Из-за чрезмерной занятости у родителей не всегда хватает времени, чтобы уделить его своему маленькому ребёнку в дост аточном количестве. Воспитательную и развивающую функции мать и отец часто возлагают на детский сад, полагая, что проходящих там занятий вполне достаточно. В домашних же условиях родители часто пренебрегают развивающими играми, и ребёнок занят просмотр мультфильмов. Происходящее на экране захватывает малыша, он ведет себя тихо и не мешает взрослым заниматься повседневными делами. Однако современные мультики оказывают на детскую психику не самое лучшее воздействие.
Как влияют современные мультфильмы на психику ребёнка?
Далеко не всегда мультфильмы учат малышей чему-то полезному и доброму. Иногда в них можно увидеть следующие сцены:
- Сцены агрессии, где главные герои стремятся нанести вред окружающим, бьют кого-либо, издеваются над животными, пусть и в шутливой форме, разрушают здания.
- Сцены девиантного поведения. Персонажи нарушают общепринятые нормы поведения в обществе, не различают понятия «хорошо» и «плохо», остаются безнаказанными.
- Сцены, где моделируются опасные для жизни ситуации, например, главный герой падает с крыши или бросается под машину.
Нередко можно увидеть, как герои мультиков демонстрируют поведение, не свойственное их полу, уничтожают растения. В результате у детей формируются такие качества, как немотивированная агрессия, безжалостность, отсутствие сострадания, жестокость, эгоизм. Для них становится нормой неуважительное отношение к старшим, грубость, резкие, категоричные высказывания.
Это связано с тем, что дети любят подражать тем, кто завоевал их доверие, а к героям мультфильмов они проникаются симпатией довольно быстро, и стремятся во всем походить на любимцев.
Стоит ли ограничивать детей в просмотре мультиков?
В этом вопросе родители не должны плыть по течению, позволяя ребёнку смотреть мультфильмы столько, сколько ему хочется. В первую очередь, это отрицательно скажется на его здоровье.
Если ребёнок будет сидеть слишком близко к экрану, пострадает его зрение, оказывается негативное воздействие на его нервную систему. В современных мультфильмах герои двигаются быстро, разговаривают громко, постоянно куда-то спешат, кадры моментально сменяют друг друга. Детский мозг часто не успевает полностью обработать полученную информацию. Быстрая смена видеоряда способствует развитию неврозов и гиперактивности.
Просмотр мультиков — довольно увлекательное для детей занятие, за которым они могут проводить целые часы. Если родители не будут контролировать это, распорядок дня нарушится. Ради мультфильма ребёнок может отказаться от дневного сна или от прогулки, но это отрицательно скажется на его здоровье. Малыш станет раздраженным, поскольку нервная система не успеет восстановиться должным образом.
Каких персонажей родителям стоить ставить в пример детям?
Психологи утверждают, что детям младше 3-х лет совсем не стоит смотреть мультфильмы. Малыши не могут запомнить сюжет и не могут его пересказать. В этом возрасте лучше уделить внимание играм с конструктором, рисованию, изучению живой природы.
Но и по достижению 3-х лет родители должны выбирать, какие мультфильмы можно включать детям. Лучше всего, если они будут смотреть их вместе. Так взрослый сможет обговорить поведение главного героя, обсудить его, рассказать, хорошо он действует или плохо. Выслушать, что думает ребёнок по этому вопросу.
Если главным героем мультика является сверстник ребёнка — однозначно он должен обладать положительными чертами, поскольку дети склонны подражать.
Многие специалисты рекомендуют мультфильмы советского производства. Они поучительные, заставляют ребёнка взглянуть на ситуацию с разных сторон, учат делать собственные выводы. Малыши знакомятся с такими понятиями, как сострадание, сопереживание, дружба, помощь близким. Из конкретных мультфильмов можно посоветовать «Мойдодыр», «Гуси-лебеди», «Снежная королева». Еще один полюбившийся и детям и взрослым персонаж — Винни-Пух. В них нельзя увидеть агрессию или жестокое поведение героев.
Мультфильмы или развивающие игры?
Нужно понимать, что у мультфильмов и развивающих игр разное назначение. Даже обучающие мультики в большей степени направлены на развлечение, расслабление ребёнка и его отдых. Целью развивающих игр является дать малышам полезную информацию, научить их чему-то новому.
Маленькие дети еще не умеют целиком концентрироваться на поставленной задаче. Удерживать свое внимание они могут в течение 10-15 минут, после этого их нервная система испытывает большое напряжение. Поэтому занять ребёнка развивающей игрой на несколько часов не представляется возможным. Многочасовой просмотр мультиков тоже не принесет ничего хорошего.
Поэтому эти два занятия нужно чередовать, чтобы в детском распорядке дня нашлось место и для развлечений, и для учебы. Распределяя свободное время ребёнка, родители должны обращать внимание на его особенности. Ведь именно они знают, как быстро он устает от обилия новой информации, как ведет себя, когда переутомлен, какие именно занятия предпочитает.
Нужно стараться выбирать те мультики, герои которых обладают ярко выраженными положительными качествами, где нет погони, агрессии и сцен насилия. Выбор мультиков довольно широк, родители обязательно смогут найти что-то подходящее.
Самый лучший выход — установить строгий временной лимит и решить, сколько минут в день ребёнку будет позволено проводить у экрана. Максимальное время не должно превышать 30-40 минут для детей 5-6 лет. Для малышей 3-4 лет допустимое время еще меньше — 15-20 минут. За этот период психика не окажется перегруженной яркими картинками и громкой музыкой, но ребёнок успеет отвлечься и получить положительные эмоции.
Родителям важно быть последовательными в этом вопросе, не идти на поводу у малыша, если он выпрашивают «еще одну серию». Авторитет взрослых в этом отношении должен оставаться непоколебимым. Такое решение не должно сопровождаться агрессией со стороны родителей, так как это не наказание за плохое поведение или еще что-либо. А установленные правила, которых нужно придерживаться.