Когда пора начинать учить ребёнка говорить? Как только он начнет воспринимать звуки речи – а происходит это еще до рождения. На восьмом месяце беременности дети уже различают разные языки по ритмическому рисунку! Разумеется, не надо проговаривать слоги над большим животом, но и ждать до трех лет (потому что «мальчики начинают разговаривать позднее») нельзя. MedAboutMe рассказывает, что можно делать с самого первого месяца, а если малыш уже родился, то что можно начинать делать прямо сейчас.
Самый важный период – до двух лет
Различные эксперты говорят, что «после трех уже поздно» начинать развивать множество навыков. Но на самом деле исследованиями подтвержден основной навык, которому надо учить – и который страдает, если им не заниматься. Это речь.
По данным ученых, дети, с которыми родители мало общаются, уже к двум годам начинают отставать в общем развитии на 6 месяцев (то есть поздно уже после двух лет!). А те, кто в первые три года слышал много живой и обращенной к нему речи, показывают лучшие результаты в школе и имеют более высокий коэффициент интеллекта (IQ).
Все это значит, что с ребёнком надо разговаривать как можно больше, даже если он пока не только не отвечает, но и, кажется, не реагирует. Это – активное языковое воспитание.
Аудиосказки, видеофайлы и даже научные программы и «развивающие мультики» живую речь не заменяют, и это доказанный факт.
С рождения до года: начинаем развивать речь
Если дома уже есть младенец (или только ожидается его появление), то вот понятные советы, на которые надо ориентироваться.
От нуля до трех месяцев
Чему учим?
- Распознаванию звуков и – важно – пониманию, как они связаны с артикуляцией. То есть ребёнку важно не только слышать голос, но и видеть при этом лицо.
- Гулить, агукать, издавать тот самый первый младенческий лепет: протяжные ааа, ууу, ыыы, ммм – все, что не плач, крик и покряхтывание, засчитывается за речевые упражнения. Как правило, такое можно услышать, когда младенец сыт и всем доволен. Кроме умения издавать звуки гуление полезно для развития артикуляционных мышц (а еще этому помогает грудное вскармливание – для добывания молока приходится прикладывать больше усилий).
Как помочь ребёнку?
- Петь, разговаривать, рассказывать потешки можно начинать еще на этапе беременности. Ну а после появления на свет уж точно пора. Можно читать и «взрослые» книги и стихи, главное – делать это особенным голосом.
- Голос и интонации важны! Можно смеяться над тем, как женщины (хотя вовлеченные папы тоже это делают) при виде младенцев начинают «сюсюкать», говорить более высоким голосом, растягивая гласные. Это – инстинкт. А еще это – самый подходящий вариант для общения с грудничками: исследования доказывают: именно так дети лучше усваивают основы языка.
- Кстати, у представительниц женского пола подобный тон голоса «включается» и при обращении к животным, особенно к котятам и щенкам. Вот только, что интересно, гласные они не растягивают – инстинкт «знает», что учить животных речи смысла нет.
- Меньше отвлекающих звуков: ребёнку нужна тишина, чтобы отчетливо слышать другие голоса и вдоволь наиграться в произношение звуков. Так что фоновые телевизор, радио и т. д. надо отключать.
Что должно насторожить?
Если три месяца уже настало, а гуления еще нет, стоит обратиться с этим вопросом к педиатру, неврологу и лор-врачу.
От трех до шести месяцев
Чему учим?
- Узнавать и реагировать на свое имя. К полугоду почти все младенцы знают, как их зовут, и выделяют в речи знакомые слова – мама, папа, ам.
- Понимать интонацию: ребёнку пора распознавать «повод» для беседы, улыбаться на ласковый голос, прислушиваться к новым ритмам или строгому тону.
- Звукоподражанию. Лепет становится намного богаче не только в звуках и слогах (в нем появляется «свирель», переливы цепочек фонем), но и в тоне, ритме, темпе. Он меняется, если взрослые говорят по-разному.
Как помочь ребёнку?
- Играть в «кто это?»: кто это пришел? Папа! Кто это в зеркале? Аня! Ничего сложного, но очень эффективно.
- Осваивать baby talk (даже если до рождения вы клялись себе не сюсюкать). Это сюсюканье важно! Оно доказано помогает быстрее усваивать основы речи, а также чувствовать себя комфортно и безопасно.
Основы baby talk:
- Подражать детской речи, не выговаривая некоторые звуки.
- Заменять местоимения именем: «Аня хочет пить?» вместо «Ты хочешь пить?»
- Упрощать слова и конструкции: киса, ам-ам, кач-кач и даже кака.
- Не забывать растягивать гласные и использовать уменьшительные суффиксы: собачка, машинка, мячик.
Что должно насторожить?
Если к полугоду ребёнок лепечет также, как в три месяца, нет новых звуков, конструкций, не обращает внимание на интонации речи, нужна консультация специалистов.
От шести до 9 месяцев
Чему учим?
- Жестовому контексту коротких фраз: самым первым осваивается обычно махание ручкой при словах «пока-пока».
- Еще более сложному лепету – с множественными слогами. Дети сами упорно повторяют слоги, все, что «попадется на язык», от «дадада» и «бабаба» до «какака». Это пока не осознанная речь, но если выловить «мама» или «папа» и подкрепить это радостными эмоциями, вполне возможно, в лепете появится первое слово.
- Еще одно интересное речевое достижение – лепет начинает отражать эмоции ребёнка. Он может быть радостным, расстроенным и даже гневным.
Как помочь ребёнку?
- Включайтесь в лепет – повторяйте за малышом и предлагайте ему новые сочетания звуков.
- Демонстрируйте, как двигаются губы и язык, преувеличивайте артикуляцию. Полезно также при новых звуках прикладывать ладошку ребёнка к губам, чтобы он мог прочувствовать движения.
Что должно насторожить?
Если нет повторения интонаций взрослых, реакции на имя или другие частые слова, лепет редкий и однообразный, монотонный – к врачу.
От 9 месяцев до года
Чему учим?
- Начинается тот умилительный период, когда оказывается, что «ребёнок понимает!». Малыши действительно накапливают словарный запас и начинают соотносить слова и предметы. Помогает в этом называние всего вокруг, комментарии действий ребёнка и своих – только короткими фразами, без слов-паразитов и расплывчатых формулировочек.
- Первые слова – не лепетные, а настоящие. К году дети, как правило, осваивают самые важные слова – мама, папа, дай. В запасе у почти годовасиков появляется от пары до 20 основных слов, и почти все они – существительные (80%).
Как помочь ребёнку?
- Становиться «говорящей головой». Постоянно комментировать, кто что делает, куда идет, что ест. «Мама работает», «папа моется», «баба пьет чай».
- Называйте все, что окружает ребёнка – от качелей на улице до частей тела, начинайте рассматривать картинки в книжках и просите показать, где чашка, а где зайка.
- Начинайте усложнять фразы. От «Это кошка» к «Это серая кошка. Кошка лежит» и т. д.
- Не переходите с «сюсюканья» на взрослую речь. Исследования показывают, что baby talk – протяжные интонации, а также ляли, кисы и авы – актуальны еще до 1 года 9 месяцев.
- Корчите рожицы вместе: это помогает развивать артикуляционные мышцы и избежать претензий от логопедов.
- Начинайте отучать от пустышки. Эксперты говорят, что дети, которые после 12 месяцев не расстаются с соской, чаще имеют проблемы с звуками п, б, т, д, с.
Что должно насторожить?
Если с 12 до 15 месяцев ребёнок не освоил набор из «мама-папа-дай», не распознает привычные предметы на картинках, нужно идти к врачам.
Как учить говорить ребёнка от года до двух?
Чему учим?
- Сначала словам «да» и «нет» в сочетании с жестами (хотя «нет» обычно дети осваивают сами).
- Складывать слова в предложения. Не требуйте развернутых фраз, «Дай пи» («Дай пить») или «Де папа» вполне считаются за первые фразы.
- Новым словам. С года до двух у большинства детей происходит «лексический взрыв», что ни день – новое слово. Причем одно слоговое слово «ба» или «ка» может иметь до сорока значений – и все они считаются отдельно. Кроме них появляется больше глаголов, прилагательных и т. д. К двум годам в словаре у детей несколько сотен таких слов (не забывайте считать слоговые обозначения!).
Как помочь ребёнку?
- Учите искусству диалога – так осваиваются новые слова и конструкции. Исследователи доказали (Pediatrics), что чем больше общения у ребёнка с родителями с 1,5 лет до двух, тем выше будет IQ и лучше развита речь, когда он станет подростком. Обязательно стимулируйте малыша отвечать на вопросы – хоть жестом, хоть звуком.
- Кстати о жестах: порой помогает не понимать настойчивое тыканье пальцем. Можно попросить сказать словами (но это может вызвать всплеск упрямства), а лучше задавать вопросы с выбором: «Ты хочешь яблоко или грушу? Они рядом лежат. Красное яблоко или желтое? Правда, вкусные яблоки?».
- Поддерживайте все попытки общения – даже нечленораздельные. Старайтесь угадывать, переспрашивать, уточнять, и при этом не раздражаться.
- Давайте простые инструкции: просите помочь, принести подгузник, позвать маму, положить на стол яблоко.
Что должно насторожить?
- Если у ребёнка нет интереса к разговорам, реакции на вопросы, понимания простых просьб, осознанных слов к полутора годам – нужен врач.
- Если в два года ребёнок не может повторить слово за взрослым, ответить на простые вопросы, нет простых фраз, общение только жестовое (или в основном жестовое) – повод к списку специалистов (педиатра, невролога, лора) добавить логопеда.