Художественное воспитание подростков включает в себя не только классические произведения, но и лучшие образцы кинематографа и популярной музыки. Сегодня визуальный контент оказывает серьезное влияние на сознание молодежи, даже большее, чем классическая литература. Многие педагоги даже высказываются за изменение школьной программы по литературе, считая, что произведения Л.Толстого или Ф.Достоевского непонятны и неинтересны современным подросткам. Начиная со второй половины 20 века кинематограф занимает в сознании людей гораздо больше места, чем литература. И многие молодые люди находят в героях фильмов и сериалов близкие по духу типажи.
Роль искусства и литературы в воспитании подростков
Русская и зарубежная художественная литература помогает подросткам не только получить представление о том, как жили люди в прошлом, но и найти правильное решение нравственных вопросов. Во многих из них подростки встречают характеры, которые не утратили актуальность и сегодня. Огромный интерес представляют для молодежи и новые формы подачи информации — экранизации, театральные постановки и даже комиксы.
Многие школьники посещают театр вместе с классным руководителем или учителем литературы. Репертуар театров самый разнообразный — от классических постановок до необычных трактовок классики или пьесах о современниках. Так подростки учатся сравнивать различные виды искусства между собой. Фильм может отличаться от книги, поскольку литература — более подробная разновидность художественного творчества, а кино ограничивается визуальным рядом, способным вместить далеко не все сюжетные линии и авторские отступления.
Но самыми интересными для старшеклассников всегда были фильмы о жизни подростков, живущих в одно время с ними. «Культовыми» для советской и российской молодежи 1960-х были фильмы «Доживем до понедельника» или «Неуловимые мстители», в 1980-х — кинокартины о представителях молодежных субкультур, в 2000-х — приключения и фэнтези.
Художественное творчество: лучшие фильмы о жизни подростков
В 1990-х годах страна переживала тяжелый кризис, затронувший все сферы жизни, включая кинематограф. Из-за отсутствия средств снималось мало фильмов, система кинопроката была разрушена. Поэтому на телеэкранах молодые люди наблюдали жизнь подростков из США, Европы и Латинской Америки.
Сегодня появилось новое поколение режиссеров, творчество которых затрагивает острые молодежные проблемы — отношения с противоположным полом, учителями, родителями, поиск своего места в мире. Сегодняшние юноши и девушки с интересом смотрят и старые фильмы, проблематика которых не теряет актуальности.
Например, сага английской писательницы Джоан Роулинг о юном волшебнике Гарри Поттере вернула привычку к чтению даже тем детям, которые раньше не любили читать. Эта книга и фильм не только о магии и волшебстве, но и о настоящей дружбе, любви и необходимости нравственного выбора.
Жизнь подростков будущего можно увидеть в эпопее «Голодные игры» (2012). В ней рассказывается о юношах и девушках, участвующих в жестоком телевизионном шоу, которое транслируется на весь мир. Эпопея включает в себя 4 картины.
«Все умрут, а я останусь» (2008). Как и другие фильмы Валерии Гай Германики, эта картина шокирует своей документальностью не только молодежь, но и взрослых. В его героях четко угадываются черты одноклассников, друзей и знакомых современного российского подростка. Несмотря на спорные моменты, творчество режиссера пользуется популярностью среди молодежи.
«Географ пропил глобус» (2013). Экранизация книги российского писателя А. Иванова, рассказывающей о провинциальном учителе географии, сумевшем найти общий язык с непростым школьным классом. Взрослую аудиторию привлекает герой К.Хабенского, воплотивший в себе черты российского интеллигента, переживающего кризис среднего возраста и хорошо знакомого по кинематографу 1970-х-1980-х или классической литературе 19 века. А юноши и девушки узнают в фильме похожих на них ребят.
«Общество мертвых поэтов» (1989). Ставшая классикой картина с участием Робина Уильямса, одного из лучших драматических актеров США. Фильм рассказывает об учителе литературы, позволяющем по-новому взглянуть на традиционный подход к обучению и сумевшем пробудить в учениках интерес к поэзии.
Фильмы о молодежи отличаются, прежде всего, яркой зрелищностью и увлекательным сюжетом. Но вместе с тем, многие из них затрагивают и нравственные проблемы молодого поколения.
Какими должны быть художественные произведения о жизни подростков?
Сегодня многие педагоги считают, что школьная программа по литературе устарела, и некоторые произведения должны быть заменены на более интересные для юной аудитории. Например, подробное повествование, обилие сложносочиненных предложений и далекое время действия не делает «Войну и мир» Л.Толстого привлекательной для школьников. А многие произведения Достоевского затрагивают проблематику 30-летних, а не 14-летних. Поэтому сегодня существует много противников определенных произведений русской классики.
К сожалению, обилие визуального контента, окружающего современного ребёнка с самого раннего возраста, формирует так называемое «клиповое» мышление — неспособность удерживать внимание в течение длительного времени и отсутствие привычки в вдумчивому просмотру и чтению. Поэтому литература прошлых веков кажется современным школьникам скучной и «медленной», как и старые фильмы.
Несмотря на кажущуюся устаревшей проблематику классической литература или кино, она дает людям представление о поведении конкретных людей в конкретную историческую эпоху. Но произведения русских и зарубежных классиков — все-таки, не учебник истории, и многие характеры и типажи можно легко представить и сегодня. Не случайно большой популярностью пользуются сюжеты классических произведений, перенесенные на современную почву, главным образом, в кино.
Хорошим дополнением к школьной программе может стать экранизация классического литературного произведения. А новые фильмы о современных школьниках и их проблемах могут так же находить отклик в сердцах юной и взрослой аудитории и быть важной частью художественного воспитания молодежи.