6 августа — Международный день «Врачи мира за мир». В преддверии этого замечательного праздника MedAboutMe рассказывает о подвигах врачей современности, совершенных ими ради спасения жизней.
Немного истории
6 августа 1945 года над японской мирной Хиросимой взорвалась ядерная бомба, в одно мгновение убившая более двухсот тысяч жителей. Жертвы облучения продолжают умирать до сих пор, их количество исчисляется десятками тысяч.
В 1980 году во Франции от всемирно известной благотворительной организации «Врачи без границ» отделилась родственная по духу группа — «Врачи мира против ядерной угрозы». Именно они и предложили учредить день, когда врачи выступают за мир на всей планете. В качестве даты был выбран день ядерной бомбардировки Хиросимы.
Медицина спасает жизни не для того, чтобы спасенные были перемолоты в мясорубке военных действий, чтобы они сгорели в ядерном аду или стали жертвами гуманитарной катастрофы. Каждый день врачи мира самоотверженно сражаются с последствиями стихийных бедствий, с эпидемиями и смертельными болезнями — ради жизни на Земле.
Когда говорят о подвигах врачей, чаще всего вспоминается работа на фронтах Великой отечественной войны, когда даже молоденькие девочки-санинструкторы спасали жизни солдат, вынося их на себе с поля боя, под огнем, а порой попутно еще и отстреливаясь.
Но и в мирное время врачи всего мира совершали и совершают самоотверженные поступки.
Добраться до сердца: Вернер Форсман
В начале ХХ века считалось, что любое инородное тело в живом сердце заставит его остановиться и приведет человека к смерти. Но врачи продолжали работать над новыми методами лечения, включая возможность проникновения в сердце с помощью инструментов.
Чтобы доказать возможность катетеризации сердца, немецкий врач Вернер Форсман испытал предложенный им метод на собственном теле: через надрез на локтевой вене ввел тонкий катетер в собственное сердце.
Первый опыт оказался неудачным, так как ассистент Форсмана отказался продолжать манипуляции с катетером, боясь убить врача. Вторую попытку Форсман предпринял самостоятельно: без наркоза и помощников врач ввел в кровеносный сосуд тонкую трубку катетера на 65 см, сам включил рентген и сделанным снимком подтвердил свой успех — введение катетера в живое сердце без летальных последствий.
За разработку метода Вернер Форсман был удостоен в 1957 году Нобелевской премии по медицине, вместе с американскими коллегами Ричардсом и Корнаном.
Сам себе подопытный: Владимир Знаменский
На Дальнем Востоке время от времени вспыхивали очаги болезни, которую принимали то за пищевую инфекцию, то за болезнь Боткина, то за проявления серозного менингита или острый аппендицит. Заболевание нередко давало серьезные осложнения, больные порой умирали. Внезапные эпидемии в короткое время охватывали сотни людей, и незнание причин развития болезни не давало возможности проведения профилактических мероприятий, быстро и правильно диагностировать заболевание и успешно его лечить. Со временем сформировалось условное название для непонятной болезни: дальневосточная скарлатиноподобная лихорадка (ДСЛ).
Военно-морской врач Владимир Знаменский решил во что бы то ни стало определить возбудителя или причину болезни. В результате длительной и напряженной работы удалось выделить бактерию, сходную с возбудителями чумы: псевдотуберкулезную палочку. Инфекцию переносили грызуны. Но роль обнаруженного микроба в развитии болезни необходимо было доказать. И Знаменский решает поставить опыт на себе.
3 января 1966 года в Ленинграде врач выпил содержимое ампулы с возбудителем. Через день — еще порцию, так как никаких признаков заболевания не появлялось. 8 января — еще доза. И через несколько часов стали проявляться симптомы ДСЛ: поднялась температура, появились тошнота и сильный озноб, головная боль и ломота в теле.
Но пока не были проведены все необходимые исследования, Знаменский не позволял начать лечение. Врачи Военно-Морской академии приступили к лечению только тогда, когда состояние больного стало критическим. Около месяца пришлось восстанавливать здоровье самоотверженного экспериментатора, но цель опасного опыта была достигнута.
Кстати, в дальнейшем Знаменский создал замечательный медицинский препарат, входящий в состав многих домашних аптечек: сорбент «Энтеросгель», помогающий при отравлениях и кишечных расстройствах.
Проверено на себе: Кевин Уорвик
В XXI веке врачи, как правило, уже не ставят экспериментов на себе, но исключения все-таки встречаются.
Развитие технологий открывает новые пути для медицины, в частности, в сфере реабилитации больных с ограниченными возможностями. Соединение электронных устройств с живой нервной системой сулит большие перспективы, но может нести в себе существенные риски.
В 2002 году Кевин Уорвик, профессор университета, решил, что если и можно подвергать опасности чью-то нервную систему, то лучше свою собственную. И пошел на рискованный шаг: вживил в один из нервных стволов сложный чип со множеством электродов.
По словам Уорвика, вначале боль была такой, словно его приговорили к электрическому стулу и привели приговор в исполнение. Но уже через пару недель вживленный чип помогал профессору управляться с инвалидной коляской одной лишь «силой мысли». О том, как это важно для тех больных, кто лишен возможности двигать хотя бы пальцем и в силу этого прикован к постели, можно не говорить.
Подключение чипа к интернету и миниатюрному локатору позволили Уорвику передвигаться без помощи зрения, при этом верно определяя расстояние до предметов и препятствий, а также управлять манипулятором на расстоянии.
Может показаться, что никакого подвига в действиях Уорвика не было. Но попробуйте представить, что своей нервной системой нужно рискнуть вам, а результат непредсказуем?
В лапы террористов: Леонид Рошаль
Леонид Михайлович Рошаль, детский врач, хирург и общественный деятель сделал для людей очень многое. Не даром носит он солнечное звание «Детский доктор мира».
В 1988 году Рошаль спасал детей после катастрофического землетрясения в армянском Спитаке, через 10 лет, в 1998 году — помогал спасать маленьких жертв землетрясений из Афганистана, Японии и Египта, затем — Турции и Индии. Помогал детям, пострадавшим во время военных действий в Ираке, Чечне и Югославии.
Когда в 2002 году террористы захватили в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве на Дубровке, Леонид Рошаль дважды входил в здание для переговоров с террористами. Благодаря его усилиям заложникам была доставлена вода и лекарства. Рошаль помог освободить 8 детей.
В 2004 году Леонид Михайлович принимал участие в переговорах с бесланскими террористами, захватившими школу №1.
Отношение Рошаля к войнам и вооруженным конфликтам всегда однозначно и непримиримо: он всегда резко высказывался против войны в Чечне, а сегодня активно выступает за прекращение огня в соседней Украине.
Борьба с атипичной пневмонией: Карло Урбани
Весной 2003 года мир всколыхнули пугающие новости о том, что в странах Юго-Восточной Азии появилась новая болезнь, названная атипичной пневмонией.
Карло Урбани возглавлял итальянское отделение «Врачей без границ» в Ханое. Именно он организовал работу по изучению нового смертельно опасного заболевания, настоял на жестком карантине. Распространение болезни было значительно замедлено, вирус идентифицирован.
Но сам Урбани заразился от своих пациентов. Две недели врач боролся с болезнью, но безуспешно. 29 марта он умер в Бангкоке.
Спасая детей: Елизавета Глинка
Когда 25 декабря 2016 года пришло известие о крушении над Черным морем самолета, для сотен людей эта дата навсегда стала днем скорби. Погибли не только всенародно любимые артисты ансамбля Александрова. В самолете летела Доктор Лиза — Елизавета Глинка, общественный деятель и филантроп, ставшая родной для многих.
Можно сплетничать и спорить о ее личности и деятельности. Но для тех, кого спасала эта неординарная женщина, она стала символом самоотверженного служения людям.
Елизавета Глинка и ее единомышленники помогали умирающим больным и бедным, бездомным и сиротам. Нуждающимся оказывали не только медицинскую, но и юридическую помощь.
С момента, когда в Украине начался вооруженный конфликт, Доктор Лиза постоянно оказывала помощь жителям Донецкой и Луганской областей, лично вывезла оттуда десятки детей для лечения и реабилитации.
Военные действия в Сирии, вызвавшие значительные жертвы среди мирного населения, также не остались без внимания Елизаветы. Несколько раз Доктор Лиза привозила в Сирию лекарства и гуманитарные грузы, помогала с их распределением, организовывала медицинскую помощь для пострадавших от войны местных жителей.
25 декабря 2016 года Доктор Лиза отправилась в Сирию с очередной партией лекарств для госпиталя в Латакии — и не долетела. Имя Елизаветы Глинка теперь носит детский санаторий в Евпатории.
Елизавета Глинка была всеобщей любимицей. Она заботилась о бездомных и смертельно больных, под огнем вывозила из пылающего Донбасса детей, чтобы они могли получить квалифицированную медицинскую помощь в России. Благодаря ей дети, потерявшие руки и ноги, смогли проходить реабилитацию в лучших медицинских центрах. Спасение жизней было ее миссией везде — в Донбассе, дома в России, в Сирии.
Самоотверженность как норма жизни
В марте 1917 года в подмосковных Мытищах погибла врач-гинеколог Нана Адамадзе. Пожилая женщина совсем не героической специальности спасла жизнь глухой старушки, переходившей железнодорожные пути и не слышавшей приближения поезда. Нана Шотаевна оттолкнула старушку, и та даже не поняла, что произошло. А сама спасительница погибла.
Виктория Валикова, врач из Уфы, отказалась от привычной жизни ради помощи обездоленным. Сейчас она бесплатно лечит больных в гватемальской деревне Чуинтахтахую. Вместе с ней в крохотных кабинетах принимают бедных гватемальских крестьян местный хирург Серхио Кастильо и два медика из Санкт-Петербурга: инфекционист Кирилл Усольцев и терапевт Анастасия Локоткова. Виктория организовала сбор пожертвований в интернете, на которые рассчитывает построить в деревне собственную больницу. Волонтеры живут в здании школы, до недавнего времени вручную стирали простыни и спецодежду — пока кто-то не подарил стиральную машинку. Продукты приносят местные жители, которым помогают врачи. Решение отправиться в Гватемалу стоило Виктории семьи: супруг не принял ее решения и настоял на разводе. На вопрос о том, почему Виктория не работает в России, девушка отвечает: «В России нет такой нищеты, как здесь. Я люблю всех людей, и думаю, что помогать нужно тем, кто больше нуждается».
Многие из тех, кто идет сегодня учиться на врача, не представляют себе, с чем им придется сталкиваться в реальности. Это ежедневная боль и страдания людей, это ежедневная ответственность за принятые врачом решения. Нужно быть очень самоотверженным человеком, обладать неиссякаемым запасом сострадания и отзывчивости.
Мы думаем, что для абитуриентов медицинских ВУЗов нужно ввести дополнительные испытания, которые помогли бы потенциальным врачам понять, насколько они готовы к самопожертвованию, обладают ли милосердием и отзывчивостью, психологической устойчивостью, не испытывают ли брезгливости.
Если получать профессию врача будут те, кто действительно предрасположен к ней, выиграют все: пациенты, государство, человечество в целом. Это действительно героическая профессия, ведь врачам мы доверяем самое дорогое, что у нас есть — наши жизни и здоровье.