Как справляться с гиперактивным ребенком?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Гиперактивный ребёнок отличается непоседливостью, рассеянным вниманием, поведенческими нарушениями. Трудно говорить, какие именно причины провоцируют появление данного диагноза у детей. Специалисты говорят о том, что способствовать его появлению могут как патологии во время беременности, неблагоприятная экологическая среда, так и инфекционные заболевания, травмы при рождении или  же травмы, перенесенные в раннем детстве.

Ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью импульсивен, часто отвлекается, его трудно занять чем-то на определенное время, из-за чего он приобретает проблемы в обучении и взаимодействии с другими людьми — родителями, сверстниками, педагогами. Данные поведенческие проявления приходятся на возраст от 3 до 5 лет и часто требуют не только психологической коррекции, но и медикаментозной поддержки. В данной статье можно получить советы и рекомендации о том, как отличать гиперактивность у ребёнка от простой двигательной активности, как общаться с маленьким непоседой, учить его. Также будут рассмотрены упражнения и игры, способствующие налаживанию эмоционального фона и расслаблению.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Гиперактивный или просто активный ребёнок?

Гиперактивный или просто активный ребёнок?

Данный диагноз любят «ставить» детям воспитатели и учителя, когда к ним в коллектив попадает ребёнок, отличающийся от других повышенной активностью. Почему они это делают? Потому что общение с таким ребёнком и попытки научить его чему-то энергозатратны — взрослому приходится отвлекаться на неусидчивого ребёнка чаще, чем на всех остальных, он вызывает замечания и недовольство педагогов в свой адрес. Однако повышенная подвижность еще не говорит о том, что у ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Быть активными и хвататься за несколько дел сразу, быстро терять интерес к тому, что не вызывает сильных эмоций — свойственно почти всем детям дошкольного возраста. Говорить о том, что у ребёнка гиперактивность, может только специалист — невролог или невропатолог, после проведения специального обследования и анализов, подробного изучения истории развития ребёнка. Поэтому, прежде чем лечить детей от «болезни», родители должны сами понимать — какие симптомы в поведении говорят о гиперактивности, а какие — нет.

Активный, здоровый ребёнок, который не страдает от дефицита внимания, отличается:

  • подвижностью;
  • требует что-то немедленно;
  • во время заинтересованности способен долго удерживать внимание;
  • говорит много и быстро;
  • растет «почемучкой»;
  • резко «переключается» с активности на спокойствие;
  • не отличается агрессивностью.

Ребёнок с диагнозом СДВГ:

  • не умеет контролировать свои чувства;
  • может впадать в «беспричинные» истерики;
  • обладает сбивчивой, непонятной речью;
  • не принимает отказов, критики;
  • не способен соблюдать чужие границы;
  • непослушен, агрессивен, трудно поддается контролю и управлению.

Рекомендации родителям

Взрослые, которые воспитывают гиперактивного малыша, воспитатели и учителя, которые контактируют с ним, могут столкнуться с серьезными трудностями. Что могут сделать родители, чтобы облегчить общение с «трудным» ребёнком?

  • Обратиться за консультацией к специалистам — психологу, неврологу;
  • принять ребёнка таким, какой он есть и не пытаться давить на него с целью перевоспитать;
  • приобщать его к спорту — двигательная активность способствует выбросу энергии и упорядочению движений;
  • найти такое занятие, к которому у ребёнка проснется искренний интерес;
  • обеспечить условия воспитания и общения в семье без эмоциональных всплесков, раздражения, конфликтов, агрессии;
  • позволять гиперактивным детям выражать энергию, когда ее накапливается слишком много;
  • не наказывать слишком строго, не манипулировать, не запугивать, не применять физическое насилие;
  • не ограничивать в движении детей, которые через активность выражают себя — так повышается риск развития психологической травмы, и ребёнок почувствует себя еще хуже.

Упражнения для детей

Упражнения для детей

От проявления такого диагноза страдают не только родители и другие взрослые, которые контактируют с ребёнком, но и сами дети. Они тяжело переживают собственные истерики, очень устают от повышенной активности, их мозг постоянно перегружен информацией, которую они не успевают перерабатывать и усваивать.

Облегчать состояние можно не только с помощью медикаментозных препаратов, но и упражнений, которые можно выполнять дома.

  • Игры на шаре. Большие мячи для фитнеса, с гладкой поверхностью или «массажными колючками» могут не только надолго привлечь внимание малыша, но и помогут научиться лучше чувствовать свое тело. Хорошо, если в детской комнате будет один или два таких мяча. Ребёнок может выполнять с ними разные упражнения — кататься, качаться, прыгать, лежать на животе или на спине.
  • Логические игры. Родители могут каждый вечер предлагать ребёнку сыграть в игру, во время которой надо думать, сравнивать, обобщать, выделять. Пусть она займет внимание ребёнка ненадолго, зато приучит его тренировать мыслительную деятельность.
  • Игры на воображение. Можно использовать любые упражнения, которые включают в себя активизацию фантазии, расслабления, медитации. Можно попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза, представить, что он на берегу океана, в космосе, на волшебной поляне, перед водопадом и так далее. Пока он лежит с закрытыми глазами, родители могут начитывать любой текст, описывающий природу, звуки, животных — главное, чтобы детское внимание удерживалось как можно дольше. После нескольких таких тренировок способность детей контролировать себя и свои чувства может значительно повысится.

Поддержка родителей

Иногда родителям сложно принять ребёнка с таким диагнозом. Чаще всего они расстраиваются и злятся на него, когда им приходится все чаще выслушивать от педагогов детского сада или школы о неподобающем поведении сына или дочери. Чем могут взрослые поддержать себя в это время? Ведь от того, что думают мать и отец о ребёнке, во многом зависит его самоощущение и взаимодействие с окружающими.

  • Дети с СДВГ часто очень талантливы и обладают хорошим творческим мышлением. Если развивать в них природные способности, то будущие заслуги станут отличным поводом для гордости.
  • Ребёнок способен мыслить с разных сторон, часто тип его мышления является нестандартным.
  • С веселыми и непредсказуемыми активистами — которыми часто вырастают такие дети — не бывает скучно в компании.
  • Гиперактивный ребёнок способен демонстрировать незаурядный талант — надо только хорошо мотивировать его к деятельности.

Таланты ребёнка, независимо от диагнозов, имеют свойство развиваться. Родители должны вовремя заметить предпосылки и способности к ним, чтобы ребёнок мог заниматься любимым делом и был на своем месте в жизни.

Читайте также

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, лечение
Проблемы СДВГ: возраст первых признаков, особенности проявления, лечение гиперактивности.
Гиперактивные дети: симптомы, особенности воспитания и лечения
У вас легковозбудимый ребенок? Сравните его поведение с симптомами гиперактивности и сделайте выводы.
Гиперактивный ребенок в школе: что делать?
Гиперактивные дети часто испытывают сложности в обучении и общении. Как родители могут помочь им?
Лучшие и худшие продукты питания для детей с гиперактивностью
Продукты, которые помогут сосредоточиться, успокоят, расслабят и избавят от эмоциональных перегрузок.
Психология развития ребёнка с СДВГ
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью требуют особого отношения. Можно ли справиться без медикаментов и к какому специалисту обращаться?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Ребенку поставили диагноз СДВГ? Воспользуйтесь нашими рекомендациями для родителей и выполняйте с ребенком специальный комплекс упражнений.
Опубликовано 17.08.2018 12:46, обновлено 24.08.2021 11:07
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.