В целом, онконастороженность — это готовность видеть в каждом симптоме признаки возникшего онкозаболевания. Указание на возникший и прогрессирующий рак, или другую злокачественную опухоль (саркомы, лимфомы). Конечно, сам человек должен внимательно относиться к любым изменениям, да и врач любого профиля отслеживает маркеры, чтобы диагностировать даже риск возникновения опухоли своевременно. Ведь раннее начало лечения — это часто залог выхода в устойчивую ремиссию или вообще полное излечение от рака.
Поэтому онконастороженность должна быть всегда — во время плановых или профилактических осмотров. Важно, чтобы пациент доверял специалисту-медику, чтобы не стеснялся рассказать о необычных ощущениях или симптомах.
Каких-то совершенно характерных и специфичных признаков, которые однозначно указали бы на развитие онкологии на ранних стадиях, просто нет. Ряд симптомов может свидетельствовать как о возникновении опухоли, так и о рядовых недугах, не имеющих к онкологии отношения. Именно поэтому бывает так непросто установить рак на первой-второй стадии: симптомы могут быть слишком слабыми, а в некоторых случаях их нет в принципе — это, на секундочку, более половины пациентов. В момент, когда симптомы становятся явными и однозначными, как правило, речь идет об уже запущенных вариантах рака, третьей-четвертой стадии заболевания.
Врачам-онкологам проще обнаружить наружные локализации рака: например, кожи или молочной железы. А вот опухоль при глубинном расположении на внутренних органах обнаружить сложнее. И здесь обычно применяют всевозможные дополнительные методы диагностики, от самых простых, — УЗИ и ренгетографии, до более сложных и информативных, — КТ, МРТ, или позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ) и МРТ. Эти исследования помогают обнаружить аномалии, определяя качественный состав опухолевой ткани (твердой или кистозной). Обычно создается объёмная модель с установлением связи со структурами, которые окружают опухоль. И уже на основании этого принимают решение о проведении биопсии или операции.
Существуют определенные группы риска — если пациент входит в нее и обладает признаками, которые свидетельствуют о наличии онкологии конкретного типа, то обследование проводят с помощью биомаркеров в пользу подтверждения.
Кроме того, врач должен обязательно обращать внимание на жалобы пациента, среди которых чаще всего встречается немотивированная общая слабость, постоянная усталость и недомогание. Другие частые симптомы — отсутствие аппетита, снижение массы тела без каких-либо очевидных причин. Встречается отвращение к определенным типам еды — например, при раке желудка человек не переносит даже вида мяса или рыбы. Кожа больных становится бледной, часто даже с землистым оттенком.
Онкология часто сопровождается малокровием или анемией, поскольку снижается количество эритроцитов и падает уровень гемоглобина, возможны макро- или микро-кровопотеря. Конечно, часто человека беспокоит боль различной интенсивности с разной локализацией в теле.
Врачи всегда обращают внимание на внешние новообразования, вздутия, узлы или припухлости. Важно следить за изменением родинок и пятен по форме и цвету в динамике.
Довольно-таки характерный симптом — кашель. Рак легкого чаще всего начинается с обычного «кашля курильщика» — и поначалу его просто игнорируют.
На уровне кишечника тоже могут быть признаки: частые запоры чередуются с диареей, метеоризмом и вздутием. Возможно появление желудочного кровотечения — во время рвоты больного появляется масса характерного оттенка кофейной гущи, которая может свидетельствовать не только о язве желудка, но и об опухоли. Возможно появление кровянистых выделений из прямой кишки, женских половых органов (речь не о менструации!), кровохарканье.
При раке полости рта фиксируют изменения состояния слизистой рта и языка, изжога и отрыжка тоже могут свидетельствовать о раке желудка. При онкологиях, связанных с кровью, пациенты часто потеют ночью.
Все эти симптомы в разной комбинации могут встречаться и при неопухолевых заболеваниях, задача пациента — насторожиться и отправиться на обследование. А врача — точно установить диагноз с помощью глубинных исследований и подтвердить или отвергнуть наличие опухоли.
Встревоженность по поводу возможного наличия онкологических заболеваний в принципе присуща всем людям. Очень важно относиться к собственному состоянию и состоянию близких со всей возможной ответственностью. Если возникнут хотя бы малейшие подозрения на онкологию, нужно пройти обследование у врача, получить точный диагноз и, возможно, терапию. После чего вернуться к своей обычной профессиональной и личной жизни.
Однако же есть так называемые ипохондрики, такие люди существовали во все времена. Еще Гиппократ говорил о людях, которые излишне беспокоятся о своем здоровье и постоянно отыскивают у себя различные заболевания. В том числе и опухолевого генеза. Ипохондрия по международному классификатору болезней относится к виду психических расстройств. Это уже болезнь. Самое разумное, что можно сделать для помощи больному ипохондрией — это убедить его посетить психотерапевта, если при полном обследовании у него нет комплекса симптомов никакого онкологического заболевания.
Часто бывает так, что человек проходит одно обследование за другим, не верит результатам и сваливает все на непрофессионализм врачей или низкий уровень клиники в целом. Но при ипохондрии работа внутренних органов действительно оказывается в какой-то момент нарушенной. Появляется нарушение работы сердца, учащение дыхания и пульса, скачки давления. Это проявления психогенного характера, но пациент упорно видит в них симптомы онкологии. Психотерапевт поможет избавиться от навязчивой идеи поиска у себя рака.
Стопроцентной защиты от развития онкологии, к сожалению, нет ни у кого. Однако существуют принятые еще в Советском Союзе нормы обследования. С 18 до 40 лет человек проходит полную диспансеризацию с обследованием каждые три года. В возрасте более 40 лет это нужно делать ежегодно. При малейших симптомах онкологии человек должен обратиться к врачу, который назначает дополнительную уточняющую диагностику.