Гиперактивный ребёнок отличается непоседливостью, рассеянным вниманием, поведенческими нарушениями. Трудно говорить, какие именно причины провоцируют появление данного диагноза у детей. Специалисты говорят о том, что способствовать его появлению могут как патологии во время беременности, неблагоприятная экологическая среда, так и инфекционные заболевания, травмы при рождении или же травмы, перенесенные в раннем детстве.
Ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью импульсивен, часто отвлекается, его трудно занять чем-то на определенное время, из-за чего он приобретает проблемы в обучении и взаимодействии с другими людьми — родителями, сверстниками, педагогами. Данные поведенческие проявления приходятся на возраст от 3 до 5 лет и часто требуют не только психологической коррекции, но и медикаментозной поддержки. В данной статье можно получить советы и рекомендации о том, как отличать гиперактивность у ребёнка от простой двигательной активности, как общаться с маленьким непоседой, учить его. Также будут рассмотрены упражнения и игры, способствующие налаживанию эмоционального фона и расслаблению.
Гиперактивный или просто активный ребёнок?
Данный диагноз любят «ставить» детям воспитатели и учителя, когда к ним в коллектив попадает ребёнок, отличающийся от других повышенной активностью. Почему они это делают? Потому что общение с таким ребёнком и попытки научить его чему-то энергозатратны — взрослому приходится отвлекаться на неусидчивого ребёнка чаще, чем на всех остальных, он вызывает замечания и недовольство педагогов в свой адрес. Однако повышенная подвижность еще не говорит о том, что у ребёнка синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Быть активными и хвататься за несколько дел сразу, быстро терять интерес к тому, что не вызывает сильных эмоций — свойственно почти всем детям дошкольного возраста. Говорить о том, что у ребёнка гиперактивность, может только специалист — невролог или невропатолог, после проведения специального обследования и анализов, подробного изучения истории развития ребёнка. Поэтому, прежде чем лечить детей от «болезни», родители должны сами понимать — какие симптомы в поведении говорят о гиперактивности, а какие — нет.
Активный, здоровый ребёнок, который не страдает от дефицита внимания, отличается:
- подвижностью;
- требует что-то немедленно;
- во время заинтересованности способен долго удерживать внимание;
- говорит много и быстро;
- растет «почемучкой»;
- резко «переключается» с активности на спокойствие;
- не отличается агрессивностью.
Ребёнок с диагнозом СДВГ:
- не умеет контролировать свои чувства;
- может впадать в «беспричинные» истерики;
- обладает сбивчивой, непонятной речью;
- не принимает отказов, критики;
- не способен соблюдать чужие границы;
- непослушен, агрессивен, трудно поддается контролю и управлению.
Рекомендации родителям
Взрослые, которые воспитывают гиперактивного малыша, воспитатели и учителя, которые контактируют с ним, могут столкнуться с серьезными трудностями. Что могут сделать родители, чтобы облегчить общение с «трудным» ребёнком?
- Обратиться за консультацией к специалистам — психологу, неврологу;
- принять ребёнка таким, какой он есть и не пытаться давить на него с целью перевоспитать;
- приобщать его к спорту — двигательная активность способствует выбросу энергии и упорядочению движений;
- найти такое занятие, к которому у ребёнка проснется искренний интерес;
- обеспечить условия воспитания и общения в семье без эмоциональных всплесков, раздражения, конфликтов, агрессии;
- позволять гиперактивным детям выражать энергию, когда ее накапливается слишком много;
- не наказывать слишком строго, не манипулировать, не запугивать, не применять физическое насилие;
- не ограничивать в движении детей, которые через активность выражают себя — так повышается риск развития психологической травмы, и ребёнок почувствует себя еще хуже.
Упражнения для детей
От проявления такого диагноза страдают не только родители и другие взрослые, которые контактируют с ребёнком, но и сами дети. Они тяжело переживают собственные истерики, очень устают от повышенной активности, их мозг постоянно перегружен информацией, которую они не успевают перерабатывать и усваивать.
Облегчать состояние можно не только с помощью медикаментозных препаратов, но и упражнений, которые можно выполнять дома.
- Игры на шаре. Большие мячи для фитнеса, с гладкой поверхностью или «массажными колючками» могут не только надолго привлечь внимание малыша, но и помогут научиться лучше чувствовать свое тело. Хорошо, если в детской комнате будет один или два таких мяча. Ребёнок может выполнять с ними разные упражнения — кататься, качаться, прыгать, лежать на животе или на спине.
- Логические игры. Родители могут каждый вечер предлагать ребёнку сыграть в игру, во время которой надо думать, сравнивать, обобщать, выделять. Пусть она займет внимание ребёнка ненадолго, зато приучит его тренировать мыслительную деятельность.
- Игры на воображение. Можно использовать любые упражнения, которые включают в себя активизацию фантазии, расслабления, медитации. Можно попросить ребёнка лечь или сесть, закрыть глаза, представить, что он на берегу океана, в космосе, на волшебной поляне, перед водопадом и так далее. Пока он лежит с закрытыми глазами, родители могут начитывать любой текст, описывающий природу, звуки, животных — главное, чтобы детское внимание удерживалось как можно дольше. После нескольких таких тренировок способность детей контролировать себя и свои чувства может значительно повысится.
Поддержка родителей
Иногда родителям сложно принять ребёнка с таким диагнозом. Чаще всего они расстраиваются и злятся на него, когда им приходится все чаще выслушивать от педагогов детского сада или школы о неподобающем поведении сына или дочери. Чем могут взрослые поддержать себя в это время? Ведь от того, что думают мать и отец о ребёнке, во многом зависит его самоощущение и взаимодействие с окружающими.
- Дети с СДВГ часто очень талантливы и обладают хорошим творческим мышлением. Если развивать в них природные способности, то будущие заслуги станут отличным поводом для гордости.
- Ребёнок способен мыслить с разных сторон, часто тип его мышления является нестандартным.
- С веселыми и непредсказуемыми активистами — которыми часто вырастают такие дети — не бывает скучно в компании.
- Гиперактивный ребёнок способен демонстрировать незаурядный талант — надо только хорошо мотивировать его к деятельности.
Таланты ребёнка, независимо от диагнозов, имеют свойство развиваться. Родители должны вовремя заметить предпосылки и способности к ним, чтобы ребёнок мог заниматься любимым делом и был на своем месте в жизни.