У каждого из нас есть знакомый, который при определенных звуках начинает морщиться, закрывать уши и требовать, чтобы вот это вот «железом по стеклу» немедленно прекратили, потому что ему ужасно неприятно, больно и противно. А может быть вы и есть такой человек, который не переносит скрип мела по доске или звук ножа, скользящего по бутылке, и вас даже можно довести до легкой истерики обычным женским визгом? Все перечисленные звуки входят в топ самых отвратительных для человеческого слуха шумов. Их не любят очень многие люди.
Но есть отдельные личности, которые впадают в состояние аффекта от гораздо более привычных нам звуков: жевания, глотания, шмыгания носом и прочих шумов, которые производит каждый человек в рамках своей жизнедеятельности. Жить таким людям очень непросто. Врачи даже придумали название для данного отклонения от нормы: мизофония, что означает «ненависть к звукам».
MedAboutMe разбирался, что такое мизофония, откуда она берется и как жить человеку, который ненавидят звуки, исходящие от других людей.
Мизофония, гиперакузия, тиннитус: в чем разница?
Мизофония — это сильная неприязнь к звукам, производимым другими людьми, особенно ртом и носом. Ее также называют синдромом селективной чувствительности к звукам, даже точнее — синдромом селективной чувствительности к тихим звукам.
Последнее уточнение важно. Не стоит путать мизофонию с гиперакузией — аномально острым слухом. Последняя патология нередко развивается при поражении лицевого нерва. При гиперакузии не имеют значения ни характер звука, ни контекст, в котором он издается — важны только его физические характеристики (спектр и интенсивность).
Также мизофония не имеет ничего общего с тиннитусом — шумом в ушах. Он ощущается внутри головы без внешнего источника этого шума.
Мизофония может проявляться и с 5 лет, но в среднем возраст, когда эта особенность становится явной, составляет 12 лет.
Итак, звуки, которые доводят мизофоника до исступления — высокоспецифичны и поступают извне. Это не все звуки подряд, а только определенные шумы, которые приводят к крайне интенсивным, весьма мучительным для человека эмоциональным реакциям.
Самыми приятными для нашего слуха звуками являются аплодисменты, плеск текущей воды, раскаты грома и детский смех.
Триггеры мизофонии: звуки тела и окружающей среды
Как было сказано выше, подавляющее большинство звуков, на которые жалуются мизофоники — это шумы, производимые ртом или носом человека. Причем звуки от близких людей, родственников, половых партнеров бьют по нервам человека с мизофонией намного сильнее, чем такие же звуки чавкания, шмыгания, сопения или подкашливания, которые производят совершенно посторонние люди.
Для мизофоника не важно — тихий звук или громкий, важен лишь его характер. В обширный перечень самых неприятных для таких людей звуков тела входят: жевание (особенно с открытым ртом, то есть чавкание), звуки перемалываемой зубами пищи (хруст чипсов или сухариков, например), прихлебывание, глотание, подкашливание (когда человек прочищает горло), а также тяжелое дыхание. Эти звуки невыносимы для подавляющего большинства людей с мизофонией.
Среди других раздражающих шумов — скрип пера по бумаге, лай собак, плач младенцев, визг тормозов, звон столовых приборов и тюкание вилкой или ложкой по тарелке, шумные соседи, кликанье клавиатуры, постукивание пальцами, слишком высокий голос (и слишком низкий голос тоже), звук стрижки ногтей и даже звук шагов. Не выносят звуки окружающей среды (тикание часов, звук холодильника и т. п.) 15% людей с мизофонией. А 4% мизофоников раздражаются даже от определенных гласных или согласных — например, есть ненавистники звука «к».
Отвлечься от всего этого звукового кошмара мизофоникам обычно помогают пение птиц, звук льющейся воды, шум моря или дождя.
Интересно, что иногда острый приступ мизофонии развивается при визуальном восприятии звука — даже если сам звук не слышен. Людям, которых раздражают звуки жевания, не менее тяжело смотреть на жующих людей, хотя бы последние даже сидели за толстым стеклом и жевали абсолютно беззвучно для корчащегося в эмоциональных муках мизофоника. Более того, воображение такого страдальца усиливает эффект: в ходе экспериментов мизофоники признавались, что наблюдать за беззвучно жующими людьми для них было намного более отвратительно, чем слышать звук жевания в реальности.
Раздражать могут и другие визуальные движения, даже не связанные с произведением звуков. Многие мизофоники не выносят, когда при них кто-то качает ногой или накручивает на палец волосы.
Эмоции мизофоников
Звуки-триггеры вызывают у мизофоников сильнейшие эмоции. Обычно это раздражение, гнев, ярость, отвращение. Также встречаются тревожность и беспокойство, вплоть до состояния паники. Причем, если мизофоник подозревает, что источник шума производит эти ужасные звуки намеренно или не умеет себя вести в приличном месте, то проявление эмоций будет особенно сильным.
Мизофоникам невероятно сложно сдерживать эмоции, рвущиеся наружу при столкновении с триггерами. В ходе небольшого исследования было показано, что в 29% случаев люди с мизофонией демонстрируют выраженную агрессию. Причем в 17% случаев это выражается в физической агрессии, направленной на объект, с помощью которого производятся раздражающие звуки, а в 12% дело доходит даже до избиения шумящего человека.
Интересный момент: некоторые мизофоники сообщают, что сознательно повторяют раздражающие их звуки, чтобы приучить себя к ним. Но из этого почти ничего не получается: сами себя, как источник неприятного звука, они не воспринимают — и не раздражаются. Более-менее получается только заглушить таким образом аналогичные звуки, производимые кем-то другим — и тем самым не так сильно переживать по их поводу. А еще иногда люди с мизофонией воспроизводят отвратительные для них звуки в неосознанном желании отомстить обидчику (подсознательно считая, что он тоже должен страдать от них).
Причины мизофонии: «все в голове»
Хотя мизофония не входит в перечень заболеваний, прописанных в Международной классификации болезней (МКБ-10), ей соответствует ряд физиологических отклонений от нормы.
Например, есть общие для большинства людей неприятные звуки — о них мы говорили в самом начале статьи. Ученые фиксировали при помощи МРТ активность головного мозга обычных людей и мизофоников. Оказалось, что на нейтральные и на неприятные звуки реакция мозга у испытуемых из обеих групп в принципе одинакова, при этом особо бурных эмоций не наблюдалось. А вот звуки-триггеры сводили с ума в буквальном смысле этого слова только людей с мизофонией и никак не влияли на активность мозга обычных людей.
Дальнейшие исследования показали, что звуки-триггеры вызывают у мизофоников увеличение активности мозга в передней островковой доле (anterior insular cortex) коры головного мозга — это один из ключевых участков так называемой салиентной нейронной сети, которая отвечает за способность человека вычленять наиболее важные моменты из потока получаемой им информации. Она же задействована в критической оценке получаемых сигналов и эмоций.
У мизофоников звуки-триггеры запускали аномальную связь между передней островковой долей и областями мозга, отвечающими за обработку эмоций. В частности, это вентромедиальная префронтальная кора, задняя часть медиальной коры, гиппокамп и миндалина.
И это еще не все. Вентромедиальная префронтальная кора и задняя часть медиальной коры входят в состав сети пассивного режима работы мозга (она же сеть оперативного покоя). Эта группа нейронов активна, когда мы не заняты какой-то конкретной деятельностью, связанной с внешним миром, а отдыхаем, погружены в себя, перебираем воспоминания, так сказать «грезим наяву».
Сеть пассивного режима работы мозга деактивируется, когда мы переключаемся на внешние раздражители. Ученые считают, что у мизофоников триггерные внешние звуки не отключают ее от передней островковой доли. Это вызывает контекстные ассоциации и нагромождение воспоминаний, влияющих на активность мозга. Грубо говоря, услышав чавкающего человека, мизофоник неосознанно переживает все чавканье, услышанное им за свою жизнь, в деталях и подробностях.
В целом, у мизофоников выше, чем у обычных людей, интероцептивная чувствительность — восприятие окружающего мира за счет рецепторов. А еще у них более миелинизированы нейроны в области вентромедиальной префронтальной коры, то есть, они имеют более толстую оболочку из миелина — своего рода «изолятора» для нейронов, по которым бегут нервные импульсы. А чем более миелинизировано нервное волокно, тем выше скорость проведения по нему импульсов.
Эмоциональные реакции при мизофонии сопровождаются соответствующими физиологическими изменениями, такими как: повышение возбудимости вегетативной нервной системы, увеличение частоты сердечных сокращений и кожной чувствительности при росте кожной проводимости (повышение гальванической реакции кожи). Практически человек превращается в комок нервов с колотящимся сердцем и большим желанием либо немедленно убежать от раздражающих его звуков, либо уничтожить их источник.
Лечится ли мизофония?
Она не считается болезнью, так что о лечении говорить вообще сложно, хотя психиатры давно обсуждают вопрос включения ее в перечень расстройств психики.
Но по сути, мизофоники — это люди с иной реакцией на окружающий мир. Мизофония не разрушает их органы и системы, при знании звуков или образов-триггеров и умелом их избегании мизофоник может вести полноценную жизнь. Достаточно эффективной также считается когнитивно-поведенческая терапия.
Нередко мизофоники не общаются со своими близкими — как было сказано выше, триггеры, производимые близкими людьми, особенно сильно бьют по их нервам.
Они могут договариваться со своими партнерами об условных сигналах, которые те подают перед неизбежным воспроизведением звука. И тогда у мизофоника есть шанс заглушить его (например, берушами) или отвлечь себя — музыкой, успокаивающими звуками и др.
Окружающим же следует понимать: мизофония — не каприз инфантильного взрослого, решившего поиграть в обиженного ребёнка. Это особенность психики, с которой непросто жить, но можно, если окружающие сами будут спокойнее относиться к мизофоникам и их «причудам».