Организм ребёнка — это единая система, где все процессы продиктованы общей закономерностью. Психическое и физическое развитие ребёнка взаимосвязаны, особенно в раннем возрасте, когда малыш только открывает для себя этот мир во всем его разнообразии, и каждый освоенный навык является прорывом, открывающим новые возможности.
Развитие ребёнка можно стимулировать
Когда малыш только появляется на свет, его мышцы еще довольно слабы. Это естественно — ведь все 9 месяцев развития ребёнок был надежно защищен от любого внешнего воздействия плодными оболочками, а околоплодные воды гасили любые импульсы, поступающие извне. Малыш находился в состоянии абсолютного покоя, и с первым серьезным давлением мышцы крохи столкнулись только во время родом — не самый богатый опыт.
После того, как кроха появился на свет, его мышечная система начинает стремительно развиваться. Но родители могут заметить первые признаки этого далеко не сразу. В самые первые дни малыш двигается мало — он учится только фокусировать взгляд на предмете. Потом постепенно он научится различать расстояния между предметами, поворачивать голову на свет и звук, тянуться рукой в направлении яркой игрушки или мобиля, подвешенного к кроватке. Казалось бы, это самые примитивные движения, однако именно они означают, что развитие ребёнка идет нормально. Не зря у каждого педиатра есть в кабинете погремушки, а о том, когда малыш начал держать головку и хватать игрушку, будет записано в его медицинскую карту — это важный показатель.
Родители могут помочь
Пока мышечная система крохи крепнет и готовится к сложным движениям — манипуляциям с предметами передвижению в пространстве, — родители могут стимулировать ребёнка легким массажем. Мышцы карапуза еще очень нежны, любое воздействие на них будет достаточно сильным, потому массажные движения должны быть осторожными. Это не лечебная процедура, и обычно дети не возражают против таких упражнений.
Сначала можно закрепить навыки, которые пока продиктованы рефлексами. От рождения дети инстинктивно совершают некоторые движения, оказавшись в подходящем положении, но спустя несколько месяцев эти рефлексы угасают. Так, если поднять кроху 2-3 месяцев под мышки, еле-еле коснуться его ножками поверхности пола и повести вперед — малыш должен сделать движения ногами, как будто он идет. Если провести двумя пальцами вдоль позвоночника, когда ребёнок лежит на боку, он прогнет спинку. Если положить кроху на животик, он рефлекторно будет пытаться поднимать голову и поворачивать ее в сторону. А если при этом приложить ладони к пяточкам, родители почувствуют мышечное усилие, будто кроха пытается оттолкнуться. Все эти действия не являются осознанными движениями, но они готовят мышцы к работе, учат позвоночник правильно реагировать на воздействие. Этот комплекс упражнений займет всего несколько минут, если он будет заканчиваться поглаживаниями и объятиями, то само понятие двигательной активности зафиксируется как позитивное в сознании малыша. А это значит, что развитию ребёнка не будет преград.
Ползи, малыш
Ползание — очень важный этап. Он одновременно открывает и самостоятельное перемещение, и дает мощный толчок для психического развития ребёнка. Ведь теперь малыш сам может выбирать направление движения, регулировать скорость своего передвижения, рассчитывать расстояние до нужного предмета, учиться строить маршрут и избегать углов. Это большая работа не только для мышц, но и для центральной нервной системы. К сожалению, многие дети минуют этап ползания, переходя из сидячего положения сразу к ходьбе. Это крайне нежелательно, и у современных врачей есть статистика, согласно которой не ползавшие дети в будущем могут иметь проблемы с обучением.
Чтобы помочь ребёнку открыть в свое время мир ползания, родители уже с возраста 3 месяцев могут готовить кроху к этому процессу. Нужно мягко стимулировать развитие мышц карапуза в правильном направлении. Когда малыш бодрствует лежа на животике, не надо подкладывать игрушки сразу ему под руки — пусть они лежат в небольшом отдалении. Ребёнок потянется к ним ручками, напряжет мышцы ног, пальцы на ногах. Заработают те самые мышцы и связки, которые в будущем будут задействованы при ползании. Так малыш постепенно привыкнет к тому, что их нужно напрягать, чтобы получить вещь, которая находится в стороне. Также для ползания ребёнок должен уметь сохранять равновесие. Развитие ребёнка в области ориентирования в пространстве можно с помощью таких простых упражнений, как раскачивание из стороны в сторону на руках у родителей, или подпрыгивание у них на коленях. Эта игра обычно вызывает восторг у младенца, но также это полезный навык для будущего ползания — ощущать свое перемещение в комнате.
Дети делают первые шаги
С первыми шагами ребёнка связано множество мифов и предубеждений. Почему-то многие родители считают, что чем раньше началось самостоятельное хождение, тем лучше идет развитие ребёнка. В итоге кроху активно подгоняют, ставят на ножки, когда он к этому совсем не готов, а ведь это может привести не только к торможению развития, но и серьезным проблемам со здоровьем. Ходить каждый ребёнок начать должен в свое время, и время это придет, когда созреет опорно-двигательный аппарат, а также психологически малыш будет готов. Воздействовать на развитие мышц у здорового ребёнка в этом возрасте не имеет смысла, а вот поддержать морально — это родители сделать могут, и это очень важно для крохи.
Сейчас нужно закрепить в его сознании позитивные впечатления, связанные именно с хождением. А значит, ни в коем случае нельзя ругать кроху, если он снова и снова отказывается куда-то идти, предпочитая привычное ползание. Малыш делает это не от лени — ему и вправду трудно. Физиологическое развитие ребёнка пока не является оптимальным для хождения — пропорции тела еще не совершенны, голова слишком большая, а ноги коротковаты. Этим обуславливается некая неуклюжесть ребёнка, преодолеть которую можно только приложив усилия. Родители должны отмечать все успехи малыша. Он прошел самостоятельно несколько шагов, но потом опять сел? Это повод для восторга и поощрения. Он раздумывает, пройти ли вдоль стены, держась за нее рукой? Нужно позвать его к себе с улыбкой — протяни ко мне ручки, так веселее. Постепенно малыш почувствует себя уверенно, он усвоит твердо, что ходить он может, а со временем уйдет и неуклюжесть, и ходить станет просто.