Когда дети становятся школьниками, у родителей прибавляется хлопот. Они стараются контролировать их успеваемость, чтобы не допустить снижение оценок. Часто в погоне за хорошими отметками взрослые перестают замечать самое главное — личность ребёнка и его чувства.
Когда он поступает в первый класс, то испытывает восторг, интерес и желание учиться. Если бы была возможность сохранить такое состояние до окончания школы, то учеников, неуспевающих в обучении, вовсе бы не было. Что способствует тому, что дети сначала с желанием идут в школу, а затем теряют интерес, мотивацию, перестают понимать материал, не желают выполнять домашнее задание?
К низкой успеваемости могут приводить причины психологического и физиологического характера — травмы, стрессы. Наряду с этим хорошо учиться могут мешать привычки поведения. Перед поступлением ребёнка в школу родители не задумываются над тем, как особенности его характера могут стать привычными и мешать учиться.
Так, вместо того, чтобы работать над организацией условий для успешного обучения, взрослые начинают считать ребёнка лентяем, двоечником, чем еще больше провоцируют отказ от обучения — он теряет уверенность в себе, замыкается, не испытывает интереса к урокам и думает, что школа — причина всех его неприятностей. С таким настроем сложно получать удовольствие от приобретения знаний, хотеть быть первым учеником, иметь высокую мотивацию к обучению.
Интерес к учебе во многом определяет успеваемость школьников. Но прежде чем его развивать, нужно помочь ребёнку избавиться от привычек поведения, мешающих быть успешным учеником. В этой статье речь пойдет о привычках бытового, организационного, мыслительного, поведенческого характеров.
Привычка поздно ложиться спать
Если дети в семье поздно ложатся спать, то их энергетический ритм может быть нарушен. Силы, которые накапливает организм во время ценных ночных часов сна, ребёнок утром не ощущает. Привычка поздно ложиться является коварной — со временем дети перестают испытывать дискомфорт от недосыпания и приспосабливаются к таким условиям. Вредные последствия неправильного режима отражаются на утреннем пробуждении и состоянии во время учебного дня. За счет того, что ресурсы организма за ночь не были восстановлены и мозг недостаточно отдохнул, ребёнок теряет способность концентрировать внимание длительное время, фокусировать его на учебных вопросах, мышление теряет гибкость, память и воображение могут работать слабо — все процессы не могут функционировать в полной мере. В таком состоянии невозможно усваивать учебный материал и, соответственно, хорошо отвечать у доски, выполнять самостоятельную работу или делать домашнее задание.
Для нормального функционирования всех систем организма дети должны ложиться спать вовремя. Самое оптимальное и полезное время для сна наступает уже после 21:00-22:00 часов. Чем младше ребёнок, тем строже стоит соблюдать режим сна и бодрствования.
Привычка делать уроки в последнюю очередь
В первое время первоклассники могут выполнять уроки с удовольствием. Позже, по разным причинам, дети желают избежать выполнения домашнего задания, и идут ради этого на разные хитрости. Они могут начать «плохо себя чувствовать», стремиться выполнить более важные дела, такие, как поход в магазин, встреча с друзьями, компьютерные игры и другие. Часто это приводит к тому, что за уроки они садятся поздно вечером, когда энергии и желания их делать уже нет. Как следствие, работа идет через силу, случаются ошибки и на следующий день — плохие отметки. Позднее выполнение домашнего задания не способствует усвоению учебного материала.
Родители могут помочь детям отказаться от привычки откладывать выполнение уроков на потом. Для этого нужно перестать позволять им делать это. Чем младше ребёнок, тем легче ему будет перестроиться на новый уровень работы. Лучше всего делать уроки дома через час или два после того, как ребёнок отдохнет от школьной смены.
Когда ребёнок «убивает» время
Такой особенностью поведения часто обладают не только дети, но и многие взрослые. Иногда людям свойственно тратить время на занятия, не приносящие пользы, однако забирающие большую часть времени в течение дня. К таким делам относятся: ничегонеделание, пустые разговоры и другие занятия, которые не имеют определенной цели и не приносят результата.
Чтобы отучить ребёнка тратить время впустую, во-первых, нужно показывать ему положительный пример своей деятельности, которая приносит удовольствие или пользу. Во-вторых, следует учить детей тому, что время это ценный ресурс, которым они, если захотят, могут воспользоваться правильно. Например, читать литературу, которая вызывает интерес, играть в игры, которые не просто занимают время, но и развивают мышление. Также нужно формировать мотивацию к обучению, благодаря которой уроки будут выполняться не просто потому, что надо, а для того, чтобы получить знания и применить потом в жизни.
Когда ребёнок постоянно отвлекается
Такое поведение говорит о том, что выполнение уроков не вызывает интерес или ребёнок не обладает достаточной концентрацией внимания. Для развития мотивации можно использовать беседы, в которых станет понятным, для чего вообще нужно обучение — чтобы получить профессию своей мечты, стать уважаемым среди учителей и одноклассников, повысить собственный уровень интеллекта и гордиться собой. Для развития внимательности можно играть в игры, повышающие ее уровень, или пройти курс психологических упражнений.
Привычка делать все уроки сразу
Такой стиль работы может вызывать усталость, снижать уровень внимательности и отбивать желание учить предмет. Чем старше ребёнок, тем больше, обычно, у него уходит времени на выполнение домашнего задания — в старших классах оно может достигать нескольких часов. Приучите детей к тому, что легче и проще не делать все уроки за один раз, а разбить их выполнение на несколько частей. Если дети быстро устают во время работы, то сложные задания должны быть выполнены в первую очередь.
Чем родители могут помочь детям
Старайтесь не ругать ребёнка, если он не справляется с материалом, не повышайте голос, чтобы не отбить у него веру в себя. Для развития интереса к обучению стоит хвалить детей за успешно выполненное задание, говорить о своей гордости и радости. При возникновении трудностей, нужно сначала разобраться в причинах плохой успеваемости и только потом принимать меры. Создайте такие условия для занятий дома, чтобы ребёнку хотелось садиться за рабочий стол и выполнять работу. Это может быть специальная детская мебель, тетради, блокноты, которые он выберет сам, удобный стул. Атмосфера для обучения должна быть спокойной, без посторонних шумов.
Всегда интересуйтесь, как прошел школьный день, внимательно выслушивайте ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, успехах, инициативе. Успешное обучение начинается с хороших, понимающих отношений в семье, где дети твердо знают, что родители любят их не за оценки, а просто за то, что они есть, и будут оставаться рядом в любой сложной или непонятной ситуации.