что их дети не любят трудиться. Это вызывает вполне закономерную обеспокоенность: лень действительно не самая позитивная черта, которая может встретиться в характере ребёнка. И взрослому, и ребёнку она способна принести немало неприятностей. К тому же ленивый человек практически не развивается: его личность медленно, но верно деградирует.
Ребёнку, в силу его возраста, такие высокие материи объяснить невозможно. У него нет достаточного опыта, самосознания, желания и умения для анализа ситуации и собственного поведения. По этой простой причине родители должны придумать какой-то иной способ воздействия на сына или дочку, которые откровенно ленятся и не стремятся к исправлению своего поведения.
Для гармоничного развития ребёнка необходимо победить лень, пока она не вошла в устойчивую привычку: в этой ситуации бороться с ней будет намного сложнее. С возрастом подросток уже сознательно начинает избегать какой бы то ни было полезной деятельности. Так что начинать мамам и папам воспитательный процесс следует как можно раньше.
Способность детей к копированию взрослых
Для маленьких детей единственная опора, поддержка и образец для подражания — это окружающие его взрослые. Как только малыш начинает действовать сознательно, он просто копирует поведение тех, кто постоянно у него перед глазами, то есть в первую очередь родителей.
Если вы с тревогой замечаете, что малыш не хочет убирать за собой тарелку с чашкой, бросает по всей комнате игрушки, никогда не складывает свою одежду, то, прежде всего, вспомните о том, как в аналогичной ситуации ведете себя вы сами. Вполне возможно, что ребёнок просто «зеркалит» вашу собственную привычку — разбрасывать по всей комнате вещи после возвращения с работы или оставлять на столе грязную посуду после ужина.
Дети очень чутко реагируют на поведение взрослых. Если в их присутствии родители говорят одно, а делают совершенно другое, то постоянные нотации и повторение самых правильных истин не будут иметь никакой силы.
Начинать нужно непременно с себя. Более того, следует не только самим правильно действовать в таких ситуациях, но и вовлекать в общую работу ребёнка.
Например, предложите младшему члену семьи помочь на кухне после совместного семейного ужина, или выделите для генеральной уборки определенный день и точно определите обязанность ребёнка в общем деле. Так могут сформироваться новые, более позитивные и деятельные привычки. При таком подходе развитие ребёнка будет идти в правильном направлении: малыш станет не только наблюдателем, но и активным участником полезной деятельности.
Но тут важно, чтобы родители были именно позитивным примером, а не тиранами и диктаторами. Если действовать только окриками и наказанием, то можно буквально надрессировать ребёнка, вышколить его, но работать по собственной инициативе он так и не захочет.
Приучить к сознательному труду насилием невозможно. Это, скорее, вызовет отторжение у ребёнка. Он будет лишь имитировать трудолюбие под присмотром взрослых, и это превратится для него в тяжкую обязанность и в более старшем возрасте, когда придет время думать о профессиональной карьере.
Развитие ребёнка и воспитание самостоятельности
Для гармоничного развития ребёнка очень важно сформировать у него навыки самостоятельности. Именно они — главный враг лени и праздности. Конечно, нельзя заставлять малыша укладывать стопками в шкаф распашонки и подгузники, едва он встал на ножки. Но нужно обязательно поощрять любое его стремление сделать самостоятельно что-то полезное.
Даже если дети действуют пока неумело или неловко, но с большим желанием, следует похвалить их за это, а не раздражаться и ругать. За каждый маленький шажочек к самостоятельности надо непременно похвалить, даже если потом маме придется все переделать или как-то подправить результат деятельности своего ребёнка. Желание сэкономить время и сразу все качественно сделать вместо сына или дочки — это в корне неверный подход.
Покажите малышу, что его лень, его нежелание выполнить какое-то действие может иметь негативные последствия для него самого. К примеру, ребёнок прибежал с улицы в грязных ботинках, и ему хотелось поскорее посмотреть мультики по телевизору, поэтому он не стал чистить обувь. Но на следующий день он все равно будет вынужден привести обувь в порядок, прежде чем выходить из дома на прогулку. Только грязь уже будет засохшей, и усилий придется приложить больше.
Так дети учатся уже на собственном, а не на родительском примере. Главный урок заключается в том, что проявления лени в итоге заставляют тратить на ту же работу больше сил и времени. Так что лучше выполнить ее сразу, даже если эти действия не приносят удовольствия.
Огромной ошибкой родителей является решение превратить домашние обязанности в наказание для ребёнка. Это довольно распространенная модель поведения взрослых: получил двойку — значит, иди чистить картошку, прогулял урок — значит, будешь заниматься уборкой своей комнаты. В итоге в детском сознании между наказанием и работой устанавливается знак равенства.
Стимулирование к труду — подсказки родителям
Развитие ребёнка, особенно в более раннем возрасте, наиболее эффективно идет в игровой форме. Не является исключением и воспитание трудолюбия. Даже самое скучное и занудное занятие станет более привлекательным для ребёнка, если преподнести его в форме игры. Например, не просто убрать вечером игрушки по своим местам, а уложить кукол и машинки спать. Это к тому же пробуждает детское воображение.
Для стимулирования детей родителям можно использовать не только игровые, но и соревновательные формы. При той же уборке детской комнаты предложите ребёнку посоревноваться — кто быстрее заполнит свою коробку игрушками? Подыграйте малышу, дайте ему возможность победить. В итоге обычная уборка комнаты превратится в позитивное и приносящее радость занятие.
На позитив настраивает также музыка. Включите какой-нибудь бодрый мотив, под который детям, скажем, нравится танцевать. И тогда в процессе уборки можно заодно выполнять и танцевальные па. В любом случае дело пойдет побыстрее и с хорошим настроением.
Борьба с детской ленью требует немалого терпения. И начинать ее лучше в более раннем возрасте, когда дурные привычки еще окончательно не сформировались и не укоренились в сознании ребёнка.