Маленькие дети в первые годы своей жизни больше ориентированы на общение с родителями. Играя на детской площадке, во дворе, а позже в детском саду, ребёнок постепенно учится взаимодействовать с другими малышами.
Секреты общения для маленьких детей
В зависимости от характера конкретного малыша и воспитательных методов родителей процесс адаптации в коллективе сверстников может проходить по-разному. Детский коллектив складывается по мере знакомства детей, и каждый ребёнок занимает в нем определенное место. Иногда родители с горечью замечают, что их малыша не принимают в игру и даже обижают. Неприятие в коллектив может обернуться снижением самооценки ребёнка, эмоциональными травмами, которые грозят переходом в комплексы.
В группе детей дошкольного возраста отношения строятся вокруг умения играть. Если ребёнок не умеет играть интересно, с выдумкой или не выполняет игровые правила, обижает других детей, его не будут брать в компанию. Причем уговоры и нажимы взрослых в таких случаях не действуют.
Родители вполне способны помочь малышу стать равноправным членом коллектива. Заметив, что ребёнок не хочет идти в детский сад или во двор, нужно поговорить и с ним, и с воспитателем, чтобы понять причины такого поведения. Иногда для снятия проблемы достаточно пояснить малышу непонятные для него правила и способы игр.
Нужно научить ребёнка играть, познакомить его с новыми забавами, найти идеи увлекательных игр в интернете, вспомнить, во что сами родители любили играть в детстве. В детских компаниях любят интересных и общительных детей, с которыми всегда весело проводить время.
Другой причиной отторжения от коллектива может быть завышенная самооценка ребёнка, проявляющаяся в его стремлении доминировать и командовать сверстниками. Это характерно для единственного малыша в семье, привыкшего к восхищению и чрезмерной любви домашних. Задача родителей — объяснить ребёнку, что в каждой игре следует соблюдать установленные правила, а водящего надо выбирать по жребию или по очереди, что все должны быть в равных условиях. Если кто-то пытается хитрить и обманывать, его тут же исключают из игры.
Правила поведения для подростков
Более сложная ситуация возникает в коллективе школьников и особенно подростков. Здесь складывается четкая иерархическая система отношений, часто далекая от логики и справедливости в понимании взрослых людей.
Для подростков очень важна принадлежность к сообществу сверстников и занятие в нем лидирующих позиций. Мнение товарищей в этом возрасте важнее родительского, уважение и признание в коллективе становится определяющим фактором поведения.
Если для малышей авторитет среди сверстников определяется отношением взрослых, то подростки пытаются сами оценивать себя и других и подстраивать свое поведение под требования коллектива, перенимая привычки лидеров. И не всегда только хорошие. Иногда, чтобы занять достойное место в группе, ребёнок меняет свое поведение радикальным образом. Родители не могут понять, как из послушного разумного ребёнка получился упрямец или хулиган, который прогуливает уроки, курит, не слушается взрослых.
К сожалению, дети не знают, что для завоевания авторитета в классе совсем необязательно себя «ломать» и подстраиваться под не самых умных и воспитанных друзей. Подростки вполне способны заметить и оценить сильный характер, принципиальность, честность, доброту, умение хранить секреты.
Как могут помочь родители
Ребёнку нужно объяснить, что лучше оставаться самим собой, что каждый человек — неповторимая личность. Нужно развивать в себе лучшие качества, бороться с недостатками и комплексами.
Категорическое отторжение в подростковой среде вызывают такие качества, как зазнайство, хвастовство, болтливость, трусость. В понимании подрастающих детей эти черты характера не соответствуют нормальным товарищеским отношениям.
Родители могут помочь ребёнку найти свое место в коллективе. Дети иногда не видят своих недостатков и не всегда понимают достоинства. Задача семьи — научить ребёнка находить общий язык с друзьями, достойно проявлять себя в коллективе. Для этого надо с самого раннего возраста воспитывать в детях самостоятельность, направлять в решении сложных задач, вырабатывать в них ощущение взрослости, ответственности. В детском коллективе это поможет ребёнку выделиться из толпы, показать себя личностью, умеющей выходить из трудных ситуаций, понимать проблемы других, обладающей знаниями и некоторым опытом и, в конечном счете, завоевать авторитет.
Большое значение имеет самостоятельность. Подросток не должен бояться брать на себя ответственность в решении дел. Для этого нужно постепенно перекладывать на него заботы по учебе, уходу за собой и своими вещами. У ребёнка должны быть свои обязанности в доме, за которые он должен полностью отвечать, помогать маме с младшими братьями и сестрами, ухаживать за животными, убирать у себя в комнате.
Что еще нужно объяснить ребёнку
Ребёнок должен понимать, что авторитет зарабатывается не вредными привычками и вызывающим поведением, а достижениями в учебе и спорте, своих увлечениях. Высоким авторитетом пользуются дети, которые по-настоящему увлечены каким-то делом: танцами, пением, рисованием, журналистикой или робототехникой.
Хорошо, когда ребёнок добивается своих целей в какой-то области — выигрывает соревнования, получает призы на олимпиадах, конкурсах. Поездки на соревнования в другие города тоже расширяют кругозор ребёнка, повышают ответственность и работают на завоевание авторитета.
Само по себе увлечение каким-либо делом, спортом или творчеством часто ведет за собой успехи в учебе, повышение авторитета среди сверстников.
Безусловно, в семье все должны уважать друг друга, не ругаться при ребёнке. Ребёнок должен видеть модель поведения, когда мама и папа пользуются авторитетом среди родственников. Это качества, которые невозможно потрогать, их можно только почувствовать. Родители должны пользоваться уважением родственников, соседей, коллег по работе.
Именно в семье формируются умения и навыки общения, с которыми ребёнок идет в коллектив, а потом и во взрослую жизнь. Поэтому важно прививать детям хорошие манеры, знакомить с правилами вежливости. Все это принесет большую пользу ребёнку в любом возрасте. Он легко будет знакомиться с людьми, его охотно будут приглашать в компании сверстников, где он будет пользоваться авторитетом.