Задержка в развитии означает, что ребёнок отстает от своих сверстников в одной или нескольких областях эмоционального, умственного или физического роста. Если такое происходит, ранняя диагностика и терапия – лучший способ помочь малышу добиться прогресса и компенсировать недостающие навыки. MedAboutMe рассказывает, что нужно знать об этой проблеме и как ее заметить вовремя.
Какие бывают задержки в развитии?
У грудничков и дошкольников могут возникать различные типы задержки в развитии:
- Речевые;
- Социальные и эмоциональные;
- Когнитивные – связанные с мышлением;
- Проблемы моторики, то есть движений тела;
- Связанные с нарушениями зрения или слуха.
Задержку отличают от нарушений развития – к ним относят такие состояния, которые часто пожизненные, например, детский церебральный паралич, аутизм, потеря слуха и зрения. Это не означает, что при вмешательстве нарушения не могут быть скомпенсированы в той или иной мере, но к задержкам развития они не относятся.
Причины задержки развития и факторы риска
Маленькие дети учатся ползать, разговаривать и пользоваться горшком с разной скоростью. Но иногда ребёнок может осваивать эти этапы намного позже, чем другие дети. У таких задержек много причин, в том числе:
- Преждевременные роды – у недоношенных детей свой график развития и освоения навыков;
- Генетические заболевания, например, синдром Дауна или мышечная дистрофия Дюшенна;
- Плохое зрение или слух, в том числе из-за наследственных причин;
- Недостаточное питание;
- Употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
- Физическое насилие или социальная изоляция ребёнка;
- Гипоксия (нехватка кислорода) во время внутриутробного развития или родов, патологии беременности и т. д.
Признаки задержки развития у ребёнка
На что надо обращать внимание, чтобы вовремя заметить задержку в развитии малыша?
Задержки в развитии речи и языковых навыков
Это не редкость для детей ясельного возраста. Языковая и речевая задержка – самые распространенные типы. Речь при этом отражает навыки вербальные, а язык – более широкую систему освоения и передачи информации, в которую входит также способность понимать и пользоваться жестами.
К возможным причинам задержки речевого развития относят:
- Билингвизм – когда в семье или ближайшем окружении пользуются более чем одним языком. Как правило, такая задержка незначительна и проходит самостоятельно к четырем годам.
- Нарушения обучаемости – неврологические проблемы, связанные с обработкой информации в отделах головного мозга.
- Нарушения слуха – из-за тяжелых ушных инфекций, травм, генетических патологий, врожденного порока слуха, приема некоторых медикаментов.
- Расстройство аутистического спектра (РАС, аутизм) – группа неврологических нарушений развития, в которую также входят (хотя не всегда) нарушения способности коммуницировать и взаимодействовать с людьми.
- Дизартрия – нарушение работы мышц артикуляционного аппарата;
- Социальная изоляция, пренебрежение ребёнком, недостаток общения в раннем возрасте.
Но во многих случаях причину найти не удается. При наличии признаков задержки речи у ребёнка показано обследование у нескольких специалистов и коррекция нарушения – в зависимости от причины и возраста малыша.
На что важно обратить внимание?
- В 3-4 месяца ребёнок не реагирует на громкий звук, в 4 – нет лепета, попыток имитации речи.
- В 9-10 месяцев нет слоговых слов и/или жестов, которые соотносятся с объектом или предметом, нет жестов согласия и отрицания.
- К году не использует хотя бы несколько слов – мама, баба, дай, нет, пока.
- В два года словарный запас не достиг 20 слов, нет коротких фраз («дай сок»), есть только имитация речи, нет общения, есть только фразы или слова для удовлетворения потребностей (дай, пить, качай, не хочу).
Задержки развития из-за нарушений зрения
До полугода у ребёнка – естественная близорукость, и зрение не особенно четкое. Считается, что это эволюционный механизм, помогающий грудничку лучше распознавать лица, так как передвигаться самостоятельно он все равно пока не способен. Кроме того, все еще недостаточно развита координация зрения обоими глазами. Но потом она должна сформироваться.
Порой этого не происходит или же возникают другие проблемы:
- Нарушение рефракции – миопия (близорукость) или дальнозоркость;
- Амблиопия, которую называют «ленивым глазом»;
- Косоглазие (сюда не включается естественное незначительное косоглазие, которое есть почти у всех детей до 2-3 месяцев из-за слабости связочного аппарата, поддерживающего глазные яблоки);
- Катаракта (помутнение хрусталика) или иные редкие наследственные патологии;
- Ретинопатия недоношенных, патология, развивающаяся при глубокой степени недоношенности ребёнка.
Лечение зависит от вида проблемы – может быть назначено ношение очков, повязки на глаз, упражнения, оперативное вмешательство и т. д.
Как выявить нарушения зрения у ребёнка? Наблюдайте за сроками освоения навыков, а также обращайте внимание, если какие-то умения вдруг пропадают.
- Глаза должны свободно двигаться в любом направлении, если одним глазом ребёнок может посмотреть в сторону, а второй застывает на месте – это признак проблемы;
- В два месяца дети начинают замечать свои руки, рассматривать их;
- В три месяца – следить глазами за движением предметов, людей на близком расстоянии;
- К трем месяцам так же должно пройти или остаться весьма незначительным и не постоянным косоглазие;
- К четырем месяцам надо обратить внимание на избыточное слезотечение или постоянные воспалительные процессы в глазах. Как правило, это обнаруживают еще на плановом осмотре у окулиста в 2 месяца и для дренажа слезных протоков назначают препараты и массаж. Если закупорка не проходит, показано легкое вмешательство в стационаре;
- В полгода ребёнок должен следить за передвижением небольших предметов и объектов, которые находятся на расстоянии двух метров, обоими глазами.
Задержка развития двигательных навыков у детей
Задержка развития двигательных навыков может относиться к крупной моторике – ползанию, ходьбе, или мелкой – когда нужно пользоваться пальцами чтобы, к примеру, взять погремушку. Может быть и комбинированная задержка развития моторики, например, у недоношенных малышей мышцы не развиваются с той же скоростью, что и у детей, рожденных в срок.
К возможными причинам нарушения относят:
- Атаксию – нарушение координации мышц;
- Задержку когнитивного развития;
- Патологии нервных тканей – когда до мышц не доходит сигнал от мозга, например, детский церебральный паралич;
- Миопатию – заболевание мышечной ткани;
- Нарушения зрения, когда ребёнок не видит, что брать или куда двигаться;
- Спина бифида – расщелина в позвоночнике, из-за которой развивается паралич нижней части тела.
Временную задержку развития моторики могут вызывать также гипер- и гипотонус мышц. Кроме того, у полных детей несколько замедлено развитие крупной моторики, так как им тяжелее двигаться.
Для терапии в первую очередь рекомендуют стимуляцию физической активности дома – упражнения, массаж, игры на фитболе, мотивацию ребёнка к движению – например, не давать предмет в руки, а класть на расстоянии. Может также быть назначена физиотерапия, игротерапия, лекарственные препараты и оперативные вмешательства.
В каком случае надо обратиться к врачу?
- В три-четыре месяца ребёнок должен хорошо удерживать голову, дотягиваться, брать и удерживать легкие погремушки, тянуть их ко рту. Если взять его подмышки и поставить на твердую поверхность, он будет отталкиваться ножками.
- К пяти месяцам малыш должен переворачиваться в обе стороны.
- К полугоду – сидеть без поддержки и начинать ползать не только по-пластунски.
- К полутора годам пора уверенно ходить, при этом ставить ноги не только на носочек, а на полную ступню, толкать игрушки-каталки.
Задержка социального и эмоционального развития
Затруднения в социальном взаимодействии и общении с другими людьми – большими и маленькими – это задержки социального и/или эмоционального развития. Как правило, заметить их можно уже в 1-2 года, а порой и раньше.
Причины нередко остаются неизвестными. Среди наиболее изученных – нарушения умственного развития, недостаток общения с ребёнком в раннем возрасте, неэффективные методы воспитания и аутистические расстройства.
Лекарств от такого нарушения нет, но есть виды терапии, которые могут улучшить и скорректировать состояние:
- Поведенческая, игровая терапия;
- Семейная психотерапия;
- Методы сенсорной интеграции, помогающие отделам мозга более адекватно реагировать на поступающую информацию и обрабатывать ее;
- Препараты, назначаемые при некоторых формах поведенческих нарушений.
На что обращать особое внимание?
- В три месяца ребёнок должен улыбаться и выражать комплекс оживления при виде знакомого лица, обращать внимание на новые лица и настораживаться.
- К пяти месяцам смеяться, выражать эмоции визгом, быстро засыпать ночью при незначительном успокоении.
- В семь месяцев выражать эмоции и любовь к близким, с удовольствием обниматься, проситься на ручки, интересоваться другими детьми.
- К восьми играть в «ку-ку», «прятки».
- К девяти – «поддерживать» беседу при помощи звуков, эмоций, жестов.
- К году уметь махать «пока-пока», указывать пальцем, что хочется, протягивать руку за нужным предметом.
Задержка когнитивного развития
Задержка когнитивного развития (становления процессов мышления) вызывает широкий спектр вариантов нарушения обучаемости и может быть спровоцирована одной или несколькими причинами:
- Внутриутробными инфекциями или болезнями в раннем возрасте;
- Токсинами, воздействием радиации из окружающей среды, свинца, алкоголя до или после рождения ребёнка;
- Генетическими нарушениями, например, синдромом Дауна;
- Расстройством аутистического спектра;
- Ранним помещением в государственные учреждения, пренебрежением ребёнком;
- Иными причинами.
К году ребёнок должен:
- Играть в прятки и искать скрытые предметы, которые вы убрали на его глазах;
- Использовать жесты;
- Показывать по просьбе предметы и людей вокруг и на картинках.
К двум годам надо освоить:
- Умение следовать простым инструкциям – принеси мячик, открой ящик и дай ложку;
- Знать, зачем нужны простые предметы – для чего используют ложку, расческу, телефон и т. д.;
- Повторять действия и слова (хотя бы слоговые) за взрослыми в игровой форме.
Важно помнить, что спектр нормы широк, и в основном задержки в развитии у малышей несерьезные, которые при внимании и начале работы вовремя быстро корректируются. Даже в серьезных случаях можно добиться значительных улучшений – поэтому важно как можно раньше замечать признаки проблем и обращаться к специалистам.