Особенности развития речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от окружения, поскольку речь является не врожденным, а приобретенным навыком. Родителям необходимо знать основные закономерности развития детей дошкольного возраста и их речи в том или ином периоде для того, чтобы своевременно определить нарушения и обратиться к специалисту для их устранения.
Основные этапы речевого развития у дошкольников
Особенности развития речи детей дошкольного возраста позволяют выделить несколько этапов речевого развития. К ним относятся:
- Подготовительный. Длится от рождения до года.
Первоначально голосовые реакции ребёнка ограничены плачем и криком, их роль заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Новые звуки, то есть лепет, появляются у ребёнка примерно в 2-3 месяца, а уже в 5 месяцев ребёнок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. Излишнее сюсюканье на этом этапе вредно – оно негативно влияет на четкость речи малыша.
- Преддошкольный. От года до 3 лет.
Примерно к году ребёнок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Исследователи детской речи отмечают, что до 3 лет ребёнок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно.
- Дошкольный. С 3 до 7 лет.
В 3 года речь ребёнка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Задача взрослых в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребёнка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребёнка. В 4-5 лет нормой развития речи считается, если рассказ ребёнка понятен не только его родителям, а сам ребёнок обладает возможностью не только произносить слова и предложения, но и имитировать интонации других, а также голоса животных.
Стимулируем развитие речи
Особенности развития речи детей большей частью зависят от их окружения, ведь именно от окружающих его взрослых он узнает первые слова, их значение и правильное произношение. Поэтому с самых первых дней родителям необходимо как можно больше общаться с ребёнком, называть ему окружающие предметы и явления. Специальные книжки и игры придут на помощь родителям, однако также можно использовать и простые книжки с картинками, которые вы можете обсудить с ребёнком.
Психология развития отмечает, что формирование речевых навыков непосредственно связано с развитием мелкой моторики ребёнка, так как речевые и двигательные центры мозга расположены рядом. Поэтому в период развития речи нужно включать в развивающую программу для ребёнка такие занятия, как пальчиковые игры, лепка, специальные пособия, а также то, что легко найдется в каждом доме – пуговицы, веревочки и даже разнообразные крупы.