Как вовремя заметить задержку развития у ребенка?

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Задержка в развитии означает, что ребёнок отстает от своих сверстников в одной или нескольких областях эмоционального, умственного или физического роста. Если такое происходит, ранняя диагностика и терапия – лучший способ помочь малышу добиться прогресса и компенсировать недостающие навыки. MedAboutMe рассказывает, что нужно знать об этой проблеме и как ее заметить вовремя.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Какие бывают задержки в развитии?

У грудничков и дошкольников могут возникать различные типы задержки в развитии:

  • Речевые;
  • Социальные и эмоциональные;
  • Когнитивные – связанные с мышлением;
  • Проблемы моторики, то есть движений тела;
  • Связанные с нарушениями зрения или слуха.

Задержку отличают от нарушений развития – к ним относят такие состояния, которые часто пожизненные, например, детский церебральный паралич, аутизм, потеря слуха и зрения. Это не означает, что при вмешательстве нарушения не могут быть скомпенсированы в той или иной мере, но к задержкам развития они не относятся.

Причины задержки развития и факторы риска

Причины задержки развития и факторы риска

Маленькие дети учатся ползать, разговаривать и пользоваться горшком с разной скоростью. Но иногда ребёнок может осваивать эти этапы намного позже, чем другие дети. У таких задержек много причин, в том числе:

  • Преждевременные роды – у недоношенных детей свой график развития и освоения навыков;
  • Генетические заболевания, например, синдром Дауна или мышечная дистрофия Дюшенна;
  • Плохое зрение или слух, в том числе из-за наследственных причин;
  • Недостаточное питание;
  • Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
  • Физическое насилие или социальная изоляция ребёнка;
  • Гипоксия (нехватка кислорода) во время внутриутробного развития или родов, патологии беременности и т. д.

Признаки задержки развития у ребёнка

На что надо обращать внимание, чтобы вовремя заметить задержку в развитии малыша?

Задержки в развитии речи и языковых навыков

Это не редкость для детей ясельного возраста. Языковая и речевая задержка – самые распространенные типы. Речь при этом отражает навыки вербальные, а язык – более широкую систему освоения и передачи информации, в которую входит также способность понимать и пользоваться жестами.

К возможным причинам задержки речевого развития относят:

  • Билингвизм – когда в семье или ближайшем окружении пользуются более чем одним языком. Как правило, такая задержка незначительна и проходит самостоятельно к четырем годам.
  • Нарушения обучаемости – неврологические проблемы, связанные с обработкой информации в отделах головного мозга.
  • Нарушения слуха – из-за тяжелых ушных инфекций, травм, генетических патологий, врожденного порока слуха, приема некоторых медикаментов.
  • Расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм) – группа неврологических нарушений развития, в которую также входят (хотя не всегда) нарушения способности коммуницировать и взаимодействовать с людьми.
  • Дизартрия – нарушение работы мышц артикуляционного аппарата;
  • Социальная изоляция, пренебрежение ребёнком, недостаток общения в раннем возрасте.

Но во многих случаях причину найти не удается. При наличии признаков задержки речи у ребёнка показано обследование у нескольких специалистов и коррекция нарушения – в зависимости от причины и возраста малыша.

На что важно обратить внимание?

  • В 3-4 месяца ребёнок не реагирует на громкий звук, в 4 – нет лепета, попыток имитации речи.
  • В 9-10 месяцев нет слоговых слов и/или жестов, которые соотносятся с объектом или предметом, нет жестов согласия и отрицания.
  • К году не использует хотя бы несколько слов – мама, баба, дай, нет, пока.
  • В два года словарный запас не достиг 20 слов, нет коротких фраз («дай сок»), есть только имитация речи, нет общения, есть только фразы или слова для удовлетворения потребностей (дай, пить, качай, не хочу).

Задержки развития из-за нарушений зрения

До полугода у ребёнка – естественная близорукость, и зрение не особенно четкое. Считается, что это эволюционный механизм, помогающий грудничку лучше распознавать лица, так как передвигаться самостоятельно он все равно пока не способен. Кроме того, все еще недостаточно развита координация зрения обоими глазами. Но потом она должна сформироваться.

Порой этого не происходит или же возникают другие проблемы:

  • Нарушение рефракции – миопия (близорукость) или дальнозоркость;
  • Амблиопия, которую называют «ленивым глазом»;
  • Косоглазие (сюда не включается естественное незначительное косоглазие, которое есть почти у всех детей до 2-3 месяцев из-за слабости связочного аппарата, поддерживающего глазные яблоки);
  • Катаракта (помутнение хрусталика) или иные редкие наследственные патологии;
  • Ретинопатия недоношенных, патология, развивающаяся при глубокой степени недоношенности ребёнка.

Лечение зависит от вида проблемы – может быть назначено ношение очков, повязки на глаз, упражнения, оперативное вмешательство и т. д.  

Как выявить нарушения зрения у ребёнка? Наблюдайте за сроками освоения навыков, а также обращайте внимание, если какие-то умения вдруг пропадают.

  • Глаза должны свободно двигаться в любом направлении, если одним глазом ребёнок может посмотреть в сторону, а второй застывает на месте – это признак проблемы;
  • В два месяца дети начинают замечать свои руки, рассматривать их;
  • В три месяца – следить глазами за движением предметов, людей на близком расстоянии;
  • К трем месяцам так же должно пройти или остаться весьма незначительным и не постоянным косоглазие;
  • К четырем месяцам надо обратить внимание на избыточное слезотечение или постоянные воспалительные процессы в глазах. Как правило, это обнаруживают еще на плановом осмотре у окулиста в 2 месяца и для дренажа слезных протоков назначают препараты и массаж. Если закупорка не проходит, показано легкое вмешательство в стационаре;
  • В полгода ребёнок должен следить за передвижением небольших предметов и объектов, которые находятся на расстоянии двух метров, обоими глазами.

Задержка развития двигательных навыков у детей

Задержка развития двигательных навыков может относиться к крупной моторике – ползанию, ходьбе, или мелкой – когда нужно пользоваться пальцами чтобы, к примеру, взять погремушку. Может быть и комбинированная задержка развития моторики, например, у недоношенных малышей мышцы не развиваются с той же скоростью, что и у детей, рожденных в срок.  

К возможными причинам нарушения относят:

  • Атаксию – нарушение координации мышц;
  • Задержку когнитивного развития;
  • Патологии нервных тканей – когда до мышц не доходит сигнал от мозга, например, детский церебральный паралич;
  • Миопатию – заболевание мышечной ткани;
  • Нарушения зрения, когда ребёнок не видит, что брать или куда двигаться;
  • Спина бифида – расщелина в позвоночнике, из-за которой развивается паралич нижней части тела.

Временную задержку развития моторики могут вызывать также гипер- и гипотонус мышц. Кроме того, у полных детей несколько замедлено развитие крупной моторики, так как им тяжелее двигаться.

Для терапии в первую очередь рекомендуют стимуляцию физической активности дома – упражнения, массаж, игры на фитболе, мотивацию ребёнка к движению – например, не давать предмет в руки, а класть на расстоянии. Может также быть назначена физиотерапия, игротерапия, лекарственные препараты и оперативные вмешательства.

В каком случае надо обратиться к врачу?

  • В три-четыре месяца ребёнок должен хорошо удерживать голову, дотягиваться, брать и удерживать легкие погремушки, тянуть их ко рту. Если взять его подмышки и поставить на твердую поверхность, он будет отталкиваться ножками.
  • К пяти месяцам малыш должен переворачиваться в обе стороны.
  • К полугоду – сидеть без поддержки и начинать ползать не только по-пластунски.
  • К полутора годам пора уверенно ходить, при этом ставить ноги не только на носочек, а на полную ступню, толкать игрушки-каталки.

Задержка социального и эмоционального развития

Затруднения в социальном взаимодействии и общении с другими людьми – большими и маленькими – это задержки социального и/или эмоционального развития. Как правило, заметить их можно уже в 1-2 года, а порой и раньше.

Причины нередко остаются неизвестными. Среди наиболее изученных – нарушения умственного развития, недостаток общения с ребёнком в раннем возрасте, неэффективные методы воспитания и аутистические расстройства.

Лекарств от такого нарушения нет, но есть виды терапии, которые могут улучшить и скорректировать состояние:

  • Поведенческая, игровая терапия;
  • Семейная психотерапия;
  • Методы сенсорной интеграции, помогающие отделам мозга более адекватно реагировать на поступающую информацию и обрабатывать ее;
  • Препараты, назначаемые при некоторых формах поведенческих нарушений.

На что обращать особое внимание?

  • В три месяца ребёнок должен улыбаться и выражать комплекс оживления при виде знакомого лица, обращать внимание на новые лица и настораживаться.
  • К пяти месяцам смеяться, выражать эмоции визгом, быстро засыпать ночью при незначительном успокоении.
  • В семь месяцев выражать эмоции и любовь к близким, с удовольствием обниматься, проситься на ручки, интересоваться другими детьми.
  • К восьми играть в «ку-ку», «прятки».
  • К девяти – «поддерживать» беседу при помощи звуков, эмоций, жестов.
  • К году уметь махать «пока-пока», указывать пальцем, что хочется, протягивать руку за нужным предметом.

Задержка когнитивного развития

Задержка когнитивного развития

Задержка когнитивного развития (становления процессов мышления) вызывает широкий спектр вариантов нарушения обучаемости и может быть спровоцирована одной или несколькими причинами:

  • Внутриутробными инфекциями или болезнями в раннем возрасте;
  • Токсинами, воздействием радиации из окружающей среды, свинца, алкоголя до или после рождения ребёнка;
  • Генетическими нарушениями, например, синдромом Дауна;
  • Расстройством аутистического спектра;
  • Ранним помещением в государственные учреждения, пренебрежением ребёнком;
  • Иными причинами.

К году ребёнок должен:

  • Играть в прятки и искать скрытые предметы, которые вы убрали на его глазах;
  • Использовать жесты;
  • Показывать по просьбе предметы и людей вокруг и на картинках.

К двум годам надо освоить:

  • Умение следовать простым инструкциям – принеси мячик, открой ящик и дай ложку;
  • Знать, зачем нужны простые предметы – для чего используют ложку, расческу, телефон и т. д.;
  • Повторять действия и слова (хотя бы слоговые) за взрослыми в игровой форме.

Важно помнить, что спектр нормы широк, и в основном задержки в развитии у малышей несерьезные, которые при внимании и начале работы вовремя быстро корректируются. Даже в серьезных случаях можно добиться значительных улучшений – поэтому важно как можно раньше замечать признаки проблем и обращаться к специалистам.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Уменьшение заложенности носа и отека при синусите

При синусите одними из эффективных мероприятий становятся промывания полости носа: они снимают отек и заложенность.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Красота и молодость: пептиды в косметике

Действительно ли косметика, содержащая пептиды, продлевает молодость? В этом разбирался MedAboutMe.

Что подарить для красоты и здоровья: обзор подарков для любого повода

Хотите, чтобы подарок был и красивым, и полезным? Наш обзор подарков для красоты и здоровья для любого повода.

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Рак крови у детей: факторы риска

Можно ли предотвратить рак крови у ребенка, какие существуют факторы риска для развития лейкозов — читайте в статье MedAboutMe

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Ранние признаки тромбоза: как успеть себя спасти?

Как вовремя распознать тромбоз и надо ли бояться вакцинации аденовирусными вакцинами от COVID-19?

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.
Опубликовано 28.05.2021 17:51
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Клинические нормы. Педиатрия / Кильдиярова Р. Р. // ГЭОТАР-Медиа 2019
Developmental continuity? Crawling, cruising, and walking. / Adolph KE, Berger SE, Leo AJ. // Dev Sci 2011 14(2)
Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины 2013 Том 6, вып.1
Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May

Читайте также

Развивающие игры для детей: учим ребенка считать
Обучающие игры для мальчиков и девочек: готовимся к школе. Развивающие игры для детей: веселый способ научиться считать.
Ребята, давайте жить дружно

Часто происходит так, что малыш перестает общаться со сверстниками, сторонится игр в детском саду и неохотно идет на прогулку. Родителям в этот момент следует насторожиться.

Ребенку 10 месяцев: развитие, вес и рост малыша
10 месяцев ребенку: развитие, вес и рост. Еще один месяц в календаре — это важный этап жизни: что нового, малыш?
Как правильно выбрать первый бюстгальтер для девочки
Переходный период у детей – трудное испытание. К выбору первого бюстгальтера нужно отнестись серьёзно и сделать выбор, основываясь на знаниях физиологии и психологии девочки.
Развитие недоношенного ребенка
Как развиваются недоношенные дети? К какому возрасту они догоняют своих сверстников? Нормы для малышей до года.
Как учить ребенка говорить: сроки и советы с рождения малыша
Руководство по развитию речи: учимся говорить с рождения.