24.04.2019 1745

Каким вырастает ребенок, если у него не было детства?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Каждое будущее поколение — надежда и опора культурного и нравственного наследия людей. 24 апреля отмечается Международный день солидарности молодежи. Праздник создан с целью объединить молодежь разных стран, поддерживать их идеи и стремления, несмотря на расовые и классовые различия. Все молодые люди когда-то были детьми. Если их детство было счастливым, они, подрастая, чувствуют в себе силу и энергию для изменения себя, окружающей действительности. Однако, то, в каких условиях живет ребенок, зависит не от него. Что происходит с детьми, детская часть жизни которых была несчастной? Кто такие — рано повзрослевшие дети? Можно ли помочь ребенку, чья личность и психика угнетены тяжелыми жизненными условиями — бедностью, лишениями, отсутствием радости?

Когда у ребенка нет детства

Когда у ребенка нет детства

Еще Петр Францевич Лесгафт в своих трудах «Семейное воспитание ребенка и его значение» писал о том, что есть тип личности детей, который называется угнетенным. В настоящее время такое обозначение не используется, однако характеристика остается прежней. Психика ребенка страдает, он чувствует себя подавленным, если у него нет детства. Какие жизненные условия способствуют этому?

Невозможность удовлетворить базовые потребности, нужда, лишения не позволяют чувствовать себя счастливым и радостным. Однако, не столько внешние условия способствуют этому, а по большей части — отношение родителей. Так, когда ребенок видит мать и отца, которые отказывают себе во всем, вынуждены все время трудиться, не имеют времени отдыхать, смирились с жизненными трудностями, не видят поводов для радости, он начинает понимать, что такое отношение к жизни — норма.

Больше всего, ребенка ранит не то, что ему многого недостает, а скорбный и смиренный вид родителей, когда они вынуждены отказывать себе буквально во всем, ради удовлетворения минимальных детских потребностей — школьной одежды, питания, поездок, развлечения.

Привыкая к ограничениям, дети лишаются детства. Что делать родителям? Отказаться от необходимости приносить свою жизнь и здоровье в жертву, задуматься над тем, как улучшить жизненные условия. Чем более свободными и счастливыми чувствуют себя мать и отец, тем легче живется ребенку.

Несчастный ребенок в школе

У детей, если они вынуждены терпеть тяжелые жизненные условия, наблюдается особое поведение в школе. Они трудолюбивы и спокойны, внимательно относятся к другим, не проявляют агрессию, даже если подвергаются обидам со стороны. Такое поведение говорит о том, что ребенку трудно осознавать себя человеком, который заслуживает к себе хорошего отношения и уважения.

Детская терпеливость, проявленная в семье, заметна также и во время обучения. На уроках такие дети могут выглядеть как маленькие взрослые: они, словно, все время озабочены поиском решения проблемы. Во время общения со сверстниками не занимают лидирующую позицию, не стараются «высовываться» вперед. По привычке, отдаляясь от сверстников, к которым не испытывает особой привязанности, школьник старается найти себе безопасное место, чтобы доделать задания или просто следит за окружающими. Коллективные игры и занятия мало привлекают его. Обучение для таких детей становится вынужденным занятием, обязанностью, которую они, изо всех сил, стремятся выполнять хорошо. У ребенка это не всегда может получаться, потому что, чем больше интереса и радости в изучении нового материала, тем выше успеваемость, а он почти не испытывает позитивных чувств. Дети такого типа склонны винить себя за ошибки, близко принимать к сердцу все, что происходит с ними или вокруг.

Учителя видят таких детей всегда печальными, избегающими общения, однако, помочь ребенку сложно, потому что его личность угнетена трудностями почти с самого рождения.