Поступления в первый класс с трепетом ждут все — и родители, и дети. Обучение в школе занимает важнейшее место в развитии современного ребёнка, в его социализации и подготовке к взрослой самостоятельной жизни. И не последнюю роль здесь играет психологический аспект: насколько родители смогут обеспечить оптимальные условия своему первокласснику? Насколько сам ребёнок готов учиться с максимальной эффективностью? Волнуется даже опытный учитель: он уже знает, что каждый первый класс — это новое поколение, совсем не похожее на тех, кем были закончившие весной первую ступень обучения четвероклассники. На что же стоит обратить особенное внимание, чтобы избежать конфликтов и проблем на старте школьной жизни?
Ребёнок — все еще ребёнок
«Мне теперь не до игрушек...» Все мы помним этот детский стишок. А многие родители, может быть, вспомнят шок своего собственного детства, когда на самом деле в один совсем не прекрасный день они не обнаружили дома никаких детских развлечений — все, теперь ты школьник, не положено. Как ни странно, эта теория до сих пор широко распространена и даже применяется на практике. Школа — это первый шаг к взрослой жизни, игрушкам в ней не место.
Разумеется, этот подход в корне неверен. Во-первых, любые резкие перемены вызывают у ребёнка только шок, а это никак не способствует его успешности в учебе. Если в жизни вчерашнего малыша уже появились первые серьезные и обязательные занятия, это вовсе не значит, что детство кончилось и из сознания оно должно стереться в один миг. В течение абсолютно всей предыдущей жизни ребёнка преобладающим видом его деятельности была именно игра. Так он адаптировался к окружающей действительности, изучал социальные роли, привыкал к самостоятельности. И всегда рядом были верные друзья — игрушки. Как же можно резко лишать первоклассника такой психологической поддержки, как жизненный опыт, разом перечеркивая прошлое?
Игровая деятельность отойдет на задний план тогда, когда для нее не останется места в настоящей действительности естественным и плавным образом. Это произойдет не сразу, даже не в течение четырех классов начальной школы. И это правильно, так как больше соответствует естественным принципам развития человеческого существа. Природа ведь не предполагала вовсе никакого школьного обучения и восприятия сложных академических навыков в течение десяти, одиннадцати первых лет жизни. Игрушки изначально были призваны научить малыша выживать по законам этого мира. А несколько тысяч лет развития цивилизации никак не могут повлиять на физиологию маленького ребёнка. Так что игры и игрушки необходимы школьнику, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье.
Дети спят днем — это нормально
Кстати, о физиологии. Очень многие родители отмечают такой удивительный факт: первоклассники снова начинают спать днем. Это происходит с самыми разными детьми: и с теми, что остаются в группе продленного дня до вечера, и с теми, кто к обеду уже попадает домой, и с вчерашними детсадовцами, и с бабушкиными любимцами. Что же происходит? Родители прекрасно помнят, как еще год назад в саду непоседу было невозможно уложить во время тихого часа, он не хотел даже полежать. А теперь сам падает в кровать, не успев иногда даже раздеться, и крепко засыпает.
Здесь снова следует вспомнить о естественном пути развития ребёнка — дело именно в смене преобладающего вида деятельности. Ребёнок очень сильно устает. Родителей не должно обманывать короткое расписание, в котором в течение первого учебного периода в день всего три урока по полчаса. Также не должно вводить в заблуждение отсутствие домашней работы в первом классе. У ребёнка начался новый, неизвестный ему ранее этап жизни, где приходится существовать и работать совсем не так, как он привык раньше.
Школьная жизнь значительно отличается от условий детского сада, где малыш мог продолжать домашние бытовые дела — есть, играть, гулять. Занятия в школе построены иначе, они предполагают работу по требованию учителя на предусмотренную программой тему, а не на ту, которой желает уделить внимание сам ребёнок. Это довольно тяжело эмоционально, нервная система первоклассника не выдерживает и требует дополнительной разрядки. Дневной сон — самый простой, доступный и на самом деле эффективный способ получить необходимый отдых. Так что родителям не стоит будить новоиспеченного школьника возгласом: «Разве ты маленький?» Да, он пока еще очень маленький, и он устал.
Родителям нужен отпуск
Почему устает и от чего испытывает нервное напряжение ребёнок, вполне понятно. Но и для современных родителей обучение их отпрыска в школе тоже обычно является большим стрессом, особенно, если в первый класс идет старший ребёнок в семье. Современное общество приписывает очень большое, а возможно даже чрезмерное значение школьной эффективности ученика, родители нервничают. Зачастую им кажется, что от любого неверного шага может испортиться вся дальнейшая жизнь ребёнка. Вот купим рубашку к форме не того оттенка — и все, испортим отношения с администрацией школы, попадем не к тому учителю, ребёнок получит плохое образование, не поступит в институт через десять лет, жизнь его будет неудачна. Не заставим написать эти палочки идеально в десятый раз прямо сегодня — высшего образования и общего благополучия не видать.
Такое нервное напряжение на самом деле очень вредит учебному процессу, так как, разумеется, передается и маленькому ученику. А ему, мы помним, и так сейчас несладко.
Чтобы сохранить способность адекватно воспринимать происходящие вокруг процессы, чтобы самим адаптироваться к жизни в новом ритме, родителям очень рекомендуется взять на работе отпуск на время привыкания ребёнка к первому классу. Это освободит ресурсы нервной системы и позволит избавить себя от лишней тревожности при принятии важных решений. К тому же, не будем забывать, что школа и в самом деле начало взрослой жизни ребёнка, все ближе становится сепарация, то есть, отдаление нового человека от родительской семьи. Так пусть хотя бы это время дети и родители полностью посвятят друг другу.
Шаг навстречу учителю
Источником дополнительных психических ресурсов в начале школьной жизни, безусловно, может стать школьный учитель. Личность первого педагога чрезвычайно важна для любого ребёнка, потому мама с папой со всей ответственностью должны подойти к контактам с этим человеком. С учителем лучше познакомиться заранее, еще до начала первого класса. Ответственный педагог сам с удовольствием узнает побольше информации об ученике, которого совсем скоро нужно будет посвящать в учебный процесс, помогать осваивать первые школьные знания. Такое знакомство — в интересах всех участников процесса, так что не стоит им пренебрегать.