Одни из самых ярких воспоминаний и для малыша, и для его родителей о детском садике — это, конечно, утренники. Маленькие праздники, в которые вложено столько эмоций, детских переживаний, труда воспитателя и музыкального работника — они могут стать яркими моментами семейной истории, а могут — источником стресса и печалей. Что же за страсти кипят вокруг детских утренников?
Зачем утренник воспитателю?
Кто и зачем вообще придумал утренники? Первоначально, конечно, идея задумывалась как праздник для ребят. Наступает какое-либо знаковое событие — Праздник Осени, Новый год, 8 марта (он же праздник Весны) — это повод устроить угощение, а также блеснуть талантами, кто на что способен. Так было раньше, но современные утренники уже давно перестали быть просто поводом повеселиться. Теперь это скорее показательный смотр работы, проделанной педагогом за учебный период.
К утреннику начинаются готовиться заранее. Как минимум за три недели воспитатель распределит роли, а музыкальный работник определит сценарий и номера, в которых будут задействованы дети. Каждый малыш, как правило, занимает то место, на котором лучше всего может реализовать свои возможности. Тот, у кого лучше с дикцией, прочитает стихотворение, тот, у кого лучше память, получит роль со словами, наиболее ритмичные будут задействованы в дополнительном танце.
Почему обидно родителям
Именно здесь обычно возникает главная причина недовольства родителей. Они знают, что малыш долго готовился к событию, ждут выступления любимого чада на сцене, а он только вышел вместе со всеми в общем хороводе, стишок деду Морозу не рассказал, загадки осени не отгадывал. «Ребёнку испортили праздник, что за отбор любимчиков, мы тоже приходи смотреть на своих детей, а не на чужих» — возмущаются родители. «Но я же не могу раздать главные роли абсолютно всем,» — резонно отвечает воспитатель. Так возникает конфликт вокруг одного из самых позитивных событий в детсадовской жизни. И однозначно правой или виноватой в такой ситуации редко бывает какая-то одна сторона.
Эмоции родителей вполне понятны, но все же им стоит справиться с естественным разочарованием и попробовать объективно взглянуть на ситуацию. Утверждение, что утренник устраивается в первую очередь для самого ребёнка — совершенно верное. И для ребёнка — это вовсе не всегда означает «для удовлетворения интереса его родителей». Мама с папой могут не понимать иногда, как может малыш не хотеть рассказывать этот несчастный стишок сказочному персонажу, например, потому что не очень твердо его выучил и стесняется. А такое случается не так уж редко, далеко не все дети в дошкольном возрасте обладают хорошей памятью и любят учить стихи, даже ради выступления на празднике.
Навстречу чувствам ребёнка
Другая распространенная ситуация — малыш вообще не хочет выступать. Возможно, он бы хорошо справился, но у него нет желания участвовать во всеобщем веселье. Причин тому может быть множество — от индивидуальных склонностей ребёнка до конфликта с воспитателем или с кем-то из детей группы. А если малыш еще только недавно посещает детский сад, он может просто слишком скучать по родителям, и лучшим праздником для него будет — пообщаться с ними, а не изображать что-то на сцене. Такая картина довольно типична для ясельных групп, которые посещают еще совсем маленькие дети. Воспитатель с большим трудом даже смог организовать малышей для совместного танца, но большинство участников предстоящего действия с самого порога с плачем бегут к маме с папой и весь праздник не слезают с рук.
В этой ситуации и родителям, и воспитателю лучше проявить гибкость — не стоит превращать утренник в хор рыдающих голосов. Конечно, маме с папой очень хотелось посмотреть на выступление их чада, а воспитателю важно было продемонстрировать практическое проявление своих педагогических способностей. Но стоит ли добиваться этих целей ценой дискомфорта главного участника праздника? Возможно, именно понимание родителей и педагога дадут малышу возможность почувствовать себя защищенным и уверенным, и в следующий раз ему будет проще раскрыть свои таланты.
Утренник и развитие ребёнка
Кстати — о талантах. Это еще один момент, на который родителям стоит обратить внимание: если воспитатель доверяет ребёнку то или иное место на утреннике, то как правило это происходит потому, что педагог лучше знает, с какой стороны кроха наиболее успешно сможет продемонстрировать свои умения. Родители могут возразить — как кто-то лучше них может ориентироваться в склонностях их малыша? Однако приходится признать этот факт: не мама с папой, а именно педагог смотрит, как ребёнок участвует в подготовке к утреннику, как они ориентируется в сценарии праздника, насколько он готов сотрудничать в таком формате. Родителей просто нет в это время рядом, они не наблюдают ситуацию в контексте.
Развитие ребёнка индивидуально в каждом конкретном случае. Кто-то любит стихи, но ему сложно их заучивать. Кто-то говорит лучше всей группы, но стесняется выступать. У кого-то красивый голос, а кто-то рвется во все номера и готов выучить сколько угодно движений. Родителям стоит сотрудничать с воспитателем в том вопросе: пусть педагог сориентирует маму с папой, к чему именно готов их ребёнок, а те в свою очередь поделятся своими соображениями. Если крохе очень важно рассказать стихотворение на утреннике, он может начать учить его заранее, родственники с удовольствием помогут ему.
Если малыш заболел
Дошкольный возраст — время, когда дети часто болеют. К сожалению, этот факт можно только признать, и неважно, посещает ли при этом малыш детский сад или нет. А в детском коллективе, разумеется заражаемость будет выше. И в большинстве случаев болезнь случается не вовремя, ломает планы, разрушает ожидания. Как поступить, если малыш долго готовился к утреннику, но заболел за несколько дней до праздника? Неужели все старания пропадут впустую?
Некоторые родители принимают решение подавить симптомы и все же привести ребёнка на праздник — ведь это практически только полчаса времени, зато сколько эмоций! На самом деле, разумеется, это в корне неправильное решение. Оно не только некорректно по отношению к другим детям, иск заражения для которых повышается в разы. Но так ставится под угрозу здоровье самого малыша. Если организм еще не справился с болезнью, то он станет легкой добычей для любых болезнетворных агентов, а их на утреннике и по дороге к нему будет предостаточно. Ребёнок вместе с радостными эмоциями рискует получить серьезные осложнения, компенсировать которые потом придется много недель. Не стоит так рисковать — утренников впереди будет еще много.