Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка ;во многом зависят от того, в каких условиях и в каком окружении он растет. Особенно важны в этом отношении первые годы жизни малыша, поскольку именно в этот период приоритетное влияние на его сознание, психику и мышление оказывают родные — родители, бабушки с дедушками, и другие старшие члены семьи.
Дети в возрасте одного года-трех лет
Примерно до момента достижения малышом трехлетнего возраста его эмоциональная сфера характеризуется:
- эгоцентризмом, повышенной потребностью во внимании окружающих;
- зарождением самосознания (по мере взросления, малыш пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»);
- отсутствием эмпатии (способности к сочувствию и пониманию переживаний других людей);
- выраженными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями или неумением анализировать;
- неспособностью осознавать последствия своих действий и поведения;
- психологической и эмоциональной зависимостью от родителей, важностью для ребёнка родительской оценки.
Дети в возрасте от четырех до шести лет
Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка ;данного возраста проявляются в следующем:
- более уравновешенный эмоциональный фон;
- формирование эмоций в последовательности: «желание — представление — действие — эмоция»
- более контролируемые эмоциональные процессы;
- предвосхищение оценки (ребёнок пытается предугадать возможный результат своих действий и то, какую реакцию они вызовут у окружающих)
- возникновение новых потребностей, поиск «свежих» мотиваций для деятельности;
- формирование способности к оценке своих поступков и действий;
- расширение спектра чувств и эмоций (к «примитивным» эмоциям — радости и страху — постепенно добавляются осознанно пережитые чувства обиды, жалости, удивления, гнева, нежности и т. д.).
Советы родителям
Благополучное ;развитие эмоциональной сферы ребёнка ;предполагает, в первую очередь, присутствие в доме атмосферы любви, взаимопонимания и доверия. Одна из важнейших задач для родителей — помочь малышу научиться правильно позиционировать и вести себя в социуме. Обсуждайте и анализируйте совместно с ребёнком доступные для его понимания жизненные ситуации. Знакомьте свое чадо с принципами существования в обществе. Разъясняйте, как (и почему) следует вести себя с окружающими в тех или иных ситуациях. Стремитесь привить малышу достойные человеческие качества. ;
Интересуйтесь переживаниями ребёнка, разделяйте с ним радость, и умейте поддержать и утешить в трудную для него минуту. Даже если его маленькие «беды» кажутся вам забавными и незначительными. Обеспечьте малышу общение со сверстниками: это способствует полноценному формированию чувств и эмоций. И, наконец, постарайтесь быть для ребёнка примером. Только в этом случае вы сможете быть уверены в том, что преподаваемые малышу родительские «уроки» будут являться для него непреложным жизненным ориентиром.