Частая плаксивость — не редкость в детском поведении. Ребёнок плачет по любому поводу: в детском саду, если сменяется воспитатель, когда ждет маму с работы, если родители не покупают игрушку, от того, что его зовут обедать. Родителей сначала озадачивает такое поведение, а позже — раздражает и злит. Общение с ребёнком сводится к следующему алгоритму: просьба — плач, замечание — плач, безобидная фраза — тоже плач. Почему поведение ребёнка меняется таким образом? Что могут сделать родители, чтобы скорректировать детские реакции и не испортить отношения с ребёнком?
Плаксивость у ребёнка — вредная привычка?
Иногда родители думают, что за плаксивостью не стоит серьезных причин, а дети постоянно плачут, потому что у них вдруг сформировалась вредная привычка. Это не так. За чрезмерной эмоциональностью стоят причины и, часто, они не видны взрослым.
Возможно, ребёнок в прошлом пережил стресс и ему не оказали достаточной поддержки. Тогда его чувства, которые ищут выхода — боль, страх, беспомощность — проявляются в виде беспричинных слез. Родителям нужно понять — что тревожит его, успокоить, дать понять, что он не один.
Ребёнок может испытывать тревогу, которая касается определенной ситуации. Например, развод в семье, рождение брата или сестры, переезд, знакомство с отчимом или мачехой, страх темноты, смерти, одиночества и другие травмирующие факторы. Дети, в силу возраста, не умеют управлять своими чувствами, говорить о них, поэтому, часто, сами не понимают, что с ними происходит, отчего им плохо, тревожно. Поэтому, родителям нужно быть максимально чуткими и внимательными, чтобы это понять и поддержать ребёнка. Если увидеть причину не получается — нужно показать его детскому психологу. Специалист проведет диагностику психоэмоционального состояния, увидит причину плаксивости, даст рекомендации по воспитанию и общению.
Замещающее поведение родителей
Прежде чем пытаться воспитать в ребёнке сдержанность и контроль, взрослым следует отследить собственные реакции на детский плач.
На прием привели девочку 6 лет, с жалобами на то, что, она постоянно капризничает и плачет в ответ на любую просьбу родителей. Выяснилось, что, в семье недавно родился второй ребёнок и родители стали уделять меньше внимания старшей. Девочка, с появлением младшего брата, лишилась внимания матери и отца, которым она, прежде, не была обделена. Они, все чаще, говорили ей «Подожди», «Потерпи» и «Ты же большая». Для ребёнка такие изменения в жизни оказались травмирующим фактором. Однажды, она сильно ударилась, когда играла в своей комнате. На крик и плач пришли родители и долго жалели дочь. Чуть позже, она случайно разбила вазу, и мама долго ругала ее, а она плакала. После этих двух случаев у ребёнка сформировалось понимание, что, внимание родителей можно получить через эмоциональное поведение. Если она будет плакать — ее заметят, пусть, даже, поругают. Так, она, с помощью слез, приучилась «входить» в контакт с матерью и отцом, когда особенно в нем нуждалась, а, так как, после рождения брата, она нуждалась в нем постоянно, ее плаксивость росла и крепла с каждым днем. В данной ситуации родителям было предложено, по очереди, каждый день проводить время с ребёнком один на один — они играли вместе, готовили задания для подготовки к школе, ходили в магазин или на прогулку. Девочку заново приучали к тому, что у нее есть мама и папа, и она имеет право на время, проведенное с ними, принадлежащее только ей. Плаксивость в поведении исчезла за пару недель, ребёнок вновь стал весел и счастлив. Девочка, уверенная в том, что родители любят ее, потянулась к маленькому брату, стала много играть с ним.
В семьях часто бывает так, что дети, по разным причинам, страдают от недостатка внимания родителей. Тогда они, своим поведением — в данном случае, плаксивостью — «выводят» взрослых на чувства, получая, таким образом, внимание к своей личности.
Плаксивость у детей в разном возрасте
- Если ребёнок 2-3 летнего возраста стал плаксивым, это может свидетельствовать о наступлении кризиса. Так, он проявляет протест против указаний родителей, впервые пытается отделиться от них, желая проявить самостоятельность. Взрослым не стоит «давить» на малыша, перевоспитывать его. В это время он осваивает собственные чувства и родители должны поддержать его. Отзеркаливание эмоций — «Ты злишься», «Ты расстроился», «Тебе страшно», «Тебе больно» — гораздо быстрее успокаивают ребёнка, чем крики, манипуляции и угрозы.
- Подобное поведение у ребёнка от 4 до 6 лет может говорить о том, что, он переживает тревогу или о чрезмерно чувствительной натуре. Есть дети, система чувств у которых развита очень сильно — такие особенности обычно передаются по наследству. Ребёнок может расплакаться от увиденного фильма, услышанного рассказа, грубого слова, потому что, таковы реакции его организма и психики. Родителям не удастся изменить его — они могут лишь успокаивать и поддерживать. Такая реакция взрослых гораздо полезней. Понимание со стороны укрепит нервную систему ребёнка и даст понять ему, что он не одинок в своих переживаниях.
- Плаксивость у детей в начальной школе, чаще всего, свидетельствует о кризисном этапе, связанном с обучением — возможно, ребёнок боится получить «двойку», выходить к доске, учительницу или родителей. Тогда он, чтобы избавиться от напряжения и страха, будет расстраиваться и плакать по каждому поводу.
- Когда плаксивость наблюдается в подростковом возрасте, можно говорить о наличии инфантильности в поведении. Стоит задуматься: почему подросток ведет себя как маленький? Что не позволяет ему расти? Почему такие эмоциональные реакции до сих пор «выгодны» ему?
Что предпринять родителям?
- Задуматься: не являются ли поведение взрослых и методы воспитания слишком суровыми, такими, которые держат в постоянном напряжении?
- Перестать злиться на детей за «беспричинные слезы».
- Проанализировать собственную удовлетворенность жизнью — чем младше дети, тем чаще, они отражают состояние родителей. Эмоциональная устойчивость взрослых — залог здоровой детской психики и объективного поведения детей.
- Родители должны дать понять детям, что их чувства имеют право на существование. Также, взрослым показать — как управлять ими.
- Не нужно запрещать ребёнку плакать — надо помочь ему разобраться с тем, что с ним происходит, научить управлять своими эмоциями и успокаиваться самостоятельно. Дети овладеют этими навыками, только, если, сначала, мать и отец будут поддерживать их, испытывая сами, при этом, спокойствие и уверенность.