В настоящее время вопрос грамотной профориентации детей старшего школьного возраста как никогда актуален. Ведь после принятия новых профессиональных стандартов «правила игры» на рынке труда тоже претерпели серьезные изменения.
Выбираем занятия для детей: уроки в школе и профессия
Если раньше на работу можно было устроиться практически с «любой корочкой», то в настоящее время такой трюк вряд ли пройдет. Теперь закон не позволяет претендентам занимать целый ряд должностей и вакансий без наличия документа о соответствующем профильном образовании. Как, учитывая особенности ребёнка, помочь ему найти свое место в жизни, не навязывая собственных стереотипов?
Выбирая профессию, подросток не только обозначает для себя главное занятие во взрослой жизни. Это еще и его благополучие в будущем, статус, а также круг общения. Поэтому нужно со всей ответственностью отнестись к решению этого вопроса. И именно взрослые должны помочь своему ребёнку максимально реализовать способности и найти свое место в жизни.
Многие родители, выбирая занятия для детей во взрослой жизни, руководствуются их успехами в учебе. То есть предметы, в которых дети преуспевают, становятся ориентиром в выборе их дальнейшей профессии. Однако то, что ребёнок побеждает на всех олимпиадах по математике, не гарантирует ему блестящей карьеры в Силиконовой долине. Не исключено, что школьнику просто нравится преподаватель, форма обучения и атмосфера уроков. В реальной жизни все будет иначе. Поэтому нужно в первую очередь определиться с будущей профессией, а уже потом подтягивать соответствующие предметы.
В лексиконе преподавателей ВУЗов есть такой термин: «синдром третьего курса», когда студенты, отучившись первые два года, испытывают разочарование от выбранной профессии. Самые смелые забирают документы и покидают ВУЗ в поисках своего призвания, но основная часть студентов заканчивает учебу и получает диплом по специальности, по которой вряд ли будет работать. На вопрос: «Почему так произошло?» вчерашние дети отвечают, что выбрали эту профессию, потому как им легко давались в школе соответствующие предметы.
Критерии выбора: особенности ребёнка или профессиональная династия?
Распространенной ошибкой родителей является то, что они агитируют ребёнка выбрать так называемую «семейную» профессию, которой владеет уже не первое поколение в семье. В этом есть определенная логика — родители предпочитают такие занятия для детей, потому что и связи в этой области уже имеются, и опыт хочется своему ребёнку передать, и клиентура давно наработана.
К сожалению, взрослые не всегда учитывают особенности ребёнка, и вполне может оказаться, что у него нет черт характера, которые необходимы для работы в этой сфере. Поэтому единственно правильное решение этого вопроса — присмотреться к интересам самого подростка, выслушать его мнение и отнестись к нему с уважением. В противном случае потом, если что-то пойдет не так, дети будут всю жизнь винить родителей, что те не дали пойти им по самостоятельно выбранному пути.
И не нужно пытаться воплотить в ребёнке собственные мечты. Вполне возможно, что, допустим, профессия финансиста, о которой мечтал в молодые годы отец, сыну будет не по силам.
Мечты и реальность: ознакомление детей с будущей профессией
Нередки случаи, когда подростки выбирают будущую профессию, ориентируясь на героев сериалов. «А на что им еще ориентироваться?» — спросят некоторые. Нужно найти возможность наглядно продемонстрировать детям специфику той или иной профессии, познакомить с трудовыми буднями работников этой сферы деятельности. В наши дни существуют специальные профориентационные лагеря, в которых преподаватели каждый день организовывают занятия для детей по одной из профессий. Особенность таких мастер-классов в том, что в роли преподавателей выступают не педагоги, а настоящие профессионалы своего дела, которые приезжают по приглашению руководства лагеря и весь день знакомят детей со спецификой и тонкостями своего дела.
Подростки в силу своего возраста очень зависимы от поддержки и мнения ровесников, поэтому иногда выбирают специальность «за компанию». В таком случае имеет смысл за пару лет до выпуска из школы предложить ребёнку вступить в так называемое профессиональный клуб единомышленников. Будет неплохо, если он пообщается с такими же, как сам, будущими студентами, приобретет новых товарищей из интересующей его сферы деятельности. Это могут быть специальные курсы, созданные при университете, «Школа начинающего журналиста» или «Студия живописи», вариантов много, главное — выбрать по душе.
Если ребёнок не может определиться с выбором
Если с интересами и особенностями ребёнка родители уже определились, не помешает промониторить рынок труда, то есть разобраться, какие профессии в настоящее время востребованы больше всего? Для этого дети и родители могут вместе просматривать сайты по поиску работы, изучать список предлагаемых вакансий, требования к соискателям, предложения по зарплате, условия труда и так далее. Таким образом сложится реальное представление о том, какие профессии в настоящее время являются востребованными и хорошо оплачиваемыми.
Теперь непосредственно об учебе. В нашей стране бесплатное образование можно получить один раз в жизни. Поэтому, если к моменту окончания школы подросток так и не определился с выбором профессии, не стоит спешить отправлять его в любой ВУЗ, чтобы он получил «хоть какую-то корочку». Ничего страшного не случится, если выпускник школы в этот год не поступит в университет, а поработает, закончит языковые курсы, поступит в колледж на одно из интересующих его направлений, а может, и вовсе отправится путешествовать или попробует себя в роли волонтера. В европейских странах взять паузу длиною в год между окончанием школы и поступлением в ВУЗ считается нормальным явлением.
И еще — всегда надо оставлять последнее слово за своим ребёнком. Даже если взрослым не нравится его выбор, подростку придется учиться на своих ошибках.