Критика при ежедневном общении

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Ежедневное общение с людьми — это не только доброжелательность, улыбки и позитив. К сожалению, человек испытывает гораздо больше негативных эмоций, чем позитивных. К ним относятся гнев, обида, разочарование, возникающие в различных стрессовых и конфликтных ситуациях. Среди подобных ситуаций значительное место занимает критика и недоброжелательное отношение к человеку со стороны семьи, друзей или руководства.

Место критики в повседневном общении

Каждого человека окружает множество других людей, общение с которыми может доставлять не только радость, но и разочарование.  Большинство людей живет и работает в обстановке жесткой конкуренции и ежедневного стресса. Одним из элементов конкуренции, вызывающим негативные эмоции, является критика.

Далеко не всем людям свойственна способность к позитивному повседневному общению и не все обладают достаточно развитым чувством такта. Поэтому люди критикуют друг друга за недостатки в работе,  одежду и внешний вид. Нередко критикующий ощущает собственную неполноценность и стремится к самоутверждению за счет других.

Критика в ежедневном общении делится на конструктивную и деструктивную. Конструктивная критика включает в себя обозначение не только отрицательных, но и положительных сторон объекта, деструктивная полностью направлена на его обесценивание. Цель деструктивной критики — снизить самооценку критикуемого объекта или человека. А адекватная самооценка является одной из основных составляющих успеха человека.

Избежать критики в повседневном общении не удавалось еще никому. У каждого человека есть сильные и слабые стороны. Он окружен не только друзьями и поддерживающим окружением, но и недоброжелателями. Критиковать могут родители, супруги, дети, коллеги или начальство. Среди распространенных причин критики — личная неприязнь к человеку, скука или плохое воспитание. Деструктивная критика способна вызвать негативные эмоции и существенно снизить самооценку у тех, кто чересчур чувствителен к ней. Поэтому человеку важно научиться реагировать на нее так, чтобы она не приводила к частым стрессовым ситуациям.

Эмоции человека при критике

Эмоции человека при критике

В первую очередь человек думает о собственных достижениях и успехе в глазах окружающих. Любое несоответствие может вызывать отрицательные эмоции. Поэтому самой распространенной реакцией на критику будет агрессия и желание обидеть оппонента в ответ. Это происходит, потому что самолюбие человека находится под ударом.

К сожалению, далеко не все люди способны к конструктивной критике, то есть, к заострению внимания не только  на недостатках объекта, но и на его достоинствах. Многие критикуют некорректно, и даже с оскорблениями в адрес оппонента. Особенно ярко это проявляется в социальных сетях. Критиковать человека, находящегося в виртуальном пространстве намного проще. В реальности выход отрицательных эмоций может привести к более непредсказуемым последствиям.

В случае, если критикующий действительно является серьезным специалистом, профессионалом своего дела, к его мнению стоит прислушаться. Истинный профессионализм предполагает серьезное знание своего дела, уверенность в собственных силах и адекватную оценку действий оппонента. Более жестко критикуют те, кто не до конца уверен в себе и кому нужно самоутвердиться за счет других.

Особенно болезненно воспринимается критика в детстве и подростковом возрасте. Неодобрение со стороны родителей, одноклассников или учителей может привести к серьезным последствиям для психики. Человек, которого постоянно критиковали или сравнивали с другими, не будет способен адекватно оценивать себя и будет считать невозможным движение вперед.

Как минимизировать негативные эмоции при некорректной критике?

Как минимизировать негативные эмоции при некорректной критике?

Ни один человек не может вызывать положительные эмоции у всех. Но он вполне способен научиться реагировать на критику таким образом, что она не будет негативно отражаться на его самооценке. Чтобы развить уверенность в себе, следует воспользоваться определенными рекомендациями. Например:

  • понять причину критики и мотивы критикующих. Если оппонент способен только к деструктивной критике, значит, он сам часто подвергался ей в детстве или юности, и теперь он просто ищет способ манипулировать другими и самоутверждаться за их счет;
  • постараться сделать вид, что язвительные замечания, обидные выводы  и прямые оскорбления не касаются критикуемого напрямую. Иными словами, научиться игнорировать их, и тогда они не будут больно ранить. Критический пыл оппонента поубавится, если не будет встречать ответной реакции;
  • использовать так называемые «закрытые фразы», не предполагающие дальнейшего развернутого ответа. К ним относятся: «такова жизнь», «что поделаешь — иначе не могло быть», и многие другие;
  • объяснить, как именно следует разговаривать с конкретным оппонентом. В случаях, если человек не дорожит мнением другого, следует поблагодарить его за «ценное» мнение и пообещать обратиться за советом, когда он действительно понадобится. Данный метод  — один из наиболее эффективных инструментов для предотвращения неуместной беседы и пресечения попыток нарушить личное пространство;
  • слушать критика спокойно и внимательно. Во многих случаях мешает субъективное восприятие конкретного человека или его собственная тревога из-за чужого мнения. Поэтому необходимо выслушать его и проанализировать возможные мотивы и цели;
  • защищать и отстаивать свою позицию, подчеркивая собственные положительные стороны, а также интересоваться позицией критикующего. Если он не в состоянии дать обоснованного ответа на конкретный вопрос или перечислить конкретные недостатки критикуемого, то это просто еще один способ унизить оппонента и понизить его самооценку.

Если критика конструктивна, а критикующий обладает достаточным авторитетом, то она может стать еще одним шагом к развитию личности. Оскорбительные замечания не будут конструктивны, поскольку они характеризуют критикующего не с лучшей стороны. В этом случае важно лишить его дополнительной «подпитки». При отсутствии конструктивной реакции критикуемый поймет, что высказанное негативное мнение не имеет никакой силы и основания, и самооценка при этом не пострадает.

Болезненная реакция на критику будет значительно меньше отражаться на самооценке в тех случаях, если человек уверен в собственных силах и достижениях, знает свои сильные и слабые стороны и способен адекватно оценить важность мнения критикующего и его мотивы. 

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 26.08.2018 17:30, обновлено 13.12.2019 13:35
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Психология общения: признаки лжи
Внимательное наблюдение за собеседником при личном общении позволит без труда определять, в какие моменты он проявляет неискренность и искажает факты.
Важность здоровья психики для общения людей
Как связаны особенности психики конкретного человека и его общение с другими людьми?
Общение с высокочувствительными людьми
Как строить общение с детьми и взрослыми, которые обладают высокой чувствительностью?
11 ​фраз, которых лучше избегать в общении с домохозяйкой
Чтобы не испортить отношения с женщиной-домохозяйкой, в общении с ней лучше избегать нескольких тем и фраз. Они могут обидеть ее и вызвать негативные эмоции.
Общения с какими людьми лучше избегать?
Как оградить себя от общения с неприятными людьми, расскажем на примере распространенных ситуаций.
Искусство самообладания: общение с публикой
Доклады, презентации, конференции – все это общение с публикой. Как сделать его результативным?