По статистике, около 5% магазинных краж совершают люди с психическим расстройством — клептоманией. Что это за болезнь, чем отличается от воровства ради наживы, рассказывает MedAboutMe.
Как отличить клептомана от воришки?
Обычно украденная вещь вовсе не нужна клептоману, он может ее выбросить, подарить или хранить как трофей удачной «охоты». Почему он ворует? Клептомана терзает острое и спонтанное желание украсть что-нибудь и тем самым снять внутреннее напряжение. После удачно совершенной кражи он испытывает душевный подъем, сменяющийся затем муками совести.
Истинные клептоманы отличаются от обычных воров тем, что они крадут не ради наживы, обогащения или перепродажи. Нет, ими движет глубинное чувство азарта, их подстегивает адреналин. Эйфория клептомана — убедиться, что он настолько ловок, что запросто стащит вещь практически на глазах охранников и других покупателей.
Обычная жизнь законопослушного гражданина клептоману кажется серой и скучной. Он стремится испытывать острые ощущения тем способом, который ему нравится и которого он жаждет — воровство всякой всячины с риском быть схваченным и опозоренным.
Истинный клептоман редко или почти никогда не крадет драгоценности, деньги, ценные вещи. Скорей, он возьмет то, что лежит на виду, какую-нибудь безделушку, косметику, книгу.
Настоящий вор идет «на дело» с конкретной целью — незаконное обогащение, последующая перепродажа ценности. Он не испытывает никакого азарта, зуда или напряжения. Ему надо украсть, чтобы получить материальную выгоду. После акта воровства душевное состояние преступника не меняется, максимум — он бывает доволен, что не попался.
Среди воров-подростков даже нажива не всегда становится целью кражи. Нередко они воруют, чтобы показать свою «крутость», на спор или как акт неповиновения взрослым. Потом это обычно проходит вместе с другими сложностями пубертатного периода, или не проходит и тогда человек становится просто нарушителем закона, сознательно выбирает преступную «профессию».
Абсолютно все истинные клептоманы стыдятся своего недуга, им легче признаться в краже с целью обогащения и понести наказание, чем в краже с целью снять болезненный зуд и страсть к воровству. Совсем иначе ведут себя настоящие воры, представители преступного мира: ради ухода от ответственности они могут «на голубом глазу» настаивать, что они больны и нуждаются в лечении от клептомании, кражу совершают из-за болезни, а об истинных побудительных мотивах предпочитают умалчивать.
Кража для удовольствия
Клептоман в период приступа последовательно ощущает три эмоции — желание, удовольствие, раскаяние:
- до кражи: момент борьбы с собой, когда человек испытывает жгучее желание украсть чужую вещь и одновременно понимает, что это неправильно, постыдно, незаконно;
- сразу после: чувство удовольствия, если удалось безнаказанно украсть, успокоение;
- «послевкусие»: последующий за удовлетворением сильный стыд, раскаяние, обещание себе, что «больше никогда!».
Перед кражей больной человек чувствует настолько непреодолимое стремление стащить предмет, что не может думать ни о чем другом. Его мысли постоянно крутятся вокруг этого, он предвкушает. После осуществления задуманного клептоман как будто освобождается от морока и недоумевает, зачем ему эта безделушка, не подбросить ли ее обратно.
Врачи отмечают аддиктивную природу клептомании, то есть признают ее зависимостью. У страдающих этой патологией они выявили также проблемы с импульсным контролем — клептоман, гуляя по торговому центру и увидев понравившуюся вещь, внезапно поддается некоему импульсу. Он не думает о морали, не просчитывает последствия. В его мозгу загорается лампочка «Бери!», и он не может владеть собой.
Приступы клептомании цикличны. Все начинается с беспокойства, раздражительности, внутреннего напряжения. Эти симптомы очень похожи на начало абстинентного синдрома у алкоголика или ломку наркомана в отсутствие дозы. На фоне нарастающего беспокойства и нервного зуда в голове клептомана формируется идея что-нибудь украсть.
Кстати, здоровые люди иногда тоже испытывают некий зуд — хочу что-то купить, неважно что, хочу обновку. Сгорая от нетерпения, они начинают рыться в каталогах интернет-магазинов и заказывать кучу товаров. Во время лихорадочных поисков они пребывают в воодушевлении и прекрасном настроении. Заплатив по счету, многие испытывают угрызения совести, а порой и настоящую панику. Не правда ли, механизм покупательского зуда схож с приступами клептомании?
Факторы риска
Анализ медицинской статистики показывает, что значимым фактором риска может стать наличие в семейной истории проблем с психическим здоровьем: обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у близких родственников, например. Могут также сыграть негативную роль имеющиеся у самого человека психические проблемы:
- биполярное расстройство;
- тревожное расстройство;
- расстройство пищевого поведения, особенно булимия;
- алкогольная или другие зависимости и т. д.
По статистике, имеет значение и пол: у женщин клептомания встречается в 3 раза чаще.
Критерии постановки диагноза клептомании
Психический диагноз, в том числе клептомании, ставится после всестороннего изучения поведения больного, его психоэмоционального состояния. Клептомания диагностируется на основании поведенческих признаков и симптомов. Диагноз может быть поставлен, если у пациента обнаружатся пять основных факторов:
- Повторение ситуаций, в которых человек оказывается не в состоянии противостоять импульсивному стремлению к краже вещей, лично ему не нужных.
- Усиливающееся чувство напряжения, предшествующее эпизоду кражи.
- Ощущение облегчения, удовольствия, удовлетворения после совершения акта воровства.
- Совершение кражи ради кражи, а не ради получения выгоды или удовлетворения чувств мести или гнева.
- Для кражи не находится рациональных объяснений, при этом человек полностью осознает противоправность своих действий и испытывает стыд.
Клептоманы среди селебрити
Знаменитости не отличаются от простых смертных, и подвержены различным аддикциям. Можно не только удивиться тому, сколько среди «небожителей» любителей пощекотать нервы и украсть что-нибудь, но и серьезно разочароваться в некоторых любимцах публики. Список имен впечатляет:
- Вайнона Райдер. Это, пожалуй, самая известная клептоманка с официально поставленным диагнозом. В 2001 году во время манифеста заболевания актриса посетила бутик одежды, где стала срывать с вешалок наряды и запихивать в объемный баул. Кроме одежды, начинающая клептоманка прихватила несколько дорогостоящих украшений. В результате Вайнону задержала охрана и передала в руки полиции. В дальнейшем актриса неоднократно проходила лечение в психиатрической клинике.
- Меган Фокс. В юности не раз попадалась на краже продуктов и дешевых помад в супермаркете.
- Роберт Паттинсон. Известен факт, что после съемок вампирской саги «Сумерки» он тайком вынес из гримерки всю одежду, в которой снимался.
- Аманда Байнс. У этой не очень известной актрисы (фильм «Она — мужчина») была диагностирована не только клептомания, но еще и шизофрения, депрессия, наркозависимость и алкоголизм. Такой букет заставлял Аманду совершать различные правонарушения, и она не раз и не два лежала в рехабе.
- Сара Дж. Паркер. В бытность Керри Бредшоу присвоила дизайнерской одежды со съемок на 15 тыс. долларов.
- Леди Гага. «Прославилась» тем, что украла платья от Жана-Поля Готье, предоставленные ей для съемки клипа. Когда пропажа была обнаружена, певица уверенно заявила, что наряды пропали, и она не знает куда.
- Бритни Спирс. Воровала не все подряд, а исключительно парики, зажигалки и товары из секс-шопа. Однажды на звездной вечеринке она украла несколько дорогих шуб. У певицы также были диагностированы биполярное расстройство и депрессия.
Что же заставляет богатых и знаменитых воровать помаду и запонки? Психическое расстройство, вызванное многими факторами, в том числе неуравновешенной психикой, испытанием славой, отсутствием стабильности, разными фобиями. Многие звезды в юности баловались запрещенными веществами, алкоголем, что еще больше усугубило проблемы с психикой.
В некоторых случаях весьма небедные люди превращают воровство мелочей в своеобразное полу-экстремальное хобби, помогающее получить порцию адреналина.
Рассказывает NN: «В нашей компании это давнее и всеми любимое развлечение — красть разные мелочи из гостиниц, в которых мы бываем. У каждого есть своя коллекция, и, когда мы собираемся вместе, мы хвастаемся новыми экспонатами, добытыми в очередных поездках. У кого-то это вилки, у кого-то — пепельницы, гостиничное мыло или даже тапки. Причем, если кража обнаружена, чаще всего мы с покаянным видом рассказываем о том, что страдаем клептоманией, предлагаем возместить нанесенный ущерб, и оплатить украденную вещь. Но в этом случае в коллекцию она не попадает, так как «засчитываются» только «вчистую» сворованные вещицы. Зачем мы это делаем? Да просто прикольно. Ну, и есть стремление превзойти приятелей по количеству, качеству или трудности добывания новых экспонатов. Разумеется, никакой тяги к воровству ради наживы нет, скорее это азарт коллекционера».
Все-таки лечить, а не карать?
Клептомания занесена в классификатор болезней МКБ-10, в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения»/«Расстройства привычек и влечений». Ей присвоен код F63.2 «Патологическое влечение к воровству».
Ученые высказывают предположение, что развитие клептомании может быть вызвано нарушением биохимических процессов в головном мозге, в которых принимают участие нейротрансмиттеры дофамин и серотонин.
Таким образом, клептомания официально признана хронической психической болезнью, которую нужно пытаться лечить. Скажем прямо — эффективных методов лечения пока не найдено.
В 2021 г. было завершено исследование, начатое в 2008 году учеными и аспирантами исследовательского университета в Миннеаполисе (Jon E Grant, MD, JD, University of Minnesota). Специалисты изучали влияние селективного блокатора N-метил-D-аспартат (NMDA)-глутаматных рецепторов, применяемого в лечении деменции, на подавление аддикции к клептомании. Результаты эксперимента пока не опубликованы, но в апреле 2022 года вышла статья другой группы ученых, сообщивших, что на крыс препарат терапевтического действия не оказал. Но мозг людей и крыс все-таки различается, и надежда пока остается.
По статистике, от 0,3 до 0,6% людей страдают от клептомании. В масштабах человечества это очень внушительная цифра — около 35 миллионов человек, и это только те, у кого недуг диагностирован. По мнению многих специалистов, значительная часть случаев клептомании остается не распознанной, или тщательно скрываемой.
Разумеется, всем этим людям нужна помощь, и, в частности, потому, что клептомания может быть связана с другими психическими расстройствами и с повышенным риском суицида. Но, к сожалению, специфических методов лечения до сих пор не разработано. Однако, правильное подобранное сочетание лекарственной и когнитивно-поведенческой терапии может оказывать положительный эффект и уменьшать степень проявления расстройства.
В качестве лекарств чаще всего применяются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), стабилизаторы настроения и препараты, используемые для лечения зависимостей.