Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, всего один человек из миллиона подвергается риску причинения вреда во время авиаперелетов. А среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью, причинение вреда здоровью возможно у каждого трехсотого пассажира. MedAboutMe рассказывает, какие правовые аспекты помогают снижать эти риски, и какая возможна компенсация при нанесении ущерба пациенту в процессе оказания медицинской помощи.
Пациент имеет право…
Проблема безопасности пациента находится на стыке медицины, юриспруденции и этики и включается в более широкое понятие — безопасность медицинской деятельности. При этом пациент в правовом смысле определяется, как потребитель услуг, и его права обеспечиваются Законом РФ о защите прав потребителей: медицинский сервис должен быть безопасным для жизни, здоровья, имущества любого гражданина, и сами услуги не должны наносить вреда в процессе их предоставления.
В дополнение к данному Закону существует более 20 федеральных нормативных актов, в которых регламентируются правоотношения пациентов и субъектов оказания медицинской помощи. Примечательно, что с момента вступления в действие Закона о защите прав потребителей и дополняющих его актов до сегодняшнего дня количество жалоб, поданных пациентами, увеличилось в 40 000 раз, а гражданских исков в отношении медицинских учреждений — в 10 раз.
Особенно интересна структура претензий потребителей медицинских услуг. Если в начале XXI века в основном жалобы касались недостаточного лекарственного обеспечения пациентов, то в последнее десятилетие значительно возросло количество претензий в отношении качества медицинской помощи и нарушения прав пациента-потребителя.
Растет не только количество претензий, но и размеры возмещения за причинение вреда здоровью и за причиненный моральный ущерб. Специалисты отмечают учащение случаев принятия судом решений о компенсации морального ущерба даже при отсутствии вреда здоровью, а также в случаях, когда причинно-следственная связь между неблагоприятными последствиями лечения и действиями или бездействием медицинских служб не подтверждена. Причина — в дисбалансе юридической грамотности: медицинские работники и руководители учреждений здравоохранения недостаточно юридически «подкованы», а вот уровень правовой информированности пациента и его правовых представителей — медицинских юристов, общественных и профессиональных правозащитных организаций растет.
Для защиты своих прав здравоохранительные организации прибегают к опции включения юриста в штат, есть и вариант страхования специалиста от врачебной ошибки, позволяющий компенсировать расходы на возмещение нанесенного вреда (чаще всего к такому виду страхования прибегают стоматологические клиники и пластические хирурги). А вот защита прав пациента при необходимости организуется самим пострадавшим. Как «подстраховаться» перед обращением к специалистам на случай возможных ошибок в лечении?
Лайфхаки «платных» пациентов: что надо сделать до начала лечения?
Для начала необходимо точно узнать о своих правах. Пациенты в большинстве случаев считают, что бороться за свои права, особенно после подписания договора с частными клиниками и информированного соглашения на врачебные манипуляции с любой клиникой бессмысленно, они уже согласились на все. Так ли это?
Ни договор, ни завизированное пациентом информационное согласие не являются препятствием для оспаривания качества лечения, услуги или изготовленного изделия. Договор обеспечивает определенные права и обязанности правовых субъектов — пациента как потребителя и организации, и устанавливает сроки выполнения обязанностей. Информированное согласие — документ-гарант полученной пациентом информации о том, какова цель медицинской помощи, какие предполагаются методы лечения, вероятность возникновения рисков, предположения о результате и возможных последствиях.
Что можно оспаривать после подписания документов? На каких условиях можно прерывать договор, выявлять некачественно оказанные услуги, что происходит, если пациент после подписания информированного согласия не согласен с проведением медицинских манипуляций в процессе и постфактум? Ведь немало людей при обращении за медицинской помощью опасаются подписывать информированное согласие из-за фраз про ответственность, возможность аллергической реакции, вероятные риски лечения.
Прежде всего, необходимо разделять понятия. Информированное согласие пациента на медицинское вмешательство — совсем не препятствие для судебного иска. Перед подписанием стоит проверить документ на соответствие обязательной форме: в нем должны содержаться следующая информация:
- состояние пациента;
- вид предполагаемого медицинского вмешательства и альтернативные варианты;
- права и обязанности пациента.
Перед операцией, проводимой под общим обезболиванием, также подписывается согласие на анестезиологическое обеспечение, причем подписывать его стоит только после осмотра пациента анестезиологом, рассказа о виде применяемого для наркоза препарата, о поведении и самочувствии при введении в наркоз и выводе из него.
Но и полностью корректно составленные и подписанные документы о согласии пациента не будут помехой при возникновении претензий со стороны потребителя медицинской услуги.
Если документ, подтверждающий информированное согласие пациента, не был вовремя предоставлен клиникой на подписание, это не является поводом для возмещения ущерба при отсутствии вреда и при правильном курсе лечения. Подобные прецеденты влекут за собой только наложение административного штрафа на медицинскую организацию.
Договор с клиникой — случай более сложный, но только для тех, кто сомневается в своих правах. На основании Закона о правах потребителей пациент имеет право при обнаружении недостатков выполненных работ или оказанных услуг:
- на безвозмездное устранение недостатка;
- на соответствующее уменьшение цены работ и/или услуг;
- на изготовление другой вещи (чаще всего — импланта, протеза) из такого же материала и того же качества, как было описано в договоре. При этом изначальную вещь, не подошедшую пациенту, необходимо вернуть;
- обратиться к третьим лицам или исправить недостатки выполненных работ самостоятельно и потребовать возмещение расходов.
При этом удовлетворение требований пациента не освобождает медицинское учреждение от обязанностей выплатить неустойку, если весь процесс не был произведен в сроки, указанные в договоре. Если же устранение недостатков не укладывается в сроки договора, то его можно расторгнуть и потребовать полного возмещения убытков.
В некоторых клиниках стандартный договор предусматривает досудебный порядок урегулирования претензий пациентов. Стоит ли опасаться подобных формулировок?
Юристы советуют в любой ситуации, прежде всего, обращаться с официальной претензией к руководству клиники, не важно, частной или государственной. Досудебное урегулирование и удовлетворение претензий пациента — не менее эффективный, зато менее затратный и долговременный процесс, чем обращение с иском сразу в суд.
Если претензия руководству клиники не приносит ожидаемых результатов, остается надеяться на судебное решение.
Москвичка обратилась за медицинской помощью в стоматологию за услугой по изготовлению съемных протезов. Пациентка ответственно выполняла все рекомендации специалистов, своевременно посещала врача в назначенные сроки. В итоге изготовленные протезы, по мнению женщины, оказались непригодными для использования.
Ношение протезов не позволяло не только жевать пищу, но и разговаривать: при открытом рте изделия смещались и выпадали. Длительное ношение протезов вызывало болевые ощущения и спровоцировало воспаление в десне.
Пациентка пожаловалась лечащему врачу, затем написала претензию на имя руководителя клиники, однако и жалобы, и претензии были проигнорированы. Попытка досудебного урегулирования успеха не принесла.
Женщина направила иск в защиту прав потребителя в суд с требованием взыскания денег, потраченных на протезирование, и компенсацию морального ущерба. Материалы дела из суда были направлены к экспертам, которые подтвердили, что протезы не пригодны для использования. По итогам судебного решения все требования пациентки были удовлетворены.
Попытаться оспорить можно любой документ, подписанный ранее: и договор с клиникой, и план лечения. Однако основное правило пациента: всегда внимательно читать любые «бумажки» перед подписанием, до начала лечения.
Следует всегда читать любые документы перед подписанием и собирать всю сопутствующую оказанию медицинской помощи документацию.
Второе правило: собирать все бумажки. В процессе оказания услуг весь документооборот должен скапливаться в отдельной папочке: копии договоров, квитанций, результаты обследования, анализов, стороннее мнение других специалистов, предварительные обследования в иных учреждениях и т. п. Не стоит забывать, что письма по электронной почте также могут приниматься во внимание при рассмотрении претензий.
Перед согласием на оперативные вмешательства или любой курс терапии, вызывающий сомнение, а также в процессе лечения пациент имеет право обратиться за дополнительным мнением к стороннему специалисту. При этом совсем не обязательно иди к платному специалисту. Если изначально лечение проводится по месту жительства, можно обратиться к главному врачу (письменно!) с заявлением о просьбе привлечь врачей для анализа курса терапии и составления плана дальнейшего лечения. В случае отказа помогает обращение в организацию по защите прав пациентов с копией своей медицинской карты.
Правовыми актами также регулируются лицензирование медицинских учреждений и уровень квалификации специалистов, допускаемых к тем или иным направлениям терапии, процедурам и манипуляциям. Помимо правовых актов, есть и отраслевые нормативы.
Так, правилами ISAPS, Международного сообщества эстетических и пластических хирургов запрещено введение филлеров (препараты Рестилайн, Перлайн и др.) и инъекций ботулинсодержащих растворов (Ботокса и аналогов) медицинскими сестрами в любых учреждениях, включая салоны красоты. Подобные манипуляции должны проводить квалифицированные врачи.
Международное сообщество эстетических и пластических хирургов приводит статистику, собранную по результатам очных консультаций пациентов у врачей-пластических хирургов. Согласно данным, практически никто из пациентов не интересуется квалификацией хирургов и ее документальным подтверждением, основные обсуждаемые со специалистами вопросы: стоимость манипуляций и их влияние на внешность.
Совсем не вредным для здоровья будет поинтересоваться, кто и на основании каких документов будет проводить лечение, в особенности — если речь идет о частных клиниках.
Самые дорогостоящие и востребованные на сегодня отрасли медицины — стоматология и пластическая хирургия — являются и основными «поставщиками» медицинских юристов в коммерческих организациях. Что можно посоветовать будущим пациентам стоматолога и пластического хирурга?
Стоматологический «лайфхак» для пациента: перед обращением за услугами по протезированию или имплантации стоит сделать слепок челюстей в другой клинике.
Лайхак для пациентов пластических хирургов: обязательно требовать перед оперативным вмешательством проведение медицинского фотографирования в определенных стандартами проекциях для требуемых анатомических зон, это один из важнейших документов в юридическом обеспечении прав клиентов. По возможности такую фотосъемку стоит провести и в другой клинике.
Важно: любая публикация и демонстрация фотографий клиентов клиник пластической хирургии возможно только с согласия самих пациентов.
Лечение по ОМС: есть ли права у пациентов?
Чаще всего к общественным правозащитникам пациентов обращаются с жалобами на отсутствие препаратов из льготного списка, назначение неподходящих больному медикаментов и нарушение правил документооборота. Что делать в подобных ситуациях?
У нас аптека для «льготников» при поликлинике: все пациенты приходят с рецептами на бесплатные препараты. Иногда при накладках с поставками бывает так, что нужного препарата просто нет на складах фармкомпании. Что делать? Для начала — не ругаться на провизоров, мы стараемся заранее обеспечивать запас лекарств и поименно знаем всех «проблемных» пациентов, которым нужны редкие препараты, и сроки, когда им нужна новая пачка.
Чаще всего при отсутствии препарата мы помогаем пациенту обратиться к врачу за заменой одного лекарства на его аналог. В некоторых случаях такое невозможно: кто-то плохо переносит аналоги, кому-то не помогает другой состав. Тогда больному надо написать заявление на имя главврача поликлиники (не в аптеку) с просьбой о предоставлении именно указанного в назначении медикамента, при этом лечащий врач или сторонний эксперт должны письменно подтвердить потребность пациента в данном препарате и невозможность замены.
У нас не было случаев отказа при предоставлении документов, но были ситуации, когда препаратов действительно на складе нет, а лечиться нужно уже сегодня. Тогда пациент покупал в любой другой аптеке необходимое лекарство и через суд возвращал деньги. Но так стоит действовать только, если есть уверенность в экспертном мнении о невозможности замены препарата, иначе деньги не вернутся. И лучше всего заранее при приобретении редких препаратов сообщать провизору, когда потребуется новая упаковка.
Какие первые шаги должны быть сделаны при несогласии пациента с ходом или результатом терапии? Схема одинакова как для пациентов, обслуживаемых по ОМС, так и для клиентов коммерческих клиник.
При наличии претензий к качеству оказываемых медицинских услуг пациенту нужно определиться с их характером и обоснованностью. Учитывая характер взаимоотношений (пациент-врач специалист), требовать все, что придет в голову не получиться. Претензии должны быть конкретными и обоснованными. Для объективности первое, что я рекомендую своим клиентам, это:
- сбор всех письменных доказательств (договора, кассовые чеки, рентгенограммы, переписка, в том числе по электронной почте);
- если речь идет о стоматологических услугах, я рекомендую в любой стоматологической клинике перед лечением сделать гипсовые модели челюстей с обязательным занесением этой манипуляции в медицинскую карту;
- во избежание заполнения медицинской карты «задним числом», руководствуясь ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», получить в клинике заверенную копию медицинской карты;
- обратиться к другому специалисту или нескольким специалистам необходимой специализации для составления объективного мнения.
В случае подтверждения некачественно оказанных услуг необходимо переходить к составлению претензии. Претензия составляется в письменной форме. При ее составлении необходимо руководствуется Законом РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В ней должны быть указаны недостатки оказания услуги и требования по ее устранению.
Претензия составляется в свободной форме, в двух экземплярах. Один подается в клинику. Второй экземпляр остается у клиента. На нем необходимо поставить отметку о ее получении, с указанием даты ее получения и печатью клиники. В течение 10 дней клиника должна принять решение по претензии. В случае отказа в удовлетворении претензии, подается исковое заявление в суд.
Претензию лучше всего приносить лично в любую клинику. При невозможности дойти до регистратуры или отказе в приеме документа, при закрытых дверях учреждения претензия отправляется письмом с уведомлением о вручении.
Юридическая грамотность пациента помогает бороться за свои права. Так, например, немало больных алкоголизмом решаются на лечение не в государственных стационарах, а в частных клиниках из-за боязни постановки на наркологический учет. При этом подобные действия с точки зрения юрисдикции уже не правомерны.
Постановка пациентов на наркологический учет регулируется совместным приказом МВД и Минздрава СССР № 402/109 от 1988 года, Приказом Минздрава СССР №704 от 1988 года и Приказом Минздрава РФ №420 от 2001 г.
Приказ МВД официально более не имеет правовой силы после отказа от него министерства внутренних дел, при этом постановка на учет производится именно с учетом совместного приказа МВД и Минздрава, так как иного нормативного акта для регуляции данных вопросов, создано не было. Подобные юридические тонкости позволяют помогать пациентам, прошедшим лечение в наркологических стационарах, не становиться на принудительный учет или оспаривать подобную регистрацию через судебные иски.
Как говорил Шопенгауэр, «здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что, поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». Борьба за свои права может быть затратным процессом: и во времени, и в финансах. Оспорить юридически можно все: неправильную тактику ведения беременности и родов, обоснованность «сопутствующих» основному лечению побочных эффектов. Можно и нужно обращаться с претензиями при нанесении вреда здоровью, несоблюдении правил медицинского обслуживания, нарушении прав пациента как потребителя услуг. Это улучшает не только ситуацию со здоровьем или сервисом в каждом отдельном случае, но и привлекает внимание вышестоящих организаций к учреждениям, вызывающим нарекания у пациентов.
Однако стоит помнить, что свои претензии и права надо уметь защитить: они должны быть обоснованными не только личными ощущениями, но и документально. А лучше всего — заранее пользоваться «лайфхаками» и не допускать ситуаций, в которых права могут быть нарушены.