Математика — один из самых сложных и интересных школьных предметов. Но далеко не все дети любят ее. Одним математика дается просто, у других же вызывает целый спектр отрицательных эмоций — от скуки до страха. Школьники не могут полюбить математику по разным причинам — считают себя неспособными, а предмет — слишком сложным. Но, как и в ситуации с освоением других предметов, основная проблема школьной математики — отсутствие интереса и мотивации к обучению. Как можно помочь ребёнку?
Польза математики для развития детей
«Математика — гимнастика ума» — утверждают многие педагоги. Умение считать — один из базовых навыков, которым должны владеть дети и взрослые. Без знания основ математики невозможно ни посчитать сдачу в магазине, ни рассчитать семейный бюджет. Она также способствует развитию логического мышления — навыка, который пригодится детям в изучении других наук.
Сравнение с гимнастикой не случайно. Подобно тому, как физические упражнения развивают тело, математика развивает мозг. Хорошее знание математики учит детей мыслить логически и понимать закономерности событий и явлений. Без ее понимания невозможно сделать успешную карьеру в бизнесе, сфере точных наук и программировании.
Математика воспитывает в детях и такие важные качества, как ответственность, точность, аккуратность и целеустремленность. Поэтому регулярные занятия математикой не менее важны, чем физическая активность. Также она помогает и в освоении других дисциплин — не только точных наук, но и творческих. Например, некоторые ученые выявляют прямую связь между математическими способностями и умением играть на музыкальных инструментах. Социология, экономика и лингвистика во многом опираются на математические законы познания реальности.
К сожалению, несмотря на важность математики в жизни, у многих школьников она вызывает страх. Если ребёнок не умеет решать задачи или уравнения, то у него не возникает интереса и к другим точным наукам — физике, химии, геометрии. Самый главный кошмар такого школьника — контрольная по алгебре с неизбежной «тройкой» или даже «двойкой». Для многих это означает ухудшение отношений с родителями и неуверенность в собственных академических способностях.
За что школьники не любят уроки математики?
Причины нелюбви к школьным урокам математики могут быть теми же, что и к другим предметам — отсутствие интереса и мотивации у ребёнка, напряженные отношения с учителем или особенности программы. Например, среди недостатков школьной математики, выделяют особенности ее преподавания в школе с использованием методов, которые не пригодятся в реальной жизни.
По мнению многих выпускников школ, уроки математики имеют следующие особенности, не способствующие росту интереса у учеников:
- недостаточное повторение пройденного материала. Например, тему процентных вычислений проходят в 6-м классе, затем не возвращаются к ней до момента сдачи ЕГЭ;
- излишний догматизм вместо практических знаний;
- не вполне правильную организацию информации в учебниках;
- избыток элементов высшей математики, которая не пригодится в реальной жизни.
Такой подход к изучению математики в школах приводит к тому, что уроки не дают ученику реальных знаний. В результате, у некоторых школьников получается самостоятельно решать задачи из учебников, а другие вынуждены заниматься с репетитором дополнительно. Впрочем, школьники и их родители могут со временем смириться с отсутствием математических способностей и бросить все силы на освоение гуманитарных дисциплин. И для них «тройка» — не приговор.
Тем не менее, серьезная роль математики в школьной программе является для школьников одним из главных источников стресса. Он имеет и свое название — «математическая тревожность». Под ним понимается иррациональный страх и неприязнь к математике. Пока ребёнок учится в школе, он не в состоянии рационализировать свой страх перед контрольной или необходимостью отвечать у доски. Лишь спустя многие годы после окончания школы, люди анализируют методику преподавания и понимают ее недостатки.
«Математическая тревожность» характеризуется страхом и паникой перед необходимостью отвечать у доски на уроке математики или писать контрольную работу, нежеланием выполнять домашнее задание по математике, неуверенностью в своих силах и нежеланием пробовать альтернативные методы изучения предмета. Общественная установка о тех, кто отлично разбирается в математике, как о самых успешных людях, способствует формированию у школьника комплекса неполноценности.
Могут ли родители помочь ребёнку полюбить математику?
Отношение ребёнка к неудовлетворительным результатам изучения математики во многом зависит от того, как реагируют родители. В некоторых семьях от школьника ждут только отличных отметок по всем предметам. Поэтому любая неудача может восприниматься болезненно, вплоть до невроза. Другие могут со временем смириться, потому что и сами не очень любили математику или потому что ребёнок — гуманитарий.
Чтобы младший школьник полюбил математику, необходимо главное — личный родительский пример. Мать или отец, хорошо знающие математику, вполне могут помочь ребёнку не бояться ее и научить решать задачи. Но прежде всего, они должны исключить из жизни установки, формирующие страх и отвращение к учебе в целом, и не упрекать ребёнка, если у него что-то не получается.
Во многих случаях боязнь математики не связана с формулами и числами как таковыми, но с родительским отношением к школьным оценкам ребёнка. Утверждение «троечник может рассчитывать лишь на карьеру дворника» не имеет ничего общего с действительностью и обесценивает ребёнка как личность в глазах семьи. В результате школьник не только не полюбит учебу, но и существенно снизит свою самооценку.
Чтобы помочь ребёнку лучше понять математику, мамам и папам следует и самим заинтересоваться предметом. А вот стремление решать задачи не вместе со школьником, а вместо него — это явная «медвежья услуга». Он научиться справляться самостоятельно, если ему логически объяснят ошибку. Другое нерациональное решение — это сборники готовых ответов, где ученик может списать, но не понять логику задачи.
Лучшие разобраться с математикой помогут и многочисленные видеоролики, и дополнительные занятия. Даже если школа не в состоянии привить ребёнку любовь к этому предмету, вполне возможно, что альтернативные методы обучения сформируют другое отношение к нему.