Сообщения о новых случаях кори, регистрируемых в 2023 году в России и странах зарубежья, уже не так удивляют и становятся привычными. Хотя по сути увеличение заболеваемости контролируемой с помощью вакцинации инфекции, коей является корь, — ситуация устрашающая. Болезнь с высокой степенью контагиозности (заразности), опасная тяжелыми осложнениями, специфического лечения которой не существует, уверенно распространяется среди детей и взрослых.
Почему инфекционное заболевание, которое легко можно предупредить с помощью прививки, в условиях современного мира набирает силу из года в год — разобрался MedAboutMe.
Статистика заболеваемости корью в мире и в России
В Европейском регионе регистрируется беспрецедентный рост заболеваемости корью за последние 10 лет — так начинает свое недавнее сообщение Роспотребнадзор. Из-за пандемии коронавируса в мире по данным Всемирной организации здравоохранения только в 2021 году пропустили вакцинацию от кори почти 40 млн. детей: 25 млн. младенцев пропустили свою первую прививку и 14,7 млн. детишек пропустили вторую дозу вакцины. В результате уже в том же 2021 году в мире локально наблюдались вспышки заболеваемостью этим недугом: по данным ВОЗ было зафиксировано рекордное количество заболевших более 9 миллионов из которых 128 тысяч скончались. Много ли это? По сравнению с COVID-19 конечно нет. Но в сравнении с предыдущими показателями прошлых лет, цифры ужасающие. Так от вирусной инфекции в 2018 году пострадали Грузия и Украина, Черногория и Греция, Румыния и Молдова, Франция и Италия. Показатели доходили до 849 больных на 1 миллион населения на Украине. В начале 2019 года в тяжелом положении вновь оказались наши соседи. Цифры статистики, предоставленной Минздравом Украины, взлетели буквально за несколько первых дней января до 2305 заболевших и продолжают расти. В пору говорить об эпидемии кори на территории этой страны. В ответ на столь серьезную информацию власти Польши даже намеревались запретить въезд непривитым против кори людям из пограничного государства, чтобы защитить своих граждан.
Корь не обошла стороной и североамериканский континент. В частности в США — стране, долго считавшейся благополучной в отношении опасной детской инфекции, по сообщениям от февраля 2019 года было зафиксировано 79 случаев заболевания, по крайней мере, в 10 штатах.
В Российской Федерации, по официальным заявлениям, ситуация в этом году стабильная. Цифры общей статистики по состоянию на март 2023 года пока не предоставлены. Однако зарегистрированы вспышки кори в Москве, Ленинградской и Самарской областях, Санкт-Петербурге, Алтайском и Краснодарском краях. Все случаи заболевания связаны с мигрантами. Для локализации распространения кори главный санитарный врач РФ Анна Попова подписала постановление о проведении подчищающей иммунизации против кори в рамках чего уже началась массовая вакцинация мигрантов не привитых против кори и не болевших корью ранее.
Обратимся к данным Роспотребнадзора за предыдущие года, чтобы понять общую тенденцию заболеваемости корью в нашей стране. Самые низкие значения в Российской Федерации отмечались с 2007 по 2011 год. Тогда был достигнут показатель менее одного случая болезни на 1 миллион населения страны. Далее уровень заболеваемости носит волнообразный характер с пиком в 2014 году (4690 случаев — 3,28 на 100 тысяч населения), хорошим снижением в 2016 году (162 случая — 0,11 на 100 тысяч населения) и новым подъемом с увеличением числа заболевших в 4,5 и 3,5 раза в 2017 и 2018 годах соответственно. Конечно, мы пока еще не добрались до отметки 2014 года (в 2018 году зарегистрировано 2538 случаев кори), но в целом ситуация выглядит не лучшим образом.
Почему корь так легко распространяется и чем она опасна?
Медицинские работники даже единичный случай кори считают опасной ситуацией. Применяют ограничительные меры, проводят осмотр и, при необходимости, иммунизацию контактировавших детей и взрослых. Почему столько внимания всего к одному заболевшему? Дело в том, что корь чрезвычайно заразная вирусная инфекция — индекс контагиозности достигает 96%. Это значит, что при наличии в коллективе одного больного корью он заразит 96% непривитых людей в своем окружении. Причем для этого вовсе не нужно длительное тесное общение. Инфицированный корью взрослый или ребёнок начинает выделять вирус уже за 4 дня до появления первых симптомов болезни, чувствует себя хорошо, посещает рабочее место или детские дошкольные и школьные учреждения.
Чем заразнее инфекция, тем больший процент людей нужно привить, чтобы предотвратить ее распространение. Для кори уровень иммунизации или «иммунная прослойка» по рекомендации ВОЗ должна составлять 95%. В случае истощения «иммунной прослойки» из-за отказов от вакцинации, наблюдается прорыв инфекции. Известно, что в России в 80% случаев корь не распространяется дальше благодаря, пока еще сохраняющейся, но постепенно истощающейся «иммунной прослойке». По заявлению Роспотребнадзора корью в России заболевают преимущественно непривитые люди — отказавшиеся добровольно или не прошедшие вакцинацию в связи с медотводом. По результатам молекулярно-генетического анализа большое количество случаев кори на территории нашей страны завозные — результат миграции населения.
Несмотря на развитие медицинской науки до сих пор не существует специфического лечения кори — лекарства, способного воздействовать непосредственно на вирус и убивать его. Иными словами, заболевший ребёнок или взрослый, могут рассчитывать лишь на силы собственного организма. А вот сама инфекция способна привести к тяжелым осложнениям и стать причиной смерти. По данным ВОЗ до введения в практику вакцинации ежегодно в мире болело корью до 140 миллионов и умирало до 7 миллионов детей. На сегодняшний день летальные исходы среди детей (порядка 5-10%) регистрируют преимущественно в развивающихся странах Африки. В развитых государствах смертельные случаи редки. Общее число осложнений кори достигает 22,7%. Среди них: отит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, диарея, энцефалит, тромбоцитопения. В группе риска по развитию осложнений находятся дети до 5 лет, люди с нарушением иммунного статуса, страдающие от недостатка питания, в частности, дефицита витамина А.
Насколько эффективна вакцинация в борьбе с корью?
Согласно мировым исследованиям, живая ослабленная коревая вакцина индуцирует в организме человека иммунный ответ, сопоставимый с иммунным ответом после перенесенной кори. После прививки в крови появляются не только защитные антитела класса IgG, которые сохраняются на протяжении многих лет с постепенным снижением, но и специальные Т-лимфоциты — клетки иммунологической памяти. Это означает, что даже спустя годы наша иммунная система будет «помнить» о вирусе кори и встреча с ним пройдет либо без развития болезни, либо в более легкой форме.
Согласно отечественному Национальному календарю профилактических прививок, первую дозу вакцины против кори дети получают по достижении 1 года, а вторую — в 6 лет. Такая схема выбрана не случайно, она подкреплена результатами масштабных исследований. Груднички в возрасте до полугода часто не отвечают выработкой защитных антител на введение вакцины в силу «незрезлости» иммунной системы и наличия материнских антител. Вакцинация в 8-9 месяцев уже приводит к сероконверсии (выработке защитных антител) в 89,6% случаев, а вакцинация в 11-12 месяцев — в 99% случаев. Если иммунитет не развился после первой дозы вакцины, то после второй сероконверсия происходит в 97% случаев.
В 2016 году список лиц, подлежащих вакцинации против кори, в России был расширен. Теперь прививку нужно делать не только детям и молодым людям до 35 лет, но и взрослым до 55 лет, чья сфера деятельности связана с риском заражения корью. Это работники медицинских организаций, учебных заведений, магазинов и торговых центров, общественного транспорта, сотрудники пограничного контроля.
Глобальная стратегия ВОЗ по ликвидации кори
Корь — вирусная инфекция, которая теоретически может быть ликвидирована во всем мире так же, как вирус натуральной оспы в 1980 году. По крайней мере, она имеет все подходящие для этого характеристики. Консультативная группа ВОЗ сделала вывод: с помощью эффективной, безопасной и доступной вакцины возможна не только элиминация, но и ликвидация кори. Элиминация подразумевает отсутствие инфекции в отдельных странах или регионах, при этом продолжение программы вакцинации населения необходимо ввиду возможного завоза вируса из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. Ликвидация — глобальное прекращение циркуляции вируса кори во всем мире, что несет за собой отказ от вакцинации.
Начатая в 2001 году глобальная Инициатива по борьбе против кори и краснухи, преследует цель: уменьшить число смертельных исходов кори на 95% к 2015 году и элиминировать корь и краснуху к 2020 году минимум в 5 регионах ВОЗ. Основываясь на последних данных заболеваемости корью в мире и охвате населения прививками, на сегодняшний день приходится признать, что промежуточная цель 2015 года не достигнута.
Нарастающий рост заболеваемости корью в последние годы становится глобальной проблемой. Отчасти он обусловлен современной тенденцией людей к переселению в поисках лучшей жизни. Как итог: потоки непривитых беженцев и трудовых мигрантов приносят за собой вирус кори, который не получает должного отпора в виде «иммунной прослойки» населения. Все больше людей отказываются от вакцинации, предоставляя возможность опасной инфекции распространяться дальше и набирать силу. Как же разорвать этот замкнутый круг? Просветительская работа в отношении важности вакцинации против кори, доступность вакцины в медицинских учреждениях, осознанный выбор граждан в пользу вакцинации — все это основы формирования коллективного иммунитета против кори, который позволит держать инфекционное заболевание под контролем.