Воспитание детей — не менее важная задача учителей, чем обучение и развитие. Помимо официальных требований, одобренных министерством образования страны, в большинстве школ существуют свои внутренние уставы. Иногда директора и преподаватели в попытке улучшить дисциплину и безопасность детей придумывают странные, сомнительные правила. Вот несколько из необычных школьных требований и запретов из разных уголков планеты.
Долой аплодисменты!
Не так давно в одной из школ Сиднея (Австралия) ученикам запретили аплодировать на общественных мероприятиях. Предполагается, что из-за сильного шумового эффекта учитель с чувствительными органами слуха может пострадать. Вместо привычных хлопков в ладоши и криков администрация школы предложила ученикам выражать свой восторг и эмоции, просто помахав руками в воздухе или несколько раз подпрыгнув на месте. В защиту такого правила учителя отметили, что благодаря молчаливым приветствиям дети экономят энергию и силы. А еще в некоторых австралийских школах ученикам из начальных классов не разрешается обниматься при встрече, поскольку «не всем это удобно и комфортно».
Опасный перекус
Однажды в британской школе из графства Эссекс ученик серьезно травмировал глаз своего одноклассника с помощью злакового батончика треугольной формы. По признанию виновника происшествия, это вышло случайно, когда он решил поделиться своим завтраком с товарищем и слишком резко швырнул батончик, угодив прямо в глаз другу. Инцидент не на шутку взволновал руководство школы, и было проведено серьезное исследование батончика. После чего директор объявил, что треугольный батончик — это опасный перекус, способный травмировать ребёнка. Дети не должны были носить с собой злаковые батончики такой формы, когда как квадратные и круглые изделия разрешаются.
В ряде школьных заведений Лос-Анджелеса к опасной еде причислили шоколад и молоко с клубничным ароматизатором. Но позже после многочисленных исследований и проверок выяснилось, что дети стали совсем мало употреблять молочных продуктов и лишились необходимых запасов кальция в организме. А невостребованное молоко приходилось выливать, что увеличивало экологические проблемы в регионе. Поэтому спустя пять лет существования запрета директоры школы его сняли. В большинстве российских школ не приветствуется в качестве перекуса сладости, газировка и жирные изделия.
Книжная цензура для детей
В северо-западных штатах США часто встречаются запреты на художественные книги, которые изучают дети на уроках. В списки «вредной» для воспитания школьников литературы вошли даже шедевры американской классики: «Приключения Гекльберри Финна», «Над пропастью во ржи», «Моби Дик, или Белый кит», «Убить пересмешника» и пр. Это объяснялось тем, что в текстах содержались элементы расизма, сюжеты о жестокости по отношению к животным и людям, о феминизме и пр.
Иногда учитель может запретить книгу по просьбе родительского комитета, который сочтет, что литературное произведение негативно влияет на воспитание детей. К примеру, известный бестселлер Рэя Брэдбери «451 градусов по Фаренгейту» был запрещен для изучения в школе из-за содержания в нем таких слов, как «ад», «аборт», «проклятый». Родители настояли, чтобы книга была отредактирована. Такой же судьбе изначально подвергся знаменитый роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Его осудили за грубый, безнравственный и наступательный язык. Но сейчас его изучают в большинстве учебных заведений мира.
Цветные отметки учителя
Руководство школы вводит правила и строгие требования не только для учеников, но и для преподавателей. Например, в некоторых австралийских школах учитель не должен ставить отметки красными чернилами. Местные психологи утверждают, что красная маркировка может травмировать психику ребёнка и отбить желание учиться.
Поэтому преподаватели для выставления оценок и написания замечаний используют ручки с самыми разными цветами паст кроме красной. Так они стараются поддерживать позитивный настрой школьников к учебе. Для поощрения выбирается чернила с теплыми и яркими оттенками, а для замечаний — более скучные и холодные цвета.
А в британском городе Бристоль преподаватели и вовсе отказываются письменно оценивать учеников, чтобы дети не расстраивались и не получали психологическую травму. Вместо этого учитель лично беседует с ребёнком, выявляя сильные и слабые стороны выполненной работы. Считается, что такое воспитание детей устанавливает более доверительные отношения между школьниками и преподавателями, повышая успеваемость и мотивацию детей.
Запрет побед и проигрышей
В одной из школ Коннектикута директор ввел противоречивое правило, которое запрещало активные командные игры и соревнования, в том числе футбол, бейсбол, хоккей и др. Руководство посчитало их слишком агрессивными, обидными и опасными для развития детей, ведь в них обязательно кто-то проигрывает. Вместо этого поощрялись более спокойные забавы: шахматы, хула-хуп, фризби, шашки, прыжки со скакалкой, пение и обычная прогулка. После многочисленных возмущений родителей директор сдался и подкорректировал правила: дети могли играть в футбол и другие подобные игры только под присмотром учителей и без открытия счета.
Во многих учебных заведениях Великобритании тоже не приветствуют конкурентные спортивные игры и премирование за победу в них. Они объясняют это тем, что такие занятия плохо влияют на психику детей, могут сильно расстроить или разочаровать, установить неравные отношения в коллективе. Поэтому разрешаются командные игры без определения победителей и проигравших. Например, забавы с обручем и прыжки на батутах.
Словесное воспитание детей
Точнее сказать, воспитание детей с помощью запретов на определенные слова. Это произошло в 2012 году: по постановлению нью-йоркского отдела образования, школьники не должны были произносить целый ряд слов и затрагивать темы, которые эксперты отнесли к оскорбительным и вредным для детского воспитания (религия, политика, ядерное оружие, рабство, колдовство, паразиты, война и пр.). Но в список известных обидных прозвищ и ненормативной лексики почему-то включили такие слова, как «динозавр», «хэллоуин», «день рождения». Предполагается, что первое из них могло оскорбить противников теории Дарвина, второе — антагонистов язычества, а третье — детей из семей-иеговистов (Свидетели Иеговы), которые не отмечают дни рождения.
Учитель мог запретить ребёнку говорить о болезнях, если от них страдали родственники кого-либо ученика из класса. Не разрешается обсуждать и проблему бедности и расовой принадлежности. За разговоры детей о дорогостоящих подарках или каникулах можно получить выговор. К примеру, в списке запрещенных слов и фраз «дом с бассейном».