Когда ребёнку исполняется 6 лет, и он умеет хорошо считать и читать, родители задаются вопросом: «А не пора ли отдать его в школу?». Но психологи советуют не торопиться. Существует много факторов, определяющих готовность детей к обучению. Когда лучше отдавать ребёнка в школу?
Первый раз в первый класс
Самое главное, что должны осознавать родители будущих первоклассников, — вы ни с кем не соревнуетесь. Не нужно идти вперед под девизом «Быстрее, выше, сильнее!»
От старта обучения зависит дальнейшая жизнь ребёнка — то, как он будет учиться и взаимодействовать со сверстниками и учителями, насколько органично сможет вписаться в коллектив.
Мифы о раннем развитии породили ошибочное мнение, что нужно гнаться за недостижимыми идеалами. Но гораздо важнее — сохранить в ребёнке мотивацию, желание учиться и постигать науки. И это возможно только при одном условии — когда ребёнок готов к школе. Но как определить — он уже готов или нужно немного подождать?
Определение готовности к школе
Существуют дети, которые готовы к школе уже в 6 лет, другие — в 7, а третьи — в полные 8. Как понять, сможет ли учиться конкретно ваш ребёнок? Оказывается, умение считать и писать — отнюдь не самые важные показатели.
Психофизиологическая готовность. Психологи уверены, что в возрасте 5-6 лет все учебные навыки у ребёнка формируются только в процессе игровой деятельности. Это происходит потому, что память и внимание у малышей непроизвольны. А для успешного обучения ребёнка в школе очень важно именно произвольное внимание — то есть то, которое достигается при помощи волевого усилия.
Если ребёнок может удерживать внимание даже на не очень интересном занятии и при этом произвольно запоминать небольшой объём информации — это несомненные плюсы в пользу первого класса. Если нет — возможно, лучше подождать.
Мотивационная готовность. Под этим термином учителя понимают интерес ребёнка к обучению и желание узнавать что-то новое. Дети в возрасте 6-6,5 лет могут хотеть в школу, но это может объясняться привлекательной внешней атрибутикой — желанием носить портфель и школьную форму или посещать новое здание школы, а не старый детский сад. Учебная мотивация в таком возрасте — явление нечастое. А вот в более старшем возрасте она может быть сформирована.
Социальная зрелость. От нее зависит адаптация ребёнка в школе и коллективе. Чтобы понять, обладает ли ребёнок социальной зрелостью, нужно посмотреть, может ли он общаться со сверстниками и взрослыми людьми, выстраивать положительные отношения, отстаивать свою точку зрения и когда нужно идти на компромисс. Как он реагирует на конфликтные ситуации, может ли выйти из них без потерь.
Важный момент — желание ребёнка
В каком бы возрасте ребёнок не оказался в школе, обучение в ней будет для него стрессом. Новый незнакомый коллектив (если в школу идет не вся группа детского сада), нет игровой деятельности, строгий распорядок дня, единые требования учителей.
Успех адаптации во многом зависит от того, хотел ли сам ребёнок в школу. Но еще один важный момент — какие у него складываются отношения с первым учителем. У детей и их родителей часто есть возможность познакомиться с ним на подготовительных курсах. Если эти отношения позитивные, нет страхов и неприятия, а сам ребёнок готов учиться — можно планировать обучение в школе.