Правильное питание ребёнка — самый важный фактор, влияющий на здоровье и развитие крохи в первый год его жизни. От того, насколько сбалансированной будет диета малыша, зависят его силы для игр и роста, укрепление иммунной системы. Этот вопрос было легко решить, пока младенец довольствовался только материнским молоком или адаптированной смесью. Но по достижении возраста 6 месяцев одного молока становится мало, организму нужно больше витаминов и микроэлементов, а значит настало время знакомиться с иными продуктами. Введение их в рацион ребёнка называется прикормом.
Педиатр или педагог?
Еще совсем недавно процессом введения прикорма руководил педиатр, наблюдающий ребёнка. Существует несколько официально одобренных схем, предписывающих порядок появления тех или иных продуктов в рационе питания ребёнка. Родители вместе с врачом выбирали схему, соответствующую особенностям развития ребёнка, и постепенно в течение полугода знакомили малыша практически со всеми продуктами взрослого стола, измельченными в пюре. Так как оценивал результаты врач-педиатр, то организованное подобным образом питание ребёнка принято называть педиатрическим прикормом. Но современные мамы все чаще выбирают иной способ — педагогический прикорм. Что же это такое?
Малыш и педагогическое питание
На самом деле этот якобы новый способ наоборот довольно древний. Человечество пришло к нему естественным путем, родители младенцев практиковали его сто, двести и тысячу лет назад. Слово «педагогический» в названии подразумевает ведущую обучающую роль родителя. Питание ребёнка с самых первых моментов знакомства с твердой пищей — это не специально выделенный процесс, где есть мама, которая кормит малыша специально приготовленной для него пищей особой консистенции, а сам малыш выбирает ля себя еду из самых обычных блюд на нашем столе, и ест он прямо из маминой тарелки.
Процесс введения прикорма происходит примерно так. Мама, а лучше вся семья сразу, садится за стол, малыш сидит у нее на коленях. Мама начинает есть — и в самые первые дни можно больше вообще ничего не делать, просто дать крохе самостоятельно изучить процесс принятия новой для него пищи. Это главный момент в педагогическом прикорме — ребёнок сам должен проявить пищевой интерес. Это не задача родителей накормить его, это его решение, что сейчас он готов попробовать что-то новое. Как только малыш начнет тянуть ручки к тарелке — процесс пошел! Дальше мама может предложить крохе еду на краешке своей тарелки в виде микродозы — порции самой обычной еды (салата, котлеты, может даже супа) в объёме, не превышающем рисовое зернышко. Таким количеством твердой пищи кроха не сможет подавиться, но ему хватит, чтобы распробовать вкус и изучить консистенцию. В случае, если малышу понравится предложенное ему питание, на следующий день можно повторить процедуру, постепенно увеличивая количество микродоз.
Диета при педагогическом прикорме
Детское питание подобного рода может сначала озадачить родителей — как же так, разве может такой кроха самостоятельно контролировать свою еду? А вдруг он съест что-то не то, вдруг в рот попадет что-то вредное? Вообще, разве взрослая еда подходит детям до года? Ответ на эти вопросы кроется в истории возникновения педагогического прикорма. Подумайте, разве в деревенских семьях много сотен лет назад родители готовили специальную еду для своих детей? Разве их кормили отдельно с ложечки? Нет, малыш начинал есть за общим столом с родителями, поражая их движениями и выбирая для себя ту пищу, с которой мог справиться. Именно таким образом человечество благополучно жило и развивалось в течение всей своей истории существования. А значит, современным детям в мире гигиены и улучшенных санитарных условий тем более ничего не угрожает.
Однако надо понимать, что выбирая педагогический прикорм для своего малыша, вы всей семьей должны будете включиться в этот процесс и в первую очередь выбрать для себя диету здорового образа жизни. В этом заключен главный смысл — вы должны будете учить ребёнка есть, подражая вам — если вы сами не выберете правильное питание, то чему же вы сможете научить малыша? При этом не стоит думать, что теперь из-за ребёнка всей семье придется начать жевать пресную безвкусную пищу. Это распространенное заблуждение.
Правильное питание на самом деле имеет очень мало ограничений. В основном, они касаются чрезмерностей. Слишком соленые, острые, или экзотические продукты в самом деле лучше не принимать за общим столом, когда вы едите вместе с малышом. По понятным причинам, в еде не должен присутствовать алкоголь или блюда, вызывающие аллергию у каких-то членов семьи. А сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба традиционных видов, приготовленные без экзотических особенностей, сладости и десерты прекрасно подходят для педагогического прикорма.
Родители, правила для вас
На первый взгляд может показаться, что никаких правил в педагогическом прикорме нет — питание организовано хаотично, раз им управляет малыш нескольких месяцев от роду. На самом деле, это не так. Питание ребёнка, основанное на педагогическом принципе, должно подчиняться вполне четким принципам, нарушать которые крайне не рекомендуется. Их не так много, но они непреложны.
Не спешить! Ни с чем и никогда. Педагогический прикорм — питание, основанное на зрелости и готовности к процессу всех его участников, значит нужно дать созреть. Не нужно спешить с предложением первых микродоз — если у малыша еще не появился первый зуб, с введением прикорма любого рода ему вообще пока лучше подождать. Не торопитесь увеличить количество микродоз, если кроха не требует этого активно или неоднозначно отреагировал на предыдущий опыт. Не торопитесь снова и снова приобщать ребёнка к принятию пищи, если он не проявляет пищевого интереса и вообще не желает пока никакой другой пищи, кроме материнского молока или молочной смеси. Если первое питание по какой-то причине запечатлится как негативное в памяти малыша, это может быть чревато в будущем расстройствами в пищевом поведении. Медленно, но верно — ваш главный принцип.
Прием пищи — только за столом! Это только кажется, что все равно, где вы устроитесь с тарелкой — может и на диване, может, рядом с малышом, когда он сидит в своем специальном стульчике. Для детей столь юного возраста ритуал имеет оно из самых важных значений — именно таким образом малыш, не владеющий речью, учится понимать, какие процессы сейчас будут с ним происходить, и как ему при этом лучше себя вести. Если вы надежно закрепите в его памяти, что усаживание за обеденный стол — сигнал к началу приема пищи, ребёнку будет проще привыкнуть правильно воспринимать процесс питания.
Хулиганству — нет! Нельзя позволять крохе хватать куски из вашей тарелки. Помните, ваша задача научить его культуре принятия пищи, а не только заставить проглотить продукты любым способом. Малыш решает, когда он хочет взять пищу, но именно вы учите его делать правильно. Это к тому же вопрос безопасности: сам ребёнок может схватить слишком большой кусок, превышающий размер микродозы и подавиться им или просто испугаться слишком насыщенного вкуса, к которому он пока не готов.
Главный продукт — это молоко. Не пытайтесь полностью заменить кормления молоком или молочной смесью, даже если введение педагогического прикорма идет весьма успешно и малыш уже освоил приличное количество микродоз. Помните, в возрасте до года питание малыша состоит главным образом именно из молока, с остальными продуктами кроха только знакомится. Нежному детскому желудку необходимо постепенно адаптироваться к новому способу питания, перестроить работу желудочно-кишечного тракта. Дайте ему для этого время.