Личность человека можно назвать стержнем его характера. Личные качества — это то, что отличает одних людей от других, называется особенностями и привычками. Говоря о саморазвитии, улучшении качества жизни, люди задумываются над развитием собственной личности. Однако, прежде чем делать это, нужно узнать, к какому типу она относится. Как узнать свой тип личности и других людей? Могут ли эти знания помочь сделать отношения и общение лучше, ближе, интересней? С чего следует начинать исследовать свой характер и судьбу?
Теорий много, личность одна
С давних времен люди интересовались личной психологией — философы и учителя, врачеватели душ и лекари различными способами изучали человеческую природу, ее психическую и физическую стороны. Каждого человека можно назвать уникальным, благодаря тому, что у него есть личность. В настоящее время, теорий, которые говорят о личностном развитии, существует большое множество.
Огромный вклад в понимание человеческой природы внесли такие известные люди как Карл Густав Юнг, Эрнст Кречмер, Ганс Айзенк, Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд, Рэймонд Кеттел и другие зарубежные и отечественные специалисты.
Каждый из них использовал свой подход к теории личности, однако, они объединены общими факторами:
- каждый человек стремится к развитию. В зависимости от жизненных обстоятельств — это может быть прогресс или регресс;
- конституция человека связана с формированием его личности;
- на становление характера влияют потребности и стремления людей;
- каждая личность находится в сильной или слабой зависимости от социальной среды;
- социальное и личное пространство — место, где каждый может реализовать себя;
- бессознательные чувства и инстинкты, также, оказывают влияние на становление личности как и осознаваемые;
- у человека есть устойчивые и неустойчивые черты характера.
Развитие психики ребёнка
Личностные особенности закладываются в раннем возрасте. Как формируется детская психика и что оказывает влияние на ее развитие?
Особенности планирования, зачатия и рождения малыша. Если беременность была нежеланной, женщина сомневалась — рожать или нет, пыталась сделать аборт или допускала мысли об этом, ребёнок, если он появляется на свет, может быть чрезмерно тревожным.
Также, на его характер оказывает влияние то, с каким посылом дети приходят в этот мир. Например: скрепить семью или удержать мужчину, заботиться о младших братьях и сестрах, заботиться о родителях. Отсюда следует, что ожидания матери и отца уже накладывают отпечаток на то, какой будет личность ребёнка.
Отношения в семье, детском саду и школе. Взрослый человек — авторитет для ребёнка. До определенного возраста он считает родителей всемогущими и непогрешимыми. То, как относятся к нему родители, педагоги и учителя оказывает влияние на становление характера. Постоянная критика делает детей неуверенными, неуважение друг к другу — враждебными, насмешки — замкнутыми, упреки вызывают чувство вины.
Врожденные и генетические особенности. Дети могут быть похожи на родителей, бабушек, дедушек, перенять их привычки, черты характера, поведение и даже деятельность.
Тип личности по Карлу Леонгарду
Карл Леонгард — немецкий психиатр, медик. Каждая личность, согласно его теории, содержит акцентуированные черты, которые определяют ее поведение. Акцентуация, согласно теории Леонарда — это крайняя граница психической нормы. Она проявляется в разное время с разной интенсивностью, предпочтительно — в стрессовых обстоятельствах. Все люди обладают теми или иными акцентуированными чертами. У одних они находятся в пределах нормы, а у других превышают ее. В таких случаях, можно предположить, что, имеет место негативное психическое состояние или расстройство. Определить свою акцентуацию характера можно с помощью специальных опросников. Типы акцентуации личности по К. Леонгарду:
- Демонстративный тип. Вытеснение чувств и эмоций как психологическая защита. Ложь другим, отсутствие веры в себя. Демонстративность поведения.
- Педантичный тип. Навязчивые мысли, склонность перепроверять информацию. Психика отличается тревожностью, беспокойством.
- Застревающий тип. Невозможность отпустить ситуацию, которая беспокоит. Обидчивость или злопамятность. Самоуверенность.
- Возбудимый тип. Повышенная эмоциональность, следование за внутренними инстинктами. Нетерпеливость, агрессивность. Наличие асоциального поведения или вредных привычек.
- Гипертимный тип. Оптимизм, склонность к общению. Невозможность доводить начатое дело до конца. Легкомысленность.
- Дистимный тип. Серьезность и сосредоточенность. Закрыт для общения, склонность к депрессиям. Альтруизм.
- Циклотимный тип. Быстрая перемена настроения. Ведомое поведение.
- Экзальтированный тип. Повышенная чувствительность. Глубокие переживания. Развитый уровень эмпатии. Наличие страхов.
- Тревожный тип. Неуверенность в себе. Боязливость. Склонность опираться на других, но не на свои способности. Попытки закрыть тревогу внешней самоуверенностью. Доверчивость.
- Эмотивный тип. Тонкая душевная организация. Спокойное поведение. Повышенная впечатлительность.
Можно ли поменять свою психологию?
Как правило, человек задается таким вопросом, когда с его психикой что-то происходит: он чувствует неудовлетворенности жизнью, замечает, что старые детские травмы не дают ему жить в настоящем так, как он того хочет, сталкивается с одними и теми же проблемами, негативным жизненным сценарием. Задумываясь о личных изменениях, человек понимает, что изменить мир и окружающих людей — невозможно. Для того, чтобы поменять жизнь к лучшему, он может сделать единственное, что в его силах — начать изменения с себя.
Поддается ли личная психология изменениям?
Все зависит от цели и запроса человека. Если он хочет изменить себя до неузнаваемости, то ему вряд ли это удастся.
Благодаря глубокой работе над собой — со специалистом, самостоятельно, в группе тренинга по саморазвитию или при помощи других средств — люди, действительно, меняются. Однако, чаще всего, это касается не столько их личных качеств, сколько отношения к жизни и событиям.
Особенности личности, которые поддаются изменениям:
- привычка всегда и во всем слушать других;
- жертвенность собой и своими интересами ради окружающих;
- ведомость и негативное отношение к жизни;
- депрессивные мысли;
- убежденность в том, что другие люди лучше, умнее, успешнее;
- лень и привычка терпеть плохое к себе отношение;
- неумение достигать целей, сдача позиции перед любыми трудностями;
- вредные, разрушительные привычки в поведении;
- неумение опираться на свои силы;
- зависимость от родителей или других людей;
- стремление к одиночеству;
- невозможность строить долговременные отношения.
Когда ребёнок маленький, он полностью зависим от своих родителей — они формируют его личность, пишут ему жизненный сценарий судьбы. Если человеку не очень повезло и он недоволен тем, что дали ему мать и отец, то это не повод для разочарования в себе. Каждый взрослый может взять материал, который уже есть у него внутри — привычки, особенности, качества характера, личная психология— и попытаться сформировать из него то, что хочет он сам, образ и характер, к которым он стремится.