Лидерские задатки, как правило, проявляются в детстве и заложены в человеке от природы. Подобно многим другим качествам, одни люди наделены ими, а другие — нет. Однако можно помочь своему ребёнку не быть ведомым, отстаивать свою точку зрения и не поддаваться на чужие провокации. Не всем дано стать капитаном команды, старостой класса, руководителем на работе. Но быть лидером, например, в своей семье, в личных отношениях может каждый. Для этого нужна уверенность в себе и умение нести ответственность за принимаемые решения. Ребёнок с детства должен иметь право голоса в важных для него вопросах.
Как формируется самооценка у детей?
В самом раннем возрасте дети не наделены способностью оценивать себя и других. Они живут эмоциями и текущим моментом, осознавая только, что им плохо или хорошо, хочется плакать или смеяться. По отношению друг к другу малыши также еще не испытывают постоянных эмоций. Они могут поссориться из-за игрушки, а через десять минут снова играть вместе. Суждения о том, что тот или иной мальчик плохой или хороший навязывают, скорее, родители.
Позже дети учатся давать оценку своему и чужому поведению, отталкиваясь от предыдущего опыта и выводов, которые делают и озвучивают взрослые при тех или иных поступках малышей. На формирование самооценки влияет и то, как часто ребёнка хвалят или ругают в детском саду и дома, какие оценки ставят в школе.
Важно, чтобы ребёнок умел принимать свои ошибки и неудачи, делать выводы и идти дальше, а не зацикливаться на них, теряя уверенность в себе. В этом ему могут помочь мама и папа. Грамотное общение с самого раннего детства подразумевает минимум осуждения в отношениях с дочерью или сыном.
Это касается не только сферы обучения, в которой легко разграничивать достижения и неудачи, но и повседневной жизни — разбитая чашка, пролитый на диван сок, потерянная игрушка никак не характеризуют ребёнка. Родителям не следует называть ребёнка бестолковым, неаккуратным и т. п. Стоит сосредоточиться на самой ситуации, разобрать, почему она произошла. И спросить у ребёнка, как избежать ее повторения. Это поможет ему не только сохранить самооценку, но и научиться анализировать и проживать ошибки без лишнего стресса.
Общение в кругу семьи
Ребёнок как губка впитывает привычки, выражения и даже движения родных. Если общение в семье выстраивается на основе доверия и честности по отношению друг другу, то и детям проще адекватно оценивать себя и свои способности. Хорошо, когда мама и папа честно говорят о собственных успехах и неудачах, стремясь сделать выводы и поделиться ими с близкими.
Это проявляется и в межличностном общении, например, в умении признать себя неправым и извиниться перед ребёнком или любым другим членом семьи. Даже маленьким детям можно рассказать, что у мамы или папы плохое настроение из-за ссоры с коллегой или неудачи в делах.
Обсуждению успехов надо уделять внимания не меньше. Ребёнок не должен бояться показаться зазнайкой и лишний раз похвалить себя. Для развития лидерских качеств важно научить его адекватно оценивать жизненные ситуации, чтобы он умел достойно принимать и промахи, и высокие результаты.
Доверие и поручение ребёнку ответственных заданий
Примерно с двух-трех лет у детей начинается период самостоятельности. Они во всех вопросах отвергают помощь взрослых, хотят сами одеваться, кушать, кататься на каруселях. А также помогать маме и папе во взрослых делах: уборке, готовке, ремонте. Не обойтись и без ошибок во время получения всех этих навыков, и большую роль играет реакция родителей.
Если они ограничивают малыша, стремятся все сделать за него, да еще и озвучивают, что причина — его неловкость, то это обижает и огорчает ребёнка, лишает его уверенности в своих силах. Если родители, напротив, подбадривают дочь или сына, с улыбкой реагируют на надетую задом наперед футболку или оброненную вилку, то стремление к самостоятельности только растет. Он и сам осваивает все быстрее и помогает своим сверстникам.
Часто в детском саду лидерами в группе становятся те малыши, которые умеют разговаривать лучше других, быстрее одеваются и хорошо ориентируются в новой среде. Они придумывают игры, вовлекая остальных детей. Более уверенным в себе детям легче дается адаптация. Чем старше становится ребёнок, тем больше поручений ему можно давать. Например, приготовить что-то несложное на завтрак, помочь со стиркой, оплатить покупки в магазине или посидеть с младшим братом или сестрой.
Важно, чтобы дети чувствовали доверие родителей, не боялись ответственности и неудач, потому что родители тоже не идеальны и многому учатся вместе с ними.
Объективная оценка родителями действий ребёнка
Для формирования адекватной самооценки большую роль играет честное общение между родителями и детьми. Не стоит придавать слишком большого значения неудачам, но и успехи надо оценивать адекватно. В раннем детстве малышей хвалят буквально за все, поскольку для них все приобретаемые навыки — достижение, ведь все делается в первый раз.
Школьника вряд ли будут хвалить за то, что он вовремя сходил в туалет или пьет из стакана. Также не стоит превозносить его перед другими, все время повторяя, что он лучше, умнее, быстрее других детей. Можно формулировать свою мысль иначе. Например, что он самый лучший для своей семьи, самый любимый родителями. Но при этом обсуждать с ним, почему у него не получается пробежать дистанцию, уложившись в норматив. Как это исправить и что делать с плохой оценкой по русскому языку.
Если ребёнка только хвалят, боясь навредить его самооценке, это может привести к двум результатам. Либо он станет излишне самоуверенным, неадекватно оценивающим себя и других. Либо максималистом, стремящимся к идеалу и страдающим от каждой неудачи. Гармоничное становление личности подразумевает здоровую реакцию и на удачи, и на неудачи.
В чем стоит предоставлять ребёнку свободу?
Если родители хотят вырастить из детей самостоятельных людей, нужно уметь вовремя снижать контроль и давать свободу. Начиная с бытовых вопросов, то есть, позволять ребёнку самому переодеваться или чистить зубы, несмотря на то, что это займет больше времени.
Отпускать его одного погулять во двор к школьному возрасту. Общение без защиты и присмотра мамы учит многим принципам взаимодействия с людьми. Нужно позволять детям самостоятельно выбирать одежду в их свободное от школы время, экспериментировать с внешностью, хобби и увлечениями.
Максимально прислушиваться к детям, когда речь идет о выборе профильных предметов и дальнейшем поступлении в университет. Свобода выбора или участие в нем позволяют каждому человеку научиться принимать решения и брать за них ответственность. Формируя в ребёнке лидерские задатки, важно понимать, что главное не переусердствовать.
Не всем от природы дано быть лидерами. Кому-то гораздо комфортнее избегать конкуренции и получать удовольствие от самого процесса игры, учебы, работы. Поэтому главная задача — не научить сына или дочь, как быть лучше всех и убеждать других в собственной правоте. А как не терять собственного достоинства и мнения в случаях неудач. Как достойно принимать победы, не унижая проигравших.
А дальше, если у ребёнка действительно есть от природы стремление к руководству, это проявится само собой. В выбранной сфере: межличностной или деловой, он будет постепенно идти успеху, и сам для себя решит, комфортнее ему быть исполнителем или руководителем.