Как учить ребенка говорить: сроки и советы с рождения малыша

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Когда пора начинать учить ребёнка говорить? Как только он начнет воспринимать звуки речи – а происходит это еще до рождения. На восьмом месяце беременности дети уже различают разные языки по ритмическому рисунку! Разумеется, не надо проговаривать слоги над большим животом, но и ждать до трех лет (потому что «мальчики начинают разговаривать позднее») нельзя. MedAboutMe рассказывает, что можно делать с самого первого месяца, а если малыш уже родился, то что можно начинать делать прямо сейчас.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Самый важный период – до двух лет

Различные эксперты говорят, что «после трех уже поздно» начинать развивать множество навыков. Но на самом деле исследованиями подтвержден основной навык, которому надо учить – и который страдает, если им не заниматься. Это речь.

По данным ученых, дети, с которыми родители мало общаются, уже к двум годам начинают отставать в общем развитии на 6 месяцев (то есть поздно уже после двух лет!). А те, кто в первые три года слышал много живой и обращенной к нему речи, показывают лучшие результаты в школе и имеют более высокий коэффициент интеллекта (IQ).

Все это значит, что с ребёнком надо разговаривать как можно больше, даже если он пока не только не отвечает, но и, кажется, не реагирует. Это – активное языковое воспитание.

Важно!

Аудиосказки, видеофайлы и даже научные программы и «развивающие мультики» живую речь не заменяют, и это доказанный факт.

С рождения до года: начинаем развивать речь

С рождения до года: начинаем развивать речь

Если дома уже есть младенец (или только ожидается его появление), то вот понятные советы, на которые надо ориентироваться.

От нуля до трех месяцев

Чему учим?

  • Распознаванию звуков и – важно – пониманию, как они связаны с артикуляцией. То есть ребёнку важно не только слышать голос, но и видеть при этом лицо.
  • Гулить, агукать, издавать тот самый первый младенческий лепет: протяжные ааа, ууу, ыыы, ммм – все, что не плач, крик и покряхтывание, засчитывается за речевые упражнения. Как правило, такое можно услышать, когда младенец сыт и всем доволен. Кроме умения издавать звуки гуление полезно для развития артикуляционных мышц (а еще этому помогает грудное вскармливание – для добывания молока приходится прикладывать больше усилий).

Как помочь ребёнку?

  • Петь, разговаривать, рассказывать потешки можно начинать еще на этапе беременности. Ну а после появления на свет уж точно пора. Можно читать и «взрослые» книги и стихи, главное – делать это особенным голосом.
  • Голос и интонации важны! Можно смеяться над тем, как женщины (хотя вовлеченные папы тоже это делают) при виде младенцев начинают «сюсюкать», говорить более высоким голосом, растягивая гласные. Это – инстинкт. А еще это – самый подходящий вариант для общения с грудничками: исследования доказывают: именно так дети лучше усваивают основы языка.
  • Кстати, у представительниц женского пола подобный тон голоса «включается» и при обращении к животным, особенно к котятам и щенкам. Вот только, что интересно, гласные они не растягивают – инстинкт «знает», что учить животных речи смысла нет.
  • Меньше отвлекающих звуков: ребёнку нужна тишина, чтобы отчетливо слышать другие голоса и вдоволь наиграться в произношение звуков. Так что фоновые телевизор, радио и т. д. надо отключать.

Что должно насторожить?

Если три месяца уже настало, а гуления еще нет, стоит обратиться с этим вопросом к педиатру, неврологу и лор-врачу.

От трех до шести месяцев

Чему учим?

  • Узнавать и реагировать на свое имя. К полугоду почти все младенцы знают, как их зовут, и выделяют в речи знакомые слова – мама, папа, ам.
  • Понимать интонацию: ребёнку пора распознавать «повод» для беседы, улыбаться на ласковый голос, прислушиваться к новым ритмам или строгому тону.
  • Звукоподражанию. Лепет становится намного богаче не только в звуках и слогах (в нем появляется «свирель», переливы цепочек фонем), но и в тоне, ритме, темпе. Он меняется, если взрослые говорят по-разному.

Как помочь ребёнку?

  • Играть в «кто это?»: кто это пришел? Папа! Кто это в зеркале? Аня! Ничего сложного, но очень эффективно.
  • Осваивать baby talk (даже если до рождения вы клялись себе не сюсюкать). Это сюсюканье важно! Оно доказано помогает быстрее усваивать основы речи, а также чувствовать себя комфортно и безопасно.

Основы baby talk:

  • Подражать детской речи, не выговаривая некоторые звуки.
  • Заменять местоимения именем: «Аня хочет пить?» вместо «Ты хочешь пить?»
  • Упрощать слова и конструкции: киса, ам-ам, кач-кач и даже кака.
  • Не забывать растягивать гласные и использовать уменьшительные суффиксы: собачка, машинка, мячик.

Что должно насторожить?

Если к полугоду ребёнок лепечет также, как в три месяца, нет новых звуков, конструкций, не обращает внимание на интонации речи, нужна консультация специалистов.

От шести до 9 месяцев

Чему учим?

  • Жестовому контексту коротких фраз: самым первым осваивается обычно махание ручкой при словах «пока-пока».
  • Еще более сложному лепету – с множественными слогами. Дети сами упорно повторяют слоги, все, что «попадется на язык», от «дадада» и «бабаба» до «какака». Это пока не осознанная речь, но если выловить «мама» или «папа» и подкрепить это радостными эмоциями, вполне возможно, в лепете появится первое слово.
  • Еще одно интересное речевое достижение – лепет начинает отражать эмоции ребёнка. Он может быть радостным, расстроенным и даже гневным.

Как помочь ребёнку?

  • Включайтесь в лепет – повторяйте за малышом и предлагайте ему новые сочетания звуков.
  • Демонстрируйте, как двигаются губы и язык, преувеличивайте артикуляцию. Полезно также при новых звуках прикладывать ладошку ребёнка к губам, чтобы он мог прочувствовать движения.

Что должно насторожить?

Если нет повторения интонаций взрослых, реакции на имя или другие частые слова, лепет редкий и однообразный, монотонный – к врачу.

От 9 месяцев до года

Чему учим?

  • Начинается тот умилительный период, когда оказывается, что «ребёнок понимает!». Малыши действительно накапливают словарный запас и начинают соотносить слова и предметы. Помогает в этом называние всего вокруг, комментарии действий ребёнка и своих – только короткими фразами, без слов-паразитов и расплывчатых формулировочек.
  • Первые слова – не лепетные, а настоящие. К году дети, как правило, осваивают самые важные слова – мама, папа, дай. В запасе у почти годовасиков появляется от пары до 20 основных слов, и почти все они – существительные (80%).

Как помочь ребёнку?

  • Становиться «говорящей головой». Постоянно комментировать, кто что делает, куда идет, что ест. «Мама работает», «папа моется», «баба пьет чай».
  • Называйте все, что окружает ребёнка – от качелей на улице до частей тела, начинайте рассматривать картинки в книжках и просите показать, где чашка, а где зайка.
  • Начинайте усложнять фразы. От «Это кошка» к «Это серая кошка. Кошка лежит» и т. д.  
  • Не переходите с «сюсюканья» на взрослую речь. Исследования показывают, что baby talk – протяжные интонации, а также ляли, кисы и авы – актуальны еще до 1 года 9 месяцев.
  • Корчите рожицы вместе: это помогает развивать артикуляционные мышцы и избежать претензий от логопедов.
  • Начинайте отучать от пустышки. Эксперты говорят, что дети, которые после 12 месяцев не расстаются с соской, чаще имеют проблемы с звуками п, б, т, д, с.

Что должно насторожить?

Если с 12 до 15 месяцев ребёнок не освоил набор из «мама-папа-дай», не распознает привычные предметы на картинках, нужно идти к врачам.

Как учить говорить ребёнка от года до двух?

Как учить говорить ребёнка от года до двух?

Чему учим?

  • Сначала словам «да» и «нет» в сочетании с жестами (хотя «нет» обычно дети осваивают сами).
  • Складывать слова в предложения. Не требуйте развернутых фраз, «Дай пи» («Дай пить») или «Де папа» вполне считаются за первые фразы.
  • Новым словам. С года до двух у большинства детей происходит «лексический взрыв», что ни день – новое слово. Причем одно слоговое слово «ба» или «ка» может иметь до сорока значений – и все они считаются отдельно. Кроме них появляется больше глаголов, прилагательных и т. д. К двум годам в словаре у детей несколько сотен таких слов (не забывайте считать слоговые обозначения!).

Как помочь ребёнку?

  • Учите искусству диалога – так осваиваются новые слова и конструкции. Исследователи доказали (Pediatrics), что чем больше общения у ребёнка с родителями с 1,5 лет до двух, тем выше будет IQ и лучше развита речь, когда он станет подростком. Обязательно стимулируйте малыша отвечать на вопросы – хоть жестом, хоть звуком.
  • Кстати о жестах: порой помогает не понимать настойчивое тыканье пальцем. Можно попросить сказать словами (но это может вызвать всплеск упрямства), а лучше задавать вопросы с выбором: «Ты хочешь яблоко или грушу? Они рядом лежат. Красное яблоко или желтое? Правда, вкусные яблоки?».
  • Поддерживайте все попытки общения – даже нечленораздельные. Старайтесь угадывать, переспрашивать, уточнять, и при этом не раздражаться.
  • Давайте простые инструкции: просите помочь, принести подгузник, позвать маму, положить на стол яблоко.

Что должно насторожить?

  • Если у ребёнка нет интереса к разговорам, реакции на вопросы, понимания простых просьб, осознанных слов к полутора годам – нужен врач.
  • Если в два года ребёнок не может повторить слово за взрослым, ответить на простые вопросы, нет простых фраз, общение только жестовое (или в основном жестовое) – повод к списку специалистов (педиатра, невролога, лора) добавить логопеда.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 18.02.2021 11:22
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Онтогенез речевого развития / Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. // Русский журнал детской неврологии 2017 №1
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста / Боровцова Л. А., Козодаева Л. Ф. // Гаудеамус. 2015 №1 (25).
Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood / Jill Gilkerson, Jeffrey A. Richards, Steven F. Warren, et al. // Pediatrics October 2018 142 (4)

Читайте также

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Развитие недоношенного ребенка
Как развиваются недоношенные дети? К какому возрасту они догоняют своих сверстников? Нормы для малышей до года.
Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца
Гид по кризисным этапам в развитии детей до полутора лет: что они делают с ребенком (и с родителями).
Как и когда дети начинают ползать: стили, сроки и советы родителям
В 6 месяцев, после года или совсем никогда: почему все это считают нормой и что именно называют «ползать»?
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.