Не всегда дети — милые и любимые «ангелы», иногда они бунтари, шалуны и такие проказники, что подчас родители «разводят руками», недоумевая, что происходит с ребёнком, почему его поведение не соответствует требованиям, приличиям, воспитанию и как взять под контроль непослушное чадо.
На тему детского непослушания написано множество статей, книг по детской психологии. Многие из них описывают серьезные причины для отклоняющегося поведения, проявления возрастных кризисов развития и даже говорят о том, что причиной для детского бунта и негативизма часто выступают конфликты и неполадки в семье.
И все-таки, почему дети не слушаются? Ответы на этот вопрос ищут все: воспитатели в детских садах, педагоги во время уроков, родители. Взрослые люди «копаются» в детском поведении, пытаясь понять причины, по которым ребёнок, всегда «удобный», приятный и дружелюбный, вдруг поднимает крик, дерется, бранится, делает «все на зло» и словно не слышит то, что ему говорят взрослые. Практика показывает, что непослушание детей может сильно испортить атмосферу в семье, отношения между ее членами, стать причиной серьезных конфликтов между матерью и отцом.
Чаще всего, когда дети не слушают старших, на них пытаются воздействовать любыми способами, которые могли бы заставить их выполнять требования и подчиняться правилам. Обычно, когда самые простые и безобидные из них не работают, родители принимаются за тяжелую артиллерию воздействия на маленьких сорванцов — манипулируют, пугают, повышают голос, наказывают. Отсюда следует, что детское непослушание также отрицательно сказывается и на детской психике — вряд ли найдется случай, когда после серьезного конфликта между родителями и маленьким ребёнком, между ними увеличилось доверие, они стали больше ценить и уважать друг друга.
Эта статья будет полезна тем, кто желает разобраться в причинах непослушания, понять, что заставляет детей идти наперекор родителям, превращает их из улыбчивых малышей в маленьких агрессоров и невоспитанных сорванцов.
Что ждут родители от детей?
Во многих семьях есть такая капризная штука, как ожидание. Почему капризная? Да потому что если бы ожидания членов семьи в отношении друг друга всегда удовлетворялись, то все на свете жили бы в мире и согласии, не знали, что такое грусть, печаль, конфликты и разочарование. Ожидания бывает очень сложно удовлетворить.
Маленькие и большие дети очень сильно подвержены ожиданиям со стороны взрослых. Мать и отец видят в них свое продолжение, гордость, радость и смысл жизни. Поэтому им бывает так горько, когда они растят воспитанных малышей, рассудительных, серьезных и самостоятельных, а те, в один прекрасный момент, нарушают все правила, представая перед окружающими, а часто и незнакомыми людьми, с противоположной, «темной» стороны. Тогда взрослые, лелея свои ожидания, расстраиваются, забывая о том, что когда их дети появились на свет, они получили индивидуальность, возможность быть собой, и право не соответствовать ничьим ожиданиям, даже родительским.
Ребёнок и его потребности
Ребёнок растет, имея свои потребности. Они могут быть природными, возрастными, а также личными. Занимаясь воспитанием и страстно желая видеть то, что хотят, родители часто не задумываются над тем, что дети тоже могут что-то хотеть или не хотеть — делать, видеть, есть, соблюдать.
Непослушание ребёнка может свидетельствовать о неудовлетворении его базовых потребностей — это внимание, любовь, принятие, забота.
Если ребёнок совсем не получает эмоционального внимания в семье, если родители озабочены каждый своими проблемами или бесконечным выяснением отношений, то велика вероятность того, что ребёнок начнет бессознательно «добывать» внимание другим, искаженным, но действенным способом, чтобы его заметили. Этот способ — нарушение поведения. Дети «вдруг» начинают вести себя агрессивно в школе или детском саду — дерутся, кусаются, портят вещи, нарочно «доводят» педагогов, или причиняют вред себе. Такое поведения является тревожным сигналом для всех членов семьи и требует немедленного обращения внимания на ребёнка.
Ребёнок нуждается в том, чтобы дома с ним разговаривали — откровенно, весело, выслушивая, как прошел его день, что нового он узнал, с кем познакомился, что его порадовало или огорчило. Тогда ему не придется становиться хулиганом или «жертвой», только ради того, что обратить на себя взгляды матери и отца.
Чувства детей
Когда родители требуют беспрекословного послушания, они могут не учитывать чувства детей. Немедленно прекратить игру или разговор по телефону с другом чтобы идти спать — мыть руки, обедать, готовить уроки — является нарушением пространства ребёнка, его сферы деятельности и совсем не учитывает чувств. Когда дети слушаются и выполняют такие просьбы, они радуют родителей, однако сами приучаются думать, что все, что им интересно, следует «отодвинуть» на второй план и то, что им важно, является ерундой, не имеющей значения.
Родители должны отказаться от такого поведения, чтобы не приучать детей попирать свои чувства и отказываться от собственных интересов — это не сослужит им в жизни хорошую службу.
Когда дети не слушаются и, вопреки вмешательству со стороны, организовывают свое пространство и доделывают личные дела, то могут вызвать гнев старших, однако, отстояв свои желания, они получают больше шансов в будущей жизни добиваться желаемого, защищать себя, развивать индивидуальные качества.
Условия развития и общения
Ребёнок может проявлять признаки нежелательного поведения в случае, когда не удовлетворяются его потребности в здоровом и полноценном общении. Если запереть его под замок и не давать общаться с любимыми друзьями, он, не осознавая своего гнева, может перестать слушаться родителей, бессознательно протестуя против такой несправедливости.
Не позволяя детям заниматься любимым делом, навязывая то, что нравится взрослым, является престижным или модным, родители не только губят в них таланты и живое стремление к творчеству, но также провоцируют новую волну непослушания. Через него ребёнок склонен проявлять протесты, бессознательно заявляя о том, что он тоже личность, хоть еще маленькая и недостаточно зрелая, но имеющая право на голос и занятия, интересные ему.
Что делать родителям?
Когда ребёнок вас не слушается, задайте ему вопрос: «когда ты так делаешь (кричишь, дерешься, жадничаешь, сопротивляешься, капризничаешь и так далее) — что ты на самом деле хочешь?». Сначала ответы могут быть поверхностными, но чем чаще вы будете обращаться к потребностям и чувствам детей, тем лучше они начнут понимать себя и слышать, что им действительно надо — испортить вещь или получить внимание, ударить от злости брата или убедиться в том, что родители любят его также сильно как другого? Вместе с ребёнком это начнут понимать и взрослые.
Когда родители начинают понимать, что дети не рождаются непослушными, а становятся такими в силу обстоятельств, отношения в семье могут измениться в лучшую сторону, приобретая черты уважения, принятия и поддержки.