Общение детей среди ровесников

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Маленькие дети в первые годы своей жизни больше ориентированы на общение с родителями. Играя на детской площадке, во дворе, а позже в детском саду, ребёнок постепенно учится взаимодействовать с другими малышами.

Секреты общения для маленьких детей

Секреты общения для маленьких детей

В зависимости от характера конкретного малыша и воспитательных методов родителей процесс адаптации в коллективе сверстников может проходить по-разному. Детский коллектив складывается по мере знакомства детей, и каждый ребёнок занимает в нем определенное место. Иногда родители с горечью замечают, что их малыша не принимают в игру и даже обижают. Неприятие в коллектив может обернуться снижением самооценки ребёнка, эмоциональными травмами, которые грозят переходом в комплексы.

В группе детей дошкольного возраста отношения строятся вокруг умения играть. Если ребёнок не умеет играть интересно, с выдумкой или не выполняет игровые правила, обижает других детей, его не будут брать в компанию. Причем уговоры и нажимы взрослых в таких случаях не действуют.

Родители вполне способны помочь малышу стать равноправным членом коллектива. Заметив, что ребёнок не хочет идти в детский сад или во двор, нужно поговорить и с ним, и с воспитателем, чтобы понять причины такого поведения. Иногда для снятия проблемы достаточно пояснить малышу непонятные для него правила и способы игр.

Нужно научить ребёнка играть, познакомить его с новыми забавами, найти идеи увлекательных игр в интернете, вспомнить, во что сами родители любили играть в детстве. В детских компаниях любят интересных и общительных детей, с которыми всегда весело проводить время.

Другой причиной отторжения от коллектива может быть завышенная самооценка ребёнка, проявляющаяся в его стремлении доминировать и командовать сверстниками. Это характерно для единственного малыша в семье, привыкшего к восхищению и чрезмерной любви домашних. Задача родителей — объяснить ребёнку, что в каждой игре следует соблюдать установленные правила, а водящего надо выбирать по жребию или по очереди, что все должны быть в равных условиях. Если кто-то пытается хитрить и обманывать, его тут же исключают из игры.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Правила поведения для подростков

Более сложная ситуация возникает в коллективе школьников и особенно подростков. Здесь складывается четкая иерархическая система отношений, часто далекая от логики и справедливости в понимании взрослых людей.

Для подростков очень важна принадлежность к сообществу сверстников и занятие в нем лидирующих позиций. Мнение товарищей в этом возрасте важнее родительского, уважение и признание в коллективе становится определяющим фактором поведения.

Если для малышей авторитет среди сверстников определяется отношением взрослых, то подростки пытаются сами оценивать себя и других и подстраивать свое поведение под требования коллектива, перенимая привычки лидеров. И не всегда только хорошие. Иногда, чтобы занять достойное место в группе, ребёнок меняет свое поведение радикальным образом. Родители не могут понять, как из послушного разумного ребёнка получился упрямец или хулиган, который прогуливает уроки, курит, не слушается взрослых.

К сожалению, дети не знают, что для завоевания авторитета в классе совсем необязательно себя «ломать» и подстраиваться под не самых умных и воспитанных друзей. Подростки вполне способны заметить и оценить сильный характер, принципиальность, честность, доброту, умение хранить секреты.

Как могут помочь родители

Как могут помочь родители

Ребёнку нужно объяснить, что лучше оставаться самим собой, что каждый человек — неповторимая личность. Нужно развивать в себе лучшие качества, бороться с недостатками и комплексами.

Категорическое отторжение в подростковой среде вызывают такие качества, как зазнайство, хвастовство, болтливость, трусость. В понимании подрастающих детей эти черты характера не соответствуют нормальным товарищеским отношениям.

Родители могут помочь ребёнку найти свое место в коллективе. Дети иногда не видят своих недостатков и не всегда понимают достоинства. Задача семьи — научить ребёнка находить общий язык с друзьями, достойно проявлять себя в коллективе. Для этого надо с самого раннего возраста воспитывать в детях самостоятельность, направлять в решении сложных задач, вырабатывать в них ощущение взрослости, ответственности. В детском коллективе это поможет ребёнку выделиться из толпы, показать себя личностью, умеющей выходить из трудных ситуаций, понимать проблемы других, обладающей знаниями и некоторым опытом и, в конечном счете, завоевать авторитет.

Большое значение имеет самостоятельность. Подросток не должен бояться брать на себя ответственность в решении дел. Для этого нужно постепенно перекладывать на него заботы по учебе, уходу за собой и своими вещами. У ребёнка должны быть свои обязанности в доме, за которые он должен полностью отвечать, помогать маме с младшими братьями и сестрами, ухаживать за животными, убирать у себя в комнате.

Что еще нужно объяснить ребёнку

Ребёнок должен понимать, что авторитет зарабатывается не вредными привычками и вызывающим поведением, а достижениями в учебе и спорте, своих увлечениях. Высоким авторитетом пользуются дети, которые по-настоящему увлечены каким-то делом: танцами, пением, рисованием, журналистикой или робототехникой.

Хорошо, когда ребёнок добивается своих целей в какой-то области — выигрывает соревнования, получает призы на олимпиадах, конкурсах. Поездки на соревнования в другие города тоже расширяют кругозор ребёнка, повышают ответственность и работают на завоевание авторитета.

Само по себе увлечение каким-либо делом, спортом или творчеством часто ведет за собой успехи в учебе, повышение авторитета среди сверстников.

Безусловно, в семье все должны уважать друг друга, не ругаться при ребёнке. Ребёнок должен видеть модель поведения, когда мама и папа пользуются авторитетом среди родственников. Это качества, которые невозможно потрогать, их можно только почувствовать. Родители должны пользоваться уважением родственников, соседей, коллег по работе.

Именно в семье формируются умения и навыки общения, с которыми ребёнок идет в коллектив, а потом и во взрослую жизнь. Поэтому важно прививать детям хорошие манеры, знакомить с правилами вежливости. Все это принесет большую пользу ребёнку в любом возрасте. Он легко будет знакомиться с людьми, его охотно будут приглашать в компании сверстников, где он будет пользоваться авторитетом.

Читайте также

Особенности общения детей дошкольного возраста
Чувства и эмоции ребенка во время общения со сверстниками. Помощь родителей в налаживании контакта с окружающими.
Дети и домашние животные: «за» и «против»
Дети очень любят животных и получают массу удовольствия от общения с ними. Игры с питомцами под контролем родителей принесут малышу только пользу.
Путешествуем с детьми на машине
Путешествие с детьми на машине может быть веселым и увлекательным, главное – все правильно организовать.
Особенности общения ребенка с няней
На что следует обратить внимание? Какие вопросы стоит задать няне? Как ребенок может показать отношение няни к себе?
Уроки личной безопасности для ребенка
Как должен действовать ребенок в случае навязчивых проявлений внимания со стороны незнакомых людей?
Учим ребенка кататься на роликовых коньках
При регулярных тренировках с соблюдением всех правил безопасности ребенок довольно быстро научится кататься на роликовых коньках.
Опубликовано 10.07.2018 15:49, обновлено 17.04.2020 18:29
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.