В современных российских экономических условиях, когда цены на нефть неуклонно падают, все чаще слышны голоса о ресурсной зависимости. Но все ли так плохо на самом деле. Никто не отрицает, что трудности есть, но стоит ли недооценивать перемены, которые произошли за последние десять лет. Появились инновационные производства, впервые за много лет в 2015 году экспорт российских лекарств в страны СНГ вырос на 20%, тогда как общий внешнеторговый оборот упал почти на 30%.
В России стали разрабатывать сложные высокотехнологичные лекарства, идут исследования над препаратами, не имеющими в мире аналогов. Сейчас мы говорим не об импортозамещении, а о создании принципиально новых лекарств, которые перевернут представление о современных стандартах лечения. Для создания препаратов такого уровня нужны не просто профессионалы, а специалисты, единственные в своем роде не только для России, но и мира. Где искать таких людей? С это проблемой мы столкнулись около года назад. В 2015 году BIOCAD открыл новый R&D центр с восемью новыми лабораториями по разработке инновационных химических препаратов. Навыков по созданию лекарств такого уровня в мире нет. Мы должны были найти специалистов, которые могли бы освоить новую науку. Нам пришлось пойти на неординарные решения.
Сложнее всего было с инженерными кадрами. Мы ищем кандидатов в любой, пусть даже не смежной с фармацевтикой, сфере. Например, у нас есть успешные сотрудники, пришедшие из нефтяной отрасли, мы присматриваемся к специалистам по робототехнике или автоматизации процессов.
Главное для нас — наличие у кандидата инженерного мышления. Для его проверки в компании придумали необычный тест: претенденту на работу демонстрируют один из наших агрегатов, который он видит впервые и просят объяснить, что это такое, как работает и где может применяться. Затем ему предоставляется небольшое время для знакомства с этим оборудованием, после чего просят разобрать и правильно собрать его.
Так в свое время Жорж Кювье по одной лишь кости был способен восстановить вид и образ жизни вымершего животного. Если кандидат способен на что-то подобное в отношении нашей аппаратуры, то он, как правило, в дальнейшем показывает хорошие результаты в своей работе.
С химиками чуть проще. Российская научная школа дает очень много талантливых выпускников, порой на грани гениальности. Наши ученые-химики в ВIOCAD недавно сумели всего за восемь месяцев разработать производство препарата-дженерика, на который у западных производителей ушло больше десяти лет. При этом они изменили его формулу так, что мы получили практически новый продукт (между прочим, как показали клинические испытания, лишенный негативных побочных эффектов, характерных для своих западных аналогов).
Однако рассчитывать только на мощь российской научной школы или просеивать десятки кандидатов на разборке-сборке приборов не очень-то продуктивно. Поэтому мы налаживаем рабочие отношения с вузами, отслеживаем талантливых ребят, активно приглашаем студентов приходить со своими идеями в наши лаборатории. Очень важно хотя бы с третьего курса дать будущим специалистам возможность «потрогать руками» настоящее производство, тогда они начинают учиться более осмысленно и, конечно, уже начинают ориентироваться на определенное место работы по окончании вуза.
Но отбор талантов — это лишь начало работы с командой инновационного производства. В итоге вы получаете группу неординарных профессионалов, а это имеет свои особенности. Мотивация, баланс и ориентирование — вот три ключевых слова, обеспечивающие успешную работу такой команды.
Мотивация — в наших условиях, как ни странно, это не только, и даже не столько деньги. Наши сотрудники люди творческие и интересная задача мотивирует их едва ли не больше, чем денежное вознаграждение.
Творческая натура и недюжинный талант, чего греха таить, порождают немалое самомнение. А это, к сожалению, приводит к частым стычкам и конфликтам, излишней ревности между сотрудниками, особенно на первых порах. Гасить такие пожары в зародыше, держать баланс между людьми, постоянно показывать, что важен и нужен каждый сотрудник, каждый проект — это неизбежная часть повседневной работы руководства компании.
Мы заметили, что все, кто приходит в ВIOCAD, делятся на две неравные категории: если одни твердо нацелены на руководящую карьеру, то других интересует только наука, причем — наука глобальная, ставящая серьезные проблемы. Последних, как ни удивительно, намного больше, около 70 процентов. Но ведь для компании важны обе категории. Поэтому вовремя разглядеть внутреннюю мотивацию сотрудника, своевременно направить его по тому пути, который его больше интересует, крайне важно для общего успеха компании.
ВIOCAD ставит перед собой достаточно амбициозные цели. Мы планируем не только сделать серьезный вклад в решение проблемы импортозамещения, не только предоставить россиянам лучшие лекарства, но и сказать свое слово на рынках Европы и США. Мы хотим предложить особый, эксклюзивный продукт — а значит, нам нужны и особые, эксклюзивные люди для его создания. Поэтому наша корпоративная культура нацелена на отбор лучших, создание необходимых условий для талантливых и мотивацию целеустремленных.
О компании
Биотехнологическая компания BIOCAD — ведущая в России инновационная компания, объединившая научно-исследовательский центр мирового уровня, ультрасовременное фармацевтическое и биотехнологическое производство, доклинические и международные клинические исследования, соответствующие современным стандартам.
BIOCAD – одна из немногих в мире компаний полного цикла создания лекарственных препаратов от поиска молекулы до массового производства и маркетинговой поддержки. Препараты предназначены для лечения самых сложных заболеваний, таких как рак, ВИЧ, гепатит, рассеянный склероз и т.д.
В компании работает около 1 000 человек, из которых более 300 ученые и исследователи. В 2015 году оборот компании составил более 10 млрд руб., а общая сумма международных долгосрочных контрактов достигал 700 млн долл. Офисы и представительства компании расположены в США, Бразилии, Китае, Индии, Сингапуре и других странах.