Взросление детей сопровождается кризисами развития. Когда ребёнок растет, изменения в его поведении касаются физических и психических процессов. Детская психика подвергается влиянию самых разных воздействий. Среди них отношения в семье и группе сверстников, вступление в социальное общение, наличие заболеваний, особенности характера, условия жизни.
Поэтому родителям бывает сложно понять, что именно происходит с ребёнком, когда он становится капризным, неуправляемым, агрессивным, переживает страхи или негативные эмоции — имеет ли он психологическую травму, проблемы личности или вступил в кризис 3-х лет. Эта статья поможет разобраться с причинами нежелательного поведения детей, которые вызваны возрастными изменениями, а именно кризисом развития.
Когда у детей наступает кризис 3-х лет?
Как правило, его начало приходится не на 3 года, а случается немного раньше. Примерно после 2-2,5 лет родители могут заметить, что ребёнок ведет себя нежелательным образом. Меняются его привычки, поведение и даже характер кажется другим. Часто первая реакция взрослых на такие изменения в психике — это недоумение, удивление, озадаченность, раздражение или гнев. Родители понимают, что справиться с упрямством и капризами трехлетки сложно — ребёнок словно не слышит, что ему говорят и будто «назло» делает все наоборот.
Следует заметить, что дети в этом возрасте не способны делать что-либо назло, или специально, с целью «насолить» или расстроить взрослых. Это стоит помнить родителям, потому что от этого зависит, сумеют ли они сохранить хорошие отношения с подрастающим сорванцом, поддерживать и оберегать его психическое развитие.
Обычно окончание кризиса приходится на 3-3,5 года. К этому времени ребёнок должен осознать свои границы, научиться отстаивать личное мнение и обладать пониманием собственного «я». Также для детей, преодолевших кризис, важно прийти к пониманию, что, несмотря на протесты, они остаются важными и любимыми в своей семье. Прожить кризис детям во многом помогают родители, если понимают, какие признаки отвечают за его появление.
Как кризис меняет поведение ребёнка?
Вступая в один из первых периодов взросления, ребёнок пробует новые способы поведения. Они помогают ему установить личные границы, проверить на прочность правила взрослых в семье, чтобы потом, когда он вырастет, соблюдать или не соблюдать их. Но, пожалуй, самое главное достижение данного кризиса — это овладение самостоятельностью. Именно к ней стремятся дети, когда капризничают, упрямятся, не слушаются или протестуют.
Любимое слово ребёнка «нет»
Взрослые могут понять, что наступил тот самый возраст, которому посвящено множество литературы по детской психологии и воспитанию, и проживание которого будет оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка, когда дети на все отвечают «нет». На какой-то период это слово становится любимым для малыша, однако вызывает бурю чувств у взрослых.
Еще вчера ребёнок легко соглашался слушать сказки и песенки, послушно ходил гулять и возвращался домой, ел кашу и суп, а сегодня все, что предлагает ему взрослый, вызывает отрицание. Дети начинают говорить «нет» практически на все. Тогда родители могут недоумевать — у них складывается впечатление, что ребёнок потерял интерес ко всему и просто не знает, что он хочет. Отчасти, это является правдой. Дети в этом возрасте начинают смотреть на многие вещи по-разному и впервые задумываются над тем, нужно ли им на самом деле то, что предлагают взрослые. Так они бессознательно пытаются найти что-то свое, индивидуальное, личное.
Старшие члены семьи не должны препятствовать в этом ребёнку — так он скорее получит опыт проживания своих протестов и поймет, что взросление заключается не только в отстаивании своего мнения, но еще и во взаимодействии.
Ребёнок стремится все делать сам
Родители могут нервничать, когда дети, вступившие в пору трехлетнего возраста, стремятся обладать полной инициативой своих действий. Они хотят все делать сами — одеваться, раздеваться, манипулировать с вещами и предметами, готовить пищу, строить, ломать, чинить, складывать, собирать и так далее. Все, с чем взаимодействует ребёнок, начинает подвергаться его самостоятельному осваиванию.
Родители не должны мешать ему в этом, даже если они понимают, что многое из того, что он стремится сделать или выполнить сам, у него не получится. Детям жизненно важно получить опыт своих умений, способностей и самостоятельности. Взрослые должны терпеливо ждать, во время успеха похвалить, а при неудаче поддержать, помочь и сказать, что все обязательно получится в следующий раз.
Ребёнок не слушается родителей
Непослушание — следующий яркий признак наступления кризиса 3-х лет. Дети не слушаются везде и во всем, не обращают внимания на опасности и запреты — уговоры, просьбы и даже угрозы родителей для них словно перестают иметь всякое значение. Такое поведение является нормальным. Родители должны знать, что таким образом ребёнок проверяет установленные в семье границы и то, как далеко он может зайти, нарушая их. Стоит отметить, что это качество пригодится ему позже, когда повзрослев, он будет должен отстоять свою позицию или защитить себя.
Подобное непослушание стоит пресекать спокойным, но твердым отношением, показывая ребёнку, что все, что происходит с ним — нормально, однако правила в семье устанавливают взрослые и их нужно соблюдать.
У детей случаются истерики и меняются привычки
Частые истерики и смена привычек может свидетельствовать о наступлении кризиса 3-х лет. Дети кричат и падают, расстраиваются на пустом месте, истерики по поводу и без могут случаться все чаще — в поликлинике, магазине, дома или в гостях.
Взрослея, ребёнок может начать отказываться от того, что любил — игрушки, творческие занятия, прогулки, приятели, домашние животные — все это может вызывать раздражение. Такая смена привычек тоже является нормальной — ребёнок осваивает собственную индивидуальность и ищет то, что будет отвечать его индивидуальным потребностям.
Родители должны стать ему помощниками в освоении нового опыта — не судить, не запрещать и не заставлять делать что-либо без желания. Следовать за ребёнком, направляя его и передавая свою уверенность в том, что он справится — залог успешного проживания кризиса 3-х лет, не только для детской психики, но и для всей семьи.