Лето — долгожданное время каникул. Родители и дети могут насладиться заслуженным отдыхом, съездить в путешествие, набраться сил и новых впечатлений. Но приятные свободные деньки рано или поздно подходят к концу, и чем ближе очередной учебный год, тем чаще родители задумываются: а что там с заданием, которое оставил на лето учитель? Не нужна ли ребёнку еще какая-то дополнительная подготовка перед тем, как он получит новый объём знаний? Такие мысли могут навевать тоску и подталкивать к необдуманным решениям. Но если подойти к вопросу конструктивно и спокойно, летняя подготовка к школе не так уж страшна.
Задание учителя: как к нему относиться
Все дети в конце учебного года получают списки литературы для летнего чтения, а также задания по основным предметам. Учитель может раздать задания уже в готовом виде или же порекомендовать пособие, которое можно будет приобрести в магазине или взять в библиотеке. Некоторые школьники предпочитают все задания выполнить поскорее, в самом начале каникул, и не вспоминать о них до самой осени. Как ни странно, многие родители не приветствуют такой подход. Они исходят из того, что сделанная несколько недель назад работа к сентябрю уже полностью выветрится из головы, а ценность для процесса обучения представляют только регулярные занятия каждую неделю и даже каждый день.
Определенная доля истины в этом есть, однако на деле нужно исходить из конкретных особенностей организации обучения у каждого школьника. Если ребёнок хорошо успевает по программе, и учитель в целом не имеет к нему претензий, то можно вовсе не контролировать летние задания. Родителям стоит вспомнить: каникулы даны ребёнку для отдыха, и в первую очередь это отдых от школьных занятий. Ученик как следует потрудился в течение учебного года — он заслужил свое право не возвращаться к урокам до сентября. Значит, пусть потратит это время на другие виды активности, а к тетрадкам он успеет вернуться ближе к осени.
Родители анализируют успеваемость
Если же пробелы в знаниях очевидны и проблема с обучением в самом деле есть, то летние занятия в самом деле могут позволить их восполнить. В этом случае родителям действительно стоит настоять на обязательном выполнении заданий учителя. Но сделать это ребёнок может в комфортном для себя режиме. Не стоит упираться в формальности — необходимо спокойно оценить сущность затруднений. Возможно, ребёнок не усвоил одну или несколько конкретных тем (например, по причине болезни). Вот на них и стоит дополнительно сконцентрироваться, распределив занятия на все лето равномерно или сосредоточившись на экспресс-курсе в начале или конце каникул. Не стоит перегружать школьника всем объёмом знаний — отдых необходим даже неуспевающим.
Если же ученику трудно учиться в целом, то ему скорее всего в самом деле необходимы регулярные занятия для поддержания уровня знаний. Перерыв в несколько месяцев и даже в неделю слишком велик для такого ребёнка, это может привести к увеличению пробелов в знаниях к осени. В этом случае стоит составить четкий план занятий, и главное здесь не интенсивность, а регулярность. Летние «уроки» не должны длиться дольше получаса в день, а для младшей школы и того меньше. Неважно, что у ребёнка все еще не будет быстро получаться решать задания — если бы такой проблемы не было, летние занятия и не пригодились бы. Главное — что учебный процесс продолжается, и количество обязательно перерастет в качество к началу нового школьного года. Возможно, родителям стоит попросить у учителя индивидуальные задания на лето.
Что и как читать ребёнку летом?
Список литературы для чтения — отдельная головная боль для многих родителей летом. Его получают все дети по окончании каждого учебного года, начиная с первого класса. И, увы, приходится признать, что только небольшое количество современных детей любит читать. Причем если раньше дети во время каникул предпочитали проводить время на улице в компании друзей, то теперь они с теми же друзьями общаются в интернете, даже не выходя на улицу. Родители теряют терпение — лето проходит вообще без всякой пользы! Новый учебный год приближается, списки для литературного чтения становятся все длиннее, и произведения в них входят все более объёмные. Как и когда будет изучаться эта программа, когда появятся ежедневные уроки и домашняя работа по другим предметам?
Здесь родителям стоит отделить проблему проведения досуга от проблемы чтения произведений по программе. Как выгнать ребёнка из-за компьютера — это вопрос, который предстоит решать отдельно. А к вопросу домашнего чтения лучше подойти с другой стороны. Заставлять читать принудительно бесполезно, и чем старше будет становиться ребёнок, тем меньше пользы будут приносить такие занятия. Сложная классическая литература требует осмысления прочитанного, соотнесения фактов с имеющимся культурным и историческим контекстом. Эта работа может быть проделана школьником только при полном осознании ответственности за то, что он делает и зачем.
Если не удается договориться о том, сколько времени ребёнок будет качественно и добросовестно посвящать чтению каждый день, то школьную программу лучше вовсе отложить до начала учебного года. Пусть ученик читает в летнее время то, что он хочет, даже если это весьма сомнительные с точки зрения родителей произведения — в данный момент важно поддержание интереса к чтению как таковому, регулярная сосредоточенность ребёнка на этом процессе. Не зря самые опытные учителя начальной школы не порицают, а поощряют чтение комиксов. Да, это маленькие фразы, а не связный текст. Но это интересно ребёнку, а большое количество прочитанных страниц повысит его самооценку и добавит позитива, связанного с процессом чтения. Пусть летом школьник читает в свое удовольствие, тогда в течение учебного года ему будет проще справиться с книгами по программе.
Любимые занятия детей
Еще один хороший способ поддержать уровень знаний ребёнка в летний период — это обращение к занятиям, непосредственно со школьной программой не связанных, но очень интересных самому ребёнку. Это кружки и клубы по интересам, которые сейчас в больших количествах предлагают летние программы. Очень много таких занятий проводится в музеях. Они хороши тем, что показывают школьнику скучный для него мир академической науки с необычной стороны. Очень часто скука возникает от недопонимания каких-то фактов. Нужно только показать их ребёнку, и дальше интерес проснется в нем самом.