Когда родители понимают, их ребёнок растет не уверенным в себе, они стараются повлиять на его характер, чтобы изменить. Какую характеристику имеют неуверенные дети? Что стоит за формированием низкой самооценки? Как нужно относиться к ребёнку, чтобы он чувствовал себя уверенным?
Характеристика неуверенных детей
Когда ребёнок не уверен в своих силах, это отражается на его поведении и психофизиологических особенностях:
- он разговаривает тихо и невнятно, часто делает паузы, может повторять одни и те же слова. Однако, неуверенные дети не всегда молчаливы и имеют низкий словарный запас. Об этом качестве характера свидетельствует, также, быстрая, сбивчивая речь, несвязная и чрезмерно громкая. Ребёнок спешит говорить и часто даже путает слоги, потому что боится, что окружающие поймут его неправильно, станут смеяться или осуждать — эти мысли как раз говорят об отсутствии уверенности в себе;
- невозможность выразить словами свое эмоциональное состояние — ребёнок хочет сказать, что он чувствует, однако, не может вымолвить ни слова;
- неуверенных детей видно, когда они играют в коллективные игры — в детском саду или школе: им трудно высказать мнение, когда до них доходит очередь говорить фразу или слово, они теряются, сомневаются, замолкают. Иногда, им трудно сказать, как их зовут или назвать уменьшительно-ласкательным форму имени;
- неуверенный ребёнок чаще всего выглядит медлительным и неактивным. В коллективе он сидит тихо и старается не привлекать внимание окружающих;
- повышенная чувствительность, ведомость, пассивность — частые проявления их личности.
Неуверенность в себе может выражаться через мимику:
- дети выглядят напуганными, растерянными, на лицах написаны смущение, желание угодить другим;
- если понаблюдать за неуверенным ребёнком в группе сверстников, то, станет понятно, что он с желанием присоединяется к сверстникам и выполняет все, что они говорят или остается в стороне, не включаясь в детские игры;
- детям трудно отпустить родителей от себя. Как правило, они тяжело и трудно привыкают к детскому саду, школе, любому новому месту или коллективу;
- неуверенным детям сложно защищать себя. Их главные психологические защиты — это слезы, страх, уход в себя, зависимость от других, сомнения в собственных силах;
- им трудно спорить с окружающими;
- они почти не умеют говорить «нет» поэтому готовы выполнять любые просьбы и приказания других людей — сверстников или взрослых.
Психология неуверенности в себе
В большинстве случаев, неуверенный ребёнок становится неуверенным взрослым. Все страхи и сомнения, которые он переживал, «вырастают» вместе с ним. В результате этого, он становится человеком, которому трудно наладить отношения с окружающими и достичь желаемых целей — отсутствие веры в себя не позволяет ему сделать это. Психология неуверенности базируется на зависимости от мнения других людей. Гипертрофированное чувство вины и стыда, сложность сделать выбор, надежда на помощь окружающих, привычка ругать себя и недооценивать свои способности — ее главные составляющие.
Изменить характер во взрослом возрасте гораздо сложнее, нежели сделать это в детстве. Поэтому хорошо, если ребёнок, неуверенный в своих силах, будет наблюдаться у детского психолога, который поможет ему повысить самооценку.
Игры и упражнения с ребёнком дома
Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте формируют самовосприятие и отношение к окружающему миру через игры. Некоторые упражнения, которые можно выполнять всей семьей, помогут ребёнку любого возраста повысить самооценку и почувствовать внутреннюю уверенность. Однако, в такие игры детям нужно играть со взрослым — он познакомит с правилами и научит играть с удовольствием.
Игра с мячом.
Родитель в этой игре — ведущий, человек, который рассказывает правила и показывает, как играть. Именно он начинает игру словами: «В нашей семье самый приветливый это...» и кидает мяч ребёнку. Тот должен ответить на вопрос, кто, по его мнению, является самым приветливым в семье: мама, папа, он сам, бабушка или кто-то другой? Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Эта игра помогает ребёнку понять, кто он и какой, сформировать ощущение собственной значимости.
Хорошо, если родители, во время упражнения дадут ему понять, что он является человеком с положительными качествами. Это поможет сформировать внутреннюю уверенность.
Если ребёнок маленький, и взрослые играют вместе с ним, то нужно создавать такие условия, чтобы он, как можно чаще, оставался победителем. После чего взрослые хвалят его за смекалку, ум, находчивость.
К вечеру полезно приучать детей проводить анализ прожитого дня. Родители в игровой форме задают вопросы: «Что полезного ты сегодня сделал?», «Что хорошего произошло благодаря тебе?», «Ты помог кому-то?», «Поднял настроение себе или другим?», «Послужил на благо общему делу?», «Позаботился о слабом?». Таким образом, ребёнок сможет научиться объективно оценивать свои способности и силы и приобретет привычку думать о себе в положительном контексте.
Рекомендации родителям
- Поддержка ребёнка взрослыми — в любом возрасте и на любом жизненном этапе — одна из важных составляющих развития внутренней уверенности. Когда дети растут самостоятельными, сами принимают решения в жизни — это замечательно, однако, иногда, фразы родителей «Не опускай руки», «Попробуй еще раз», «У тебя все получится» — придают намного больше уверенности, чем психологические тренинги и годы работы над собой.
- Нужно избегать всякого сравнения ребёнка с другими детьми — такие ошибки взрослых могут дорого обойтись всем — и маленьким и взрослым. Сравнение снижает самооценку и вызывает много гнева, который, чаще всего, остается невыраженным;
- не стоит обманывать ребёнка, говоря о том, что он «молодец» в любом случае, хвалить его там, где он, на самом деле, не старался и не прикладывал усилия. Дети острее чувствуют свою уверенность, если взрослые представляют им факты их достижений и успехов, нежели, вместо этого, «пускаются» в пустую похвалу;
- ребёнок будет расти уверенным, если родители станут демонстрировать ему безусловную любовь — радоваться, что он есть у них просто так — вместо того, чтобы любить и принимать, лишь за хорошие отметки и примерное поведение;
- полезно сравнивать настоящие поступки ребёнка с прошлыми заслугами — говорить об этом вслух, чтобы он тоже привыкал делать так. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои способности, понять слабые места и видеть зону для роста и уверенности в собственных силах.